Заметки юристаСовесть в карманеи в дружной и трудолюбивой шоферской семье еще находятся, к сожалению, люди, у которых голос совести, голос долга заглушается корыстолюбием или равнодушием. ...Полночь. В глухом переулке старого Арбата стаут такси. Дремлет за баранкой водитель. Рядом с ним — молодой круглолицый блондин. Он явно нервничает: курит папиросу за папиросой, напряженно вглядывается в темноту, как бы ожидая кого-то. Из-за угла показались двое. В руках большие портфели. — Поехали. На Внуковский аэродром. Да поскорее, чтобы не опоздать. В обиде не будешь! Мчится такси по ночной Москве. — Ну, как? — слышит водитель хриплый голос за спиной. — Порядок. У Леона ошибок не бывает. Карась оказался с икрой... — Не болтайте! — сердито обрывает разговор третий. Показались огни Внукова. — Держи, — в руку шофера суют три десятирублевые ассигнации. С аэродрома таксист ехал не спеша. В голову приходили разные мысли: кто эти трое? Что за «карась с икрой»? Может сообщить милиции? Да ну их! А шайка уголовников, возглавляемая матерым рецидивистом Леоном Восканяном, продолжала гастролировать по стране. В Киеве, Харькове, Днепропетровске, Ленинграде проводились одни и те же «операции». Отыскав живущего нечестным трудом «карася», мошенники являлись к нему на квартиру и, предъявляя подделанные удостоверения работников ОБХСС, требовали сокровища. Из тайников появлялись пачки денег, облигации, бриллианты. Пойманный впоследствии Леон Воскзнян рассказывал на суде, что, разрабатывая план своих афер, он всегда поручал одному из помощников заблаговременно найти такси и ожидать поблизо-Я. ШВЕЙЦЕР— Алло! Такси! Трое молодых людей в модных шуршащих плащах быстро садятся в машину. — Давай на Головинское кладбище! Сумрачные, встревоженные лица пассажиров, как и не совсем вежливое обращение, не удивили водителя А. Петрова. «У людей несчастье. На похороны, наверное», — подумал он, прибавляя газ. Путь от Новопесчаной до места занял немного времени. Через 15 минут «Волга» затормозила у ворот кладбища. — Немного подальше. Здесь подожди. Пассажиры перемахнули через ограду и растаяли в сумерках. Вскоре они вернулись с поклажей. Каждый нес в руках по... колесу. — Не удивляйся. Вези на Бакунинскую и помалкивай. Будешь доволен! От автомобильного магазина с Бакунинской к Сокольникам ехали уже без груза. «Ясно: краденое сбывали», — решил водитель. — Сколько на счетчике? — Пять рублей. — Держи десять! Все трое уверенной походкой направились к ресторану. Хлопнула дверь. Но погулять не пришлось. С помощью шофера преступники были задержаны и предстали перед судом. Скажете, что ж , случай ничем не примечательный. Каждый советский человек должен помогать милиции в борьбе с ворами, хулиганами и прочей нечистью, что мешает нам спокойно жить. Правильно. И я мог бы привести десятки таких примеров. Можно было рассказать о шофере 1-го таксомоторного парка столицы С. Мозгалове, его коллеге из 15-го таксомоторного И. Мустафаеве, водителе автобазы Управления делами Совета Министров СССР В. Попове и других. Однако цель этих заметок иная. «Герои» нашего рассказа представляют собой как раз исключение из общего правила. Но о них приходится гспорнть, ибо __ , „ ц . . __ _сти. На автомобиле они затем удирали на аэродром, вокзал или в порт.. шоферы получали крупные «чаевые». И каждый из них молчал. Не нашлось ни одного, кто помог бы изобличить преступников, схватить воров за руку. Спрятав совесть в карман, они становились в лучшем случае равнодушными свидетелями преступления, в худшем — его соучастниками. «В обиде не будешь!», «Будешь доволен!» — это та дешевая приманка, на которую клевали молчальники ихапуги . Может быть, найдутся работники автотранспорта, которые возразят мне: дескать, для водителя важно, чтобы машина была в порядке, да ездил бы без аварий. Смотреть за пассажирами, думать, откуда они взяли багаж, — не их дело. Позвольте не согласиться! Конечно, безопасность движения — главная забота шофера. Но это ведь его служебная обязанность. А долг гражданина? Сам уклад нашей жизни не позволяет ему проходить мимо любых нарушений нашей морали и закона. Земля должна roil. реть под ногами преступника. И так оно й есть. Вот пример. Угнали «Волгу» автобазы «Скорая помощь». На 3-й Хорошевской улице с нее сняли колеса. Выехавшие на место оперативно-следственные работники стали выяснять, не видел ли кто-нибудь, к ак это произошло. Очевидцев не находили. Но вот к сотрудникам милиии пришла школьница Галя Абрамова. отЙна заметила «мальчиков», которые, навинтив колеса, покатили их в дом против. У дома действительно обнаружили следы. Однако куда делось похищенное? И снова помог «посторонний» человек — пенсионер М. А. Ногин. Он видел, как подростки грузили колеса в такси. Ему это показалось подозрительным, и он на всякий случай записал номер машины. Так был разыскан водитель 5-го таксомоторного парка Владимир Марков. Это он перевез краденое на Бакунинскую улицу, где колеса купил шофер тбилисского такси Альберт Маркарян. Мог ли Марков не знать, что помогает ворам, которые не только щедро ему заплатили, но еще подарили набор инструментов? Разве не понимал шофер Маркарян, что покупает у подростков за полцены краденые колеса? Не буде мже проходить мимо, не будем надеяться, что кто-то другой станет бороться с дрянью. Каждый советский человек должен активно участвовать в разрешении этой государственной важности задачи — полного искоренения преступности в нашей стране. :<W*ftS<K«H^KAr^-VVIl^TOf.^-r.ls.r.^.t'Jii-W^^^ издательство готовит к переизданию «Учебник шофера второго класса», созданный А. А. Сабининым, И. П. Плехановым и В. А. Черняйкиным, и «Учебник шофера первого класса» (авторы В. М. Пленников и Н. М. Ильин). Книга Г. И. Крулева «Безопасность движения и техника безопасности на автомобильном транспорте», обобщающая и систематизирующая большой практический материал, может заинтересовать тех, кто хочет повысить свою квалификацию. Массовым тиражом вновь выйдут «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам Советского Союза». Эта книжка, которую должен изучить каждый профессиональный шофер и автолюбитель, хорошо иллюстрирована, дорожные знаки исполнены на цветной вклейке с подробным описанием. В 1965 году будет продолжено издание монографий об отдельных марках автомобилей. Так, выйдет из печати книга Г. К. Шнейдера и И. А. Давыдова «Автомобиль УАЗ». В ней показаны особенности конструкции автомобилей УАЗ-69, УАЗ-69А, УАЗ-450, УАЗ-450А и УАЗ-450Д. Шоферы и меДЛЯ ТЕХ, КТО ЗА РУЛЕММногие автолюбители уже приобрели книги с маркой издательства «Транспорт». В 1965 году оно продолжит выпуск пособий по устройству и ремонту автомобилей. Среди этих книг в первую очередь следует назвать учебники и учебные пособия для подготовки шоферов и других работников массовых профессий автомобильного транспорта. Полезным пособием для автоэлектриков, а также автомехаников и шоферов станет книга Н. М. Ильина «Электрооборудование автомобилей». Автор в доступной форме рассказывает об устройстве и работе приборов электрооборудования наиболее распространенных отечественных автомобилей, освещает методы их технического обслуживания и ремонта, а также способы выявления и устранения неисправностей. Для тех. кто обучает шоферов, предназначена книга С. Р. Певзнера «Вождение автомобиля». В ней приведены необходимые методические указания, основанные на опыте, практические рекомендации. Работа заинтересует не только инструкторов, но и автолюбителей, шоферов, желающих совершенствовать свое мастерство. Среди учебной литературы — книга Н. Д. Морозова и К. С. Шестопалова «Эксплуатация и ремонт автомобилей». Это пособие для подготовки автомехаников содержит сведения по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей «Москвич-407», М-21И «Волга», ГАЗ-51А, ЗИЛ-164А, МАЗ. Книга может помочь и автолюбителю. В 1965 году намечено переиздать широко известный «Учебник шофера третьего класса» (авторы — Г. Е. Нагула, В. С. Калисский и А. И. Манзон). Он будет несколько переработан. Учебник содержит в соответствии с утвержденной программой необходимые сведения по устройству, техническому обслуживанию и эксплуатации автомобилей ряда современных моделей. В связи с многочисленными просьбами читателейханики, на которых рассчитано это пособие, узнают из него о методах технического обслуживания и ремонта автомобилей, получат необходимые сведения о материалах, применяемых при ремонте, допусках и посадках, допустимых износах. Издательство «Транспорт» намечает выпустить несколько книг по технике безопасности для шоферов. Среди них брошюры «Техника безопасности при работе на автомобиле в зимних условиях» (автор Н. В. Семенов), «Техника безопасности при эксплуатации грузовых автомобилей» (автор И. Г. Чекрьипин), памятка шоферу панелевоза и фермовоза. На широкий круг читателей рассчитана книга К. М. Атояна и Я. Н. Каминского «Электрооборудование автобусов ЛАЗ». Значительное место в плане издательства занимает литература для инженеров и техников автомобильного транспорта. Возможно, некоторые книги этого раздела заинтересуют подготовленных автолюбителей и шоферов-профессионалов. К таким работам можно отнести небольшую книгу Г. С. Лосавио «Пуск автомобильных двигателей», посвященную способам, поз-Ф '?»i»tvcra«j^ttxxi^v-.Mnv*<it?.u<«w^ *