ТЕХНОЛОГИЯ ОТРАБАТЫВАЕТСЯВ гараже киностудии «Киргизфильм» (г. Фрунзе), где работает водитель А. Тишуров, появилась недавно машина на шинах тиш. Р модели Я-260. После 25 тысяч километров пробега в шинах обнаружились признаки разрушения. Отчего это? Какова норма пробега этих шин? Вот что ответил на эти вопросы старший научный сотрудник научноисследовательского института шинной промышленности И. Дон. Шины типа Р обозначения 175 — 15 модели Я-260 выпускаются пока еще небольшими опытно-производственными партиями. В эксплуатацию они передаются для того, чтобы накопилось больше данных об их работоспособности. Испытания этих шин, проводимые в условиях нормальной эксплуатации на дорогах с усовершенствованным покрытием в различных районах Советского Союза, показали, что их ходимость составляет 45—46 тысяч километров. Но некоторые шины выходят из строя гораздо раньше. Это связано с тем, что технологический процесс еще не до конца отработан. Эксплуатационная норма пробега легковых шин типа Р пока еще не определена и будет установлена после получения достаточных данных о работе этих шин. Основными видами разрушения шин являются расслоения в зоне брекера, разрежение нитей корда наркаса, трещины в надбортовой части. Износостойкость протектора шин 175 — 15 модели Я-260 примерно на 20 — 25 процентов выше износостойкости шин 6,70—15 стандартной конструкции.прогрет, нередко «прихватывало* оршни. Тугая посадка пальца приводи' ла и неравномерному износу поршня. Поэтому завод стал устанавливать пальцы в поршни по посадке е гарантированным зазором — так называемой плавающей посадке. Введение «плавающей» посадки позволило исключить «прихватывание» поршней, обеспечило проворачивание пальца в бобышках поршня и, следовательно, его равномерный и равносторонний износ. Помимо этого, значительно упростилась технология установки поршней на заводе, а также при профилактическом осмотре и ремонте двигателей. Инструкция по эксплуатации и некоторые нниги, о которых идет речь, были выпущены в то время, когда завод еще не перешел на «плавающую» посадку пальца. В инструкциях, прилагаемых к мотоциклам последнего выпуска, уже не указывается, что перед установкой пальца поршень следует предварительно нагревать. Кстати, «плавающая» посадка пальца не нова. Ее применяли в свое время ижевские мотогонщики А. Балобанов, В. Медведев и другие. О ней упоминается ив книге «Мотоцикл» С. Ю. Иваницкого с соавторами, выпущенной еще в 1958 году Машгизом. Вот что там говорилось: «Поршневые пальцы фиксируются только в осевом направлении; они могут проворачиваться в головке шатуна ив отверстиях бобышек поршня (так называемый плавающий палец)».ДВА СОВЕТА ВЛАДЕЛЬЦАМ «МОСКВИЧА»Читатель А. Сутеев из Московской области спрашивает, к ак определить тот момент, когда двигатель автомобиля «Москвич-407» надо ремонтировать. Интересует его также, почему при выключении сцепления автомобиль «трясет». На эти вопросы отвечают конструкторы Московского завода малолитражных автомобилей. Двигатель нуждается в ремонте, если расход масла на 100 иилометров пути превосходит 300 граммов. В этом случае, мак правило, надо заменить изношенные компрессионные и маслосъемные поршневые кольца новыми. При нормальных дорожных и умеренных климатических условиях эксплуатации, а танже - при использовании рекомендуемых заводом горюче-смазочных материалов можно считать, что первый средний ремонт двигателя следует производить после 60—70 тысяч километров пробега автомобиля. Причиной трясни автомобиля при выключении сцепления является неправильная регулировка положения пяты отжимных рычагов. Правильно отрегулировать сцепление при сборке можно, пользуясь указаниями, данными в следующих книгах: Л. И. В елкики др. Автомобиль «Моснвич-407» (конструкция и техническое обслуживание). Машгиз, 1961 г. Ю. А. Х альфани В. С. Г урман . Ремонт автомобиля «Москвич-407». Автотранеиэдат, 1962 г.НЕИСПРАВНОСТЬ УСТРАНИМА«По какой причине мой мотоцикл после того, к акя его завел и включил первую передачу, стал двигаться не вперед, а назад?» — спрашивает Н. Фокин из г. Грайворона Белгородской области. Случай, о котором пишет тов. Фокин, произошел потому, что кривошип мотоцикла стал вращаться в сторону, противоположную заданному направлению. Причин может быть две: чрезмерно ранний момент зажигания или биение опорной шейки коленчатого вала. В обоих случаях несвоевременно размыкаются контакты прерывателя, а следовательно, несвоевременно появляется искра; она воспламеняет горючую смесь в цилиндре' задолго до конца такта сжатия. Сила расширяющихся при горении газов оказывается больше кинетической энергии шатунно-нривошипного механизма, и он начинает движение в противоположном направлении. Для устранения неисправности в первом случае надо установить правильно момент зажигания, а во втором — выверить кривошип, исключив биение его опорных шеей. Если первая операция проста, то для второй понадобится разборка двигателя, так как кривошип надо выверить на специальном приспособлении, причем эта операция требует опыта.ЦЕЛЬ — РАВНОМЕРНЫЙ ИЗНОСЧитатель Е. Спиридонов интересуется, почему поршневой палец и поршень мотоцикла «ИЖ-Юпитер» соединяются по посадке с гарантированным зазором. По его мнению, такое соединение противоречит инструкции и ряду книг. Отвечает на этот вопрос инженер Ижевского завода А. Наговицын. Первое время завод выпускал двигатели с общеизвестной горячей посадкой пальца. Палец устанавливался в предварительно нагретый поршень. При этом в бобышки он вставлялся свободно, а после охлаждения плотно схватывался. Сам поршень при этом деформировался. Эта деформация на глаз, разумеется, была незаметна, но оказывала влияние на взаимодействие поршня и цилиндра. «ИЖ-Юпитер» — высокооборотный двигатель, и при неумелом прогреве или сообщении ему больших оборотов, когда он. МОТОЦИКЛ «ТЯНЕТ» В СТОРОНУ«Мой мотоцикл при движении «тянет» в правую сторону, отчего езда на нем становится утомительной».— пишет читатель нашего журнала С. Вязелгеггий из Коноги;;а. Он спрашивает, к ак избавиться от „гого неприятного явления. Устойчивость мотоцикла, то есть его «стремление» сохранять прямолинейное движение, обеспечивается конструкцией рамы, для чего головке рамы со стержнем вилки придают наилонное положение. Колеса мотоцикла должны обязательно идти по одному следу. Несоблюдение этого условия приводит н тому, что мотоцикл начинает «тянуть» в сторону. Проверяют положение нолес в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Для этого мотоцикл нужно установить в положение прямолинейного движения и приложить ровный брусок к обоим колесам (рис. 1). Колеса должны касаться бруска наждое в двух точках. Если при замере это условие нарушается, то ихКУЙБЫШЕВа читательской конференции в г. Куйбышеве можно было встретить и шоферов-профессионалов, и любителей. и преподавателей автомотоклубов. и спортсменов (в эти дни сюда съехались участники первенства страны по автомобильному двоеборью). Естественно, что каждая из этих групп читателей имеет свои любимые разделы в журнале. «Но есть один раздел, — начал свое выступление преподаватель автомотоклуба К. Кривошеей, — который в равной мере интересует всех — и автомобилистов. и мотоциклистов, и преподавателей, и гонщиков, — материалы по безопасности движения». К. Кривошееву нравится, к ак журнал разъясняет новые правила, но он счиНтает, что этот раздел должен быть значительно расширен. Каким образом? На это ответил в своем выступлении старший госавтоинопектор Ленинского района города Г. Бузков. В журнале нужно помещать больше конкретных примеров, анализировать дорожные происшествия, которые вызваны неправильным толкованием Правил. Нп страницах «За рулем» должны чаще появляться статьи руководителей ГАИ, ведущих специалистов по организации движения. Полезны были бы и дискуссии по принципиальным вопросам. И. Спасов — преподаватель автомотоклуба — тоже ратовал за большую конкретность таких материалов. «Нужно, — сказал он, — чтобы они заставляли читателя думать над тем, как ив каких случаях применить тот или иной параграф Правил». Он высказался за то, чтобы журнал печатал задачи по правилам, сопровождая их рисунками и схемами. Живой обмен мнениями вызвало выступление начальника Куйбышевского автомотоклуба В. Городецкого. Он предложил ввести в журнале «Страничкупреподавателя», Правда, преподаватели составляют незначительную часть читателей. Но через их руки проходят все водители. От умения и знаний наставников во многом зависит и безопасность на дорогах, и сбережение техники, и выполнение производственных планов. Существующие методические указания рассчитаны на хорошо оснащенные клубы. А как быть тем, кто готовит водителей далеко не в идеальных условиях? Здесь-то, по мнению В. Городецкого, и должен сказать свое слово журнал, его «Страничка преподавателя». В советах и рекомендациях журнала, в особенности по методике производственного обучения, нуждаются почти все работники автомотоклубов. Поддержал это предложение преподаватель Н. Козлов. Он считает, что большую пользу принесла серия статей «Изучаем новые модели — ГАЗ-53Ф и ЗИЛ-130». Они, по его словам, были лучшим пособием для преподавателей и водителей в течение года. В то же время он критиковал редакцию за медлительность в освещении новинок отечественного автомобилестроения: «До сих28