В редакцию обратился преподаватель Волгоградского автомотоклуба Ф. Андреев. «Прошу вас рассказать, — пишет он, — об открытых, показательных уроках, инструкторско-методических занятиях и других формах учебнометодической работы с преподавательским составом автомотоклубов». В ответ на вопросы Ф. Андреева и других читателей ниже публикуется статья методистов ЦК ДОСААФ. Нет необходимости доказывать, что успех обучения водителей прежде всего решает твердое знание предмета самими преподавателями. Поэтому совершенно необходимо, чтобы во всех учебных организациях сами учителя регулярно, как говорят, садились за парту, овладевали передовым опытом работы, методическим мастерством. Напомним: цель методической работы состоит в том, чтобы оказывать постоянную помощь педагогам в повышении их идейно-политического и технического уровня, внедрении в практику передовых методов обучения и воспитания. Какие же существуют средства повышения педагогического мастерства? УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СБОРЫ. Они проводятся, как правило, перед началом учебного года. И это правильно. Люди здесь Получают, что называется, зарядку сразу на несколько месяцеи вперед, знакомятся со всеми материалами, документами, указаниями, которые могут служить руководством в течение очередного учебного года. И конечно, на этих сборах преподаватели учатся организации и методике проведения занятий, составлению планов, конспектов, методических разработок. Здесь же проверяется их умение пользоваться наглядными пособиями, учебным имуществом и техникой. Инструкторы На сборах совершенствуют технику вождения. Лучшим способом учебы преподавателей и инструкторов на сборах являются показательные занятия по темам программы, которые будут изучаться в ближайшие месяцы. Учебно-методические сборы дадут больше пользы, если организовать цикл лекций и докладов для преподавателей по общим и специальным вопросам. ИНСТРУКТОРСКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Их нужно проводить чаще, нежели учебно-методические сборы. На инструкторско-методических занятиях с большей Глубиной проверяются знания преподавателей (не только по программе в целом, но и по конкретным темам), их методическое мастерство, умение правильно построить урок.ПРЕПОДАВАТЕЛИ ЗА ПАРТОЙГотовясь к Нему, преподаватель должен всегда ясно представлять, где, на какой учебно-материальной базе наиболее целесообразно его провести, какие наглядные пособия лучше всего использовать, что отработать на практических занятиях и т. п. Именно на инструкторско-методических занятиях следует учить преподавателей правильному сочетанию теории с практикой: умению связывать рассказ с демонстрацией моделей, агрегатов, схем и других наглядных пособий. В процессе проведения инструкторскометодического занятия желательно от рассказа, показа и практического выполнения упражнений переходить к беседе, в которой преподаватели смогли бы поделиться друг с другом опытом в освещении данной конкретной темы. Совершенствованию методического мастерства служат и ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ, которые широко применяются в учебных организациях ДОСААФ. Для показательных занятий выбираются особо трудные темы программы. Естественно, что проводят Их наиболее подготовленные преподаватели. Ведущий занятие обязан подготовить методическую разработку по теме, составить план-конспект занятий и заранее (дней за 5—6 до их начала) представить все это на рассмотрение начальнику учебной организации. Занятие Ведется в одной из учебных групп, где присутствуют все преподаватели. По окончании урока проводится его разбор, Дается оценка, отмечаются положительные моменты и недостатки. Все это делает руководитель учебной организации. Методическая разработка, по которой проводилось показательное занятие, явится основным документом для всех преподавателей при составлении планаконспекта по данной теме. Несколько отличается от показательного занятия ОТКРЫТЫЙ УРОК. Его может проводить каждый преподаватель (инструктор). На открытом уроке присутствуют все преподаватели, ведущие данный предмет. Целью такого занятия является обмен опытом, установление единства в методике обучения и воспитания, поиски лучших методов преподавания, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Итоги открытого урока полезно широко обсуждать. Открытые уроки рекомендуется проводить по наиболее сложным разделам учебных программ. Конкретные темы таких уроков устанавливаются обычно на заседаниях педагогического совета. Одной из действенных форм учебы преподавателей являются МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕЩАНИЯ. В сущности, это постоянно действующий совещательный орган в автомотоклубе. Здесь, как правило, обсуждаются все важнейшие вопросы учебно-воспитательной работы. Состав участников методического совещания определяется руководителем клуба. Работа методического совещания протоколируется, и его решение вступает в силу после утверждения начальником автомотоклуба. Как показывает опыт, роль методических совещаний в учебных организациях ДОСААФ год от года повышается. Уже в этом году обсуждались десятки вопросов учебной работы. Рассматривались, например, проекты планов подготовки водителей, потребность в учебных пособиях, технике, оборудовании, обсуждались методические разработки по отдельным предметам, обобщался передовой опыт учебно-воспитательной работы, рассматривались итоги зачетов и проверок подготовки водителей, коллективно вырабатывались мероприятия по улучшению использования и сбережению техники и многое другое. Мы сделали лишь краткий обзор методической работы, способствующей росту педагогического мастерства. Сейчас новым Положением об автомотоклубах предусмотрено создание в них ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОВЕТОВ. На эти советы возлагаются важные задачи по повышению квалификации преподавателей и инструкторов, улучшению качества учебной и воспитательной работы. К деятельности советов клубов необходимо шире привлекать общественный актив преподавателей, технически подготовленных офицеров запаса, специалистов автотранспортных предприятий. Правильная постановка методической работы будет способствовать воспитанию высококвалифицированных водительских кадров. П. ГУРЬЕВ, Ф. КАРАВАНОВ, старшие инспекторы ЦК ДОСААФ. экзаменов двух месяцев почти никогда не хватает. Мы знаем, что Положение о порядке присвоения квалификации водителя автотранспорта, я вляющееся единым на всей территории страны, обязывает проводить сначала такназываемые внутренние экзамены, а после них — э кзаменыв ГАИ. Это дает возможность повышать качество подготовки специалистов. Но нельзя допускать, чтобы экзамены прев ращалисьв тормоз обучения технических кадров. А унасвЗапорожье получается именно так. И причину мы видим в отсутствии четкости, согласованности в работе обкома ДОСААФ и ГАИ, в том, что работники этих двух уважаемых организаций еще не научились ценить время ни преподавателей, ни слушателей курсов. П. ПЛУЖНИКОВ, председатель комитета ДОСААФ завода «Запорожсталь». г. Запорожье.ЭкзаменыИврассрочкуКогда дело с заявками утрясено, начинаются новые проволочки. Первый экзамен принимает комиссия обкома ДОСААФ. Обычно бывает, что в какойто группе два-три человека экзамены не выдержали. Не позднее чем через 10 дней им должны назначить повторные. К сожалению, этот срок нарушается. Но вот и этот барьер преодолен. Приезжает квалификационная комиссия ГАИ. И здесь в случае повторного экзамена на пересдачу отводится срок до 10 дней. Но на это «до» уходит иногда больше месяца. С таким положением нам приходилось сталкиваться ужене один раз. И вот что получается: группа мотоциклистов в 25 человек при наличии двух-трех Мотоциклов для практической езды программу подготовки выполняет за два месяца. А на проведениезвестно, что крупным первичныморганизациям ДОСААФ разрешено готовить Мотоциклистов на хозрасчетных курсах. Действуют такие курсы и на нашем предприятии. Учеба проходит по единой программе и, к ак правило, организована неплохо, а вот с экзаменами часто происходят недоразумения. Заранее — за Месяц до начала экзаменов — м ы подаем заявку в обком ДОСААФ с тем, чтобы там включили ее в свой план. Обком, в свою очередь, составляет заявкуи направляет ее в ГАИ. К нашим обязанностям теперь добавляются телефонные разговоры, поездки то в обком, то в ГАИ, чтобы узнать, на какие числа нам запланированы экзамены, т аккак дни, у казанныев нашей заявке, в расчет почему-то не принимаются.27