24
25
(ЕИИИИИ ШМДЦ » * СвШЕЖМ лшлтллшлжМОРОЗ НЕ СТРАШЕНЗимой на «Волге» раннего выпуска даже после слива воды перемерзает трубопровод, идущий вдоль двигателя к радиатору отопления, В этом месте вода все же скапливается, а при замерзании разрывает металлическую трубу. Как быть? В металлическую трубу рядом с местом, где она соединяется с дюритовым шлангом (у вентилятора), надо врернуть или впаять краник, через который и сливается оставшаяся вода. Ю. БЕЛЯЕВ.г. Златоуст.ОРИГИНАЛЬНЫЙ БАЧОКНа своем мотоцикле 43 я установил запасной бачок для масла, который уже неоднократно выручал меня в дальнем пути. Его емкость (400 смз) позволяет иметь запас масла на 8л бензина. Бачок удобно размещается под седлом, не занимая лишнего места. Его форма и расположение хорошо видны на фотографии (рис. 1). Чтобы сделать бачок, необходимо сначала изготовить по чертежуДиаметр горловины не должен превышать 15 мм. Для ее изготовления можно использовать гайку с резьбой 10 мм или найти подходящую горловину от старой жестянки с завинчивающейся пробкой. После пайки бачок промывают водой с мылом для удаления кислоты, сушат, грунтуют и окрашивают нитрокраской. В. САВИНОВ.В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯБольшинство автолюбителей для прогрева двигателей использует горячую воду. При низких температурах остатки воды замерзают в сливных краниках и образуют ледяную пробку. Такая пробка лепко оттаивает у краника радиатора и плохо у крана водяной рубашки двигателя. Она опасна тем, что если двигатель не заведется, воду невозможно будет слить без его дополнительного разогрева. Чтобы устранить пробку, рекомендуется после слива воды вставлять в краник водяной рубашки проволоку диаметром 2 мм до упора в стенку рубашки. Перед тем как залить воду, надо вытащить проволоку — и образуется канал для слива воды при прогреве. Для предохранения заднего стекла от обмерзания (а у неотапливаемых автомобилей старых конструкций и переднего) проще всего наклеить на него рентгеновскую пленку размером 300x400 мм. Делается гато очень просто. С пленки в горячей воде снимают эмульсию. Края пленки шириной 5 мм загибают для образования воздушной прослойки между пленкой и стеклом. Затем ее приклеивают к стеклу лейкопластырем шириной 10 мм. Б. ПИНИЧИН.ЗАЩИТА ОТ КОРРОЗИИДля защиты никелированных частей мотоциклов от коррозии при зимней консервации я применяю силиконовый крем для рук. Вели этот крем нанести тонким слоем на защищаемую поверхность, он надежно предохраняет металлические части от действия влажного воздуха. Н. АЛЕКСЕЕВ.г. Иваново.УТЕПЛИТЕЛЬНЫЙ ЧЕХОЛ НА РАДИАТОР «ВОЛГИ»Несмотря на наличие жалюзи у современных автомобилей, даже в средней полосе нашей страны зимой возникает необходимость в установке утеплителей, ващищающих двигатель от переохлаждения при движении и от быстрого остывания на стоянке. Применяемые обычно для этой цели утеплители (на облицовке) неудобно крепить, нередко они портят вид машины. ЛуЧше сделать чехол на радиатор. Он намнбго надежнее держит тепло и выглядит аккуратнее. Чехол изготовляется, как показано на рисунке, из плотной теплой ткани, облицованной сверху дерматином. Можно сделать его и стеганым на вате, ватине или поролоне. Для жесткости лобовой стенки чехла желательно между утеплительным слоем и дерматином поставить картон размером 510X490 мм с окном 230X190 мм. Боковые клапаны Аи верхний В загибают на радиатор, для соединения их между собой служат ремешки 12. По краям чехол нужно прошить. В. НИКИТЕНКО.Р ис . 1. Форма и расположение бачка под седлом.по нестии по местуг. Челябинск;ЛИСТ ФАНЕРЫ МЕЖДУ БРЕЗЕНТОМ И КРЫШЕЙМногие автолюбители накрывают свои автомобили на зиму брезентом. А снег, который временами подтаивает, пропитывает брезент влагой, и он примерзает к машине. Горе, если вы вздумаете теперь снять брезент — окраска будет основательно испорчена. Чтобы избежать этих неприятностей, достаточно накрыть машину листом фанеры, уперев его противоположными краями в бортики желобков на крыше машины так, чтобы фанера выгнулась и не касалась автомобиля. Теперь машину можно накрыть брезентом, а чтобы свисающие края его не терли борта при ветре, достаточно оттянуть их веревками, завязав за колышки, вбитые в землю вокруг автомобиля, теперь ваша машина надежно укрыта на зиму. Л. МАКАРОВСКИИ.г, Киев.Утеплительный чехол на радиатор «Волги»: 1 — шторка; 2 и3 — загибы; 4'и 10 — направляющие; 5 — отростки; в — окантовочная пластинка; 7 — места крепления трубки; 8 — трубка; 9 иЦ — места прорезки щелей; 12 — ремешок; 13 — отверстие для датчика; 14 — отверстие для пробки; 15 — шнур; А иВ — клапаны. 75УJбоковая етеша2P u о. 2. Размеры заготовок бачка1 — верхняя крышка; 2 — горловина с проОкой; 3 — боковая стенка; 4 — дополнительное отверстие. (рис. 2) его модель из дерева. В дальнейшем модель служит оправкой, на которой делается боковая стенка бачка. Для изготовления по модели высоту боковой стенки на раскрое необходимо увеличить на 4 мм (из расчета загиба по 2 мм на сторону). Боковые стенки модели обертывают полосой ватмана с захлестом 3—5 мм на стыке. Карандашом проводятся линии по верхней и нижней кромкам модели (надо не забыть припустить 4 мм). Затем полосу обрезают по разметке и по ней на жести чертилкой обводят боковую стенку. Вырезав полосу, сгибают ее по форме, «подстукивая» молоточком каждый угол. После этого верхние и нижние кромки загибают к центру под углом 90 градусов, модель вынимают, а стенки запаивают в стык. По модели на жести вычерчивают верхнюю и нижнюю крышки и вырезают их. Примерно в центре обеих крышек гвоздем пробивают по отверстию с таким расчетом, чтобы при сборке они совпали, а их вдавленные края были направлены внутрь бачка. После припайки крышек в эти отверстия вставляют гвоздь без шляпки, опиленный по высоте бачка, и запаивают с обеих сторон. Это сразу придает бачку необходимую жесткость.50 275L,4WГаДЛЯ УДОБСТВА РЕГУЛИРОВКИТот, кто хоть однажды регулировал реле-регулятор РР-45 на мотороллере «Тула», знает, с какими неудобствами это связано. Чтобы начать регулировку реле, его нужно снять с места, каким-то образом укрепить снова в рабочем положении, соединив с минусовым выводом аккумуляторной батареи. Рис. 1. Щека коробки.б 75 20tJ^wi/к24 с••BETBUI ИршадмжПосредством несложной переделки коробки электрооборудования мне удалось сделать этот узел реле более удобным для осмотра и регулировки непосредственно на мотороллере. Переделке подверглась левая щека коробки электрооборудования (рис. 1). Дополнительно изготовлен шарнир-петля (рис. 2). Дета1•CmЮЕ¥ЫШЁЛЛМЖСТАРТЕР ОЖИЛВЧели у вашего «Запорожца» (раннего 'выпуска) отказал стартер, то его можно вынуть по частям, не снимая друI. гих деталей или узлов с двигателя. Де лается это следующим образом. Перед разборкой, предварительно отключив аккумулятор, отсоединяют провода стартера. Затем вывертывают две Рис . 2. стяжные шпильки, головки которых на95 Шарнир-петля. ходятся на торце задней крышки. Осторожно покачивая стартер, сдвигают его корпус назад, поднимая немного вверх СЭ Ооо задний край. Когда покажется якорь, то, l — придерживая рукой, его сдвигают назад 'j ~ у' 1 ~ вместе с корпусом. Как только валик якоря выйдет из шестерни, корпус вмеО ООр сте с якорем легко проходит в промежуток между правыми цилиндрами и *» брызговиком. При этом на двигателе 7В остается закрепленная на двух шпильР и с. 3. Планка. ках крышка со стороны привода стартера, которую легко снять, пользуясь обычным торцовым ключом на 17 мм. Если же в замене нуждается только шестерня стартера, то достаточно отсоединить привод стартера и отжать вилку включения в сторону бензонасоса. Шестерня легко выходит из-под вилки. После ремонта или осмотра стартер собирают в такой последовательности. Сначала ставят и окончательно закрепляют переднюю крышку с шестерней и вилкой включения. Далее якорь стартера устанавливают в корпус так, чтобы щетки находились на коллекторе. Затем корпус с якорем ставят на место, при этом валик якоря входит своими шлицами в пазы шестерни. При сборке нужно следить за тем, чтобы якорь не сместился в сторону маховика двигателя, иначе щетки сойдут с коллектора и не дадут ли шарнира должны быть пригнаны возможности собрать стартер. плотно одна к другой по месту. МатеЭтот способ позволяет избежать съемриалом .для шарнира-петли служит лики панели задка, глушителя, брызговика стовое железо толщиной 0,8 мм. Вторая и бензонасоса. деталь — 'Планка (рис. 3) изготовляется Г. БУРОВ. из листового железа толщиной 1,5 мм. Шарнир-петля крепится к планке и ког. Хабаровск. робке злентрооборудования заклепками. На планке укрепляется реле-регулятор, и весь этот узел на шарнире в свою очередь крепится к коробке электТРАНЗИСТОРЫрооборудования только одним болтом Мб через отверстие А <см. рис. 1 и 3). КОНТРОЛЕРЫ В. ТКАЧ. г. Сумы. Выезжая каждое утро из гаража, я не открываю пробку радиатора и не проверяю уровень воды. Делают это за меня транзисторы. Они следят не только за уровнем воды в радиаторе, но и за работой генератора, за нагрузкой двигателя. И случись какое-либо отклонение, тут же будет получен сигнал. Основным «элементом схемы сигнализации является электронное реле, которое представляет собой двухкаскадныйусилитель постоянного тока, работающий на кристаллических триодах (транзисторах). Нагрузкой оконечного каскада усилителя является реле типа РСМ. Нормально замкнутые контакты реле подключены параллельно контактам датчика ММ7.Р и с. 2. Размеры электронного реле: 1 — основание реле (материал — текстолит толщиной 4 мм); 2 — крышка реле (материал — карболит толщиной 1,5 мм); 3 — винт МЗ крепления крышки. Электронное реле получает питание о клеммы «Я» генератора. Вход реле соединен с электродом, установленным на верхнем бачке радиатора. Электрод представляет собой медный луженый провод диаметром 0,8—1 мм. Для его установки используется проходной изолятор от конденсатора, который припаивается к бачку радиатора. Принципиальная схема электронного реле показана на рис. 1, а его размеры — на рис 2. Реле смонтировано на кусочке текстолита размером 100X60X4 мм, закрыто крышкой и установлено с левой стороны радиатора, под капотом. Схема работает следующим образом. При включении зажигания на приборном щитке загорается зеленая лампа ПД-20-Е. Питание на электронное реле не поступает. При работе двигателя на электронное реле подается напряжение, и если есть вода в радиаторе, через цепь «электрод — вода — масса» идет ток, который усиливается транзисторами. Срабатывает реле РСМ, контакты его размыкаются, и лампа гаснет. Если воды нет или ее мало, электрод обнажается, цепь «электрод — масса» рвется, ток в обмотке реле РСМ уменьшается, контакты его замыкаются и включают сигнальную лампу. Сигнальная лампа будет гореть при наличии воды в том случае, если исчезнет напряжение на зажимах генератора. Это может быть следствием обрыва ремня вентилятора или неисправности генератора. При оборотах двигателя ниже холостого хода напряжение на зажимах генератора уменьшится и зеленая лампа загорится, так как контакты реле замкнутся. Зеленая лампа ПД-20-Е по-прежнему будет включаться от датчика ММ7 в случае нагрева воды в системе до 9098 градусов. В том случае, когда сигнальная лампа не торит, водитель может быть уверен в следующем: перегрева воды нет; вода в системе охлаждения двигателя есть; генератор исправен; водяной насос работает; перегрузки двигателя нет, переходить на низшую передачу не следует. Система сигнализации нормально работает на дождевой, снеговой и питьевой воде. М. КАШИРСКИЙ. г. Липецк.ШТИФТ ДЛЯ АНТЕННЫВы наверное заметили, что в рабочем положении антенны многих автомобилей устанавливаются не по вертикали, а, как правило, отклонены влево или вправо. Происходит это оттого, что наружный изолятор антенны не имеет жесткого крепления с крышей автомобиля и при ослаблении затяжки гайки крепления корпус антенны вместе с этим изолятором вращается вокруг своей оси.Крепление антенны: 1 — штифт; 2 — наружный к электроду изолятор; о 6~тке радиапАра Р" 3 — выемка под выступ в корпусе.кыжимц ., Я генератора р-Я пре.тлагаю сделать небольшое изменение и устранить этот недостаток. Для этого в наружном изоляторе с внешнего торца надо просверлить отверстие диаметром 4 мм ив него вставить штифт. В собранном виде антенну вставляют на место и отмечают, где штифт упирается в крышку. Затем в этом месте круглым надфилем делают пропил под штифт. Теперь при повороте антенны в рабочее положение наружный изолятор, а вместе с ним и вся антенна ,и штыри будут фиксироваться всегда в вертикальном положении. Б. ЕМЕЛЬЯНОВ. пос. В. Баскунчак Астраханской области.к массе . адтомодиля ™ к быбоди датчика Пп-7^Рис. 1. Схема электронного реле: R, — сопротивление ВС —- 0,25 вт, 270 ом; R 2 — сопротивление проволочное, подгоночное 15—40 ом; Р — роле типа РСМ-Ш, перемотанное проводом ПЭЛ-0,1 до заполнения.25