HZAXШ^й^^ГШлям формулы III (большая часть из которых «Вартбурги») — выступал на машине, где на каждом поршне было лишь по одному (!) кольцу, так своеобразно решать проблему запчастей приходится, увы, даже чемпионам, В 1964 году после трехлетних неудач опять стал чемпионом страны Г. Сургучео (НАМИ). Выступая в группе автомобилей формулы I на трехкарбюраторном «Мелькус-Вартбурге» (1000 смз, 85 л. с , вес 420 кг), он легко выиграл оба этапа. В-связи с этим хочется задать вопрос; почему руководство НАМИ забросило работы над гоночными автомобилями, базирующимися на отечественных узлах? Построенный институтом автомобиль НАМИ-073 формулы Iв этом году вообще ни в каких соревнованиях не стартовал, и на первенстве страны гоночные автомобили института были представлены лишь одним «МалькусВартбургом». Не мало ли это для ведущего научно-исследовательского института автомобильной промышленности? Большой популярностью среди спортсменов за последнее время начинают пользоваться гонки на серийных машинах. В прошлом году только в первенстве страны участвовало около 40 «Волг» и 16 «Москвичей». Пожалуй, эти две группы в будущем станут основой для более широкого привлечения автоспортсменов и участию в кольцевых гонках. Не исключено, что серийные машины со временем .вытеснят спортивные. В самом деле, гоночный автомобиль свободной формулы, имея почти одинаковое со спортивным (оба они базируются на «волговских» узлах) шасси, обладает значительно' более простым и не таким трудоемким кузовом. Поэтому постройка гоночной машины для спортсмена предпочтительнее. Таиим образом, интерес к спортивным машинам сейчас несколько падает. Новых конструкций создается мало, и по уровню они не превосходят то, что появилось два-три года назад. Прирост скоростей на спортивных машинах наименьший. Как показывает статистика, многие гонщики покидают этот класс, пересаживаясь либо на гоночный (О. Гарсеванишвили, К. Черкашин, Ю. Андреев), либо на серийный автомобиль (А. Гришин, Ф. Смурое, А. Невзгляд). И наконец, хотелось бы немного сказать о технических требованиях и автомобилям, участвующим в соревнованиях. Они содержат ряд ненужных ограничений ив то же время не оговаривают необходимого. Например, по существующим техническим требованиям нельзя ни на одном из гоночных автомобилей установить спереди колеса с 13-дюймовыми, а сзади с 13-дюймовыми оводами. При ограниченных возможностях изготовления шестерен главной передачи переход на большие ведущие иолеса является выходом из положения. Так, 8стати, нередко и делают за рубежом. чввидно, на будущее этот пунит технических требований надо пересмотреть. Не оправдано требование устанавливать на гоночных автомобилях сплошное Днище под картером двигателя. Оно возникло как мера предосторожности против попадания масла на дорогу. Но в случае утечки его все равно «выдует» на шоссе (ведь иузов на герметичен), а охлаждение масла в поддоне заметно ухудшается. Ничего не сказано в технических требованиях о размерах зеркала заднего вида для гоночных машин, тогда как на спортивных машинах предписывается иметь зериало площадью не менее60 CM2.ч тоВЫ ЗНАЕТЕАвтомобиль формулы I («Эстония-12»).О ФОРМУЛАХ?*» реди многочисленных вопросов,- коw торые задают читатели в своих письма» а редакцию, встречаются и такие: «Как различать гоночные автомобили по формулам? Что такое «формулы» и «группы» в автомобильном спорте?». Когда говорят о гоночном автомобиле, что он «такой-то» формулы, то под этим подразумевают группу автомобилей, конструкция которых соответствует определенным техническим требованиям. В зависимости от этих требований автомобили делятся <на различные «формулы». Приводим классификацию гоночных автомобилей. Формула I (совпадает с международной): рабочий объем двигателя от 1300 до 1500 смз, собственный вес не менее 450 кг. Формула II (совпадает с международной): рабочий объем двигателя не свыше 1000 смз, число цилиндров не более четырех, собственный вес не менее 420 кг. Формула III (совпадает с международной): рабочий объем двигателя не свыше 1000 омз, допускается установка лишь одного карбюратора (между карбюратором и впускной трубой голжна стоять шайба диаметром в свету 38 мм), обязательно использование блока, головки цилиндров и коробки передач от серийного легкового автомобиля; собственный вес не менее 400 кг, Формула IV (всесоюзная): рабочий объем двигателя не более 750 смз, стартер необязателен. Формула V (всесоюзная): рабочий объем не менее 1500 смз, верхний предел его не ограничен (ее еще называют «свободной формулой»), В кольцевых гонках выступают не только на гоночных, но и на обычных легковых, а также на спортивных автомобилях, И те и другие подразделяются на группы, Группа А — улучшенные серийные и серийные автомобили о форсированными двигателями рабочим объемом свыше 1600 смз (класс «Волг»), Группа В — улучшенные серийные и серийные автомобили с форсированными двигателями рабочим объемом до 1600 смз (класс «Москвичей»), Группа В — серийные автомобили о форсированными двигателями рабочим объемом до 1000 смз (класо «Запорожцев»). Группа Г — спортивные автомобили с двигателем рабочим объемом до 3000 см», не менее чем двухместным кузовом, обязательным полным комплектом электрооборудования и глушителем, Группа Д — «прототипы», то еотъ опытные образцы любых автомобилей, спортивных или серийных (без ограничения литража), Приняли старт гоночные машины формулы III («Мелькус-Вартбург»).На дистанции автомобили формулы IV («Эстония-3»),Одна из представителей «свободной формулы» — автомобиль «Эстония-13».Серийные «Волги» (группа А) на трасте гонок.ВВ 1964 году на первенстве СССР техиичесиая комиссия строго следила за ыполнением технических требований. то правильно. Но совершенно неоправданно, когда комиссия допускала к соревнованиям гоночные автомобили, у которых сиденье водителя было без боковых упоров. На повороте гонщик в такой машине одной рукой держится за борт, (автомобили «Эстония-3» и некоторые спортивные), что затрудняет управление и уж никак не повышает безопасность соревнований. Л. ШУГУРОВ, инженер.В группе В соревнуются «Москвичи». Машина М. Ковалева — чемпиона СССР 1964 года а Группе Г (спортивные машины),Фото В. Егорова.15