Обсуждаем письмо знатных водителей М. И. Приставки и И. Н. Фомина «Пусть Другу поможет друг!»Н. ГАБАЯНЦ, заведующий учебной частью автошколы ДОСААФ. ывает так: трудится человек на одном месте много лет и справляется с делом вроде неплохо, а псе же хорошим специалистом его не назовешь. Не хватает ему чего-то, не хватает знания всех тонкостей своего ремесла, понимания специфики его, связи с окружающей обстановкой, с трудом товарищей, всего коллектива. И длится это до тех пор, пока кто-то или что-то не натолкнет его на серьезные раздумья о своем отношении к делу, не заставит смотреть не только на количество, но и на качество своего труда. М не думается, именно на такие размышления наводит письмо Героя Социалистического Труда М. И. Приставки и Героя Советского Союза И. Н. Фомина «Пусть другу поможет друг!», опубликованное в № 1 журнала «За рулем» за этот год. Мысли, высказанные ими на страницах журнала, ясны и правильны, а поставленные вопросы весьма актуальны. Действительно: каким же должен быть человек за рулем? Что надо сделать, чтобы нелегкая и небезопасная работа водителя была ему в радость? Ответы на эти вопросы волнуют не только тех, кто управляет машинами, кто готовит их к рейсам, кто направляет и организует их движение. Они серьезно занимают и нас — преподавателей автошкол. У большинства из нас немалый жизненный опыт и многие тысячи километров изъезженных дорог, мы знаем о шоферской профессии не понаслышке, и нам есть что сказать в этом большом и важном разговоре. Передо мной проносятся в памяти годы работы за рулем: в них было много хорошего, но о некоторых вещах и до сих пор нельзя вспомнить без горечи и обиды. Февраль. На загородной Дороге у обочины стоит автомобиль с поднятым капотом. На открытом шоссе ледяной режущий ветер захватывает дух. У машины человек. Он поднимает руку перед каждым проезжающим. Но тщетно. Никому не хочется вылезать из теплой кабины, все пристально всматриваются вдаль и «не замечают» того, кто просит о помощи. Конечно, подобные случаи — редкое исключение. Когда приходят на память такие картины, мне вспоминается и другое — военные шоферы и военные огневые дороги. Какой героический вклад внесли водители в дело разгрома врага в Великой Отечественной войне! И разве у них, у солдат, могла даже в зародыше возникнуть мысль о том, чтобы обойти стороной беду, в которую попал товарищ? Помощь оказывалась зачастую в труднейших условиях, когда вокруг бушевал огонь, свистели пули. Д аив наши мирные дни военного водителя всегда отличишь по этой постоянной готовности прийти на выручку другу.БВот яи думаю: почему люди, прошедшие армейскую выучку, проявляют настоящее товарищество, коллективизм, взаимопомощь, а воспитанники некоторых автомотоклубов, курсов иногда не обнаруживают этих необходимых в нашем обществе качеств? Значит, мы что-то упускаем в их подготовке и воспитании. Нет сомнения в том, что разговор о дружбе, о товарищеских отношениях межминуту! Что он выбрал хорошую проду всеми автомобилистами должен фессию, профессию мужественных и начинаться со школьной скамьи. В этом верных людей! смысле профессию водителя нельзя сравнивать с промышленными специИз сказанного, я думаю, ясно и друальностями. В заводском цехе, скажем, гое: воспитательную работу надо промолодой рабочий в любой момент мо ­ водить не только с курсантами, но ис жет посоветоваться с соседом, мастеинструкторами практического вождером участка, начальником цеха. Молония. Надо как следует подумать о надой водитель на линии далеко и от ших преподавательских кадрах. Полопреподавателя, который его обучал, и жение, которое сейчас сложилось в от механика или начальника колонны, этом вопросе, нельзя считать нормалькоторые выпустили его в рейс. Так кто ным и терпимым. В настоящие время к же поможет ему, если не бывалые, у же преподавательской работе в автошколе «обстрелянные» шоферы? Ведь они тоили на курсах может быть допущен люж е когда-то были новичками. Но дело бой специалист с автомобильным обрадаже не в этом. Ведь они когда-то были зованием, а ведь одного, пускай преи нашими учениками. Научить их мы восходного, знания машины совершенно научили, а вот воспитать... недостаточно, как мы уже убедились Вопросам воспитания преподаватели, на практике, для того, чтобы подготок сожалению, уделяют очень мало внивить грамотного и культурного шофемания. И это нередко наносит нашей ра. Воспитатель должен непременно работе серьезный ущерб. Скажите, что обладать необходимыми для этой работолку, если выпускник автошколы или ты методическими и педагогическими автомотоклуба будет уметь без сучка и навыками. задоринки переключать передачи и лиАвтомобили, выпускаемые нашей хо вертеть руль, но не научится быть промышленностью, год от года станопредупредительным и внимательным к вятся совершеннее и сложнее. Это другим водителям и пешеходам? Разве предъявляет более высокие требования мы сможем с чистой совестью сказать, и к тем, кто решил стать шофером. Почто научили его безопасному вождеступающие в автомотоклубы должны нию автомобиля? Нет, не сможем. иметь общеобразовательную подготовТема новых отношений между людьку не менее 7 классов, что совершенми нашей эпохи, тема профессионально правильно определено существуюной культуры должна красной нитью щим Положением о порядке припроходить через весь учебный процесс. своения квалификации водителя. Но поНо, к сожалению, в наших учебных смотрите, что происходит при переподпрограммах и планах подготовки этим готовке водителей на первый и второй жизненно важным вопросам отводитклассы. Нередко бывает так, что шося мало места. И этот их существенный фер-профессионал, получивший свои недостаток должен быть ликвидирован права лет десять—пятнадцать назад с как можно скорее. образованием в 3—4 класса средней В воспитании тех качеств, о которых школы, так и застыл на этом рубеже. мы вели речь выше, особенно велика И тем не менее его принимают на кур ­ роль инструктора практического вожсы шоферов второго класса. дения. С ним курсант делает свои перРазумеется, шофер высокого класса вые шаги по дорогам, которые в недолжен иметь большой опыт работы, далеком будущем станут его рабочим уметь хорошо водить автомобиль, но местом, цехом; дорогам, по которым с одного этого недостаточно. Постичь соним бок о бок, а вернее—борт о борт, временную технику, научиться грамотколесят его товарищи-шоферы. Инструкно ее эксплуатировать можно, только тор — это человек, у которого учатся имея хорошую и техническую и общене только приемам управления автомобилем; у него учатся отношению к тем, образовательную подготовку, ибо одно от другого неотделимо. Поэтому, я дукто трудится рядом. маю, пора поднять требования для шоУчить такому товарищескому отноферов, желающих повысить свою квашению можно только личным примелификацию. Но вместе с тем шоферам ром. Это понимают все. Но часто можвысшего класса надо давать лучшие но видеть такую картину: стоит учебмашины, почетные задания, чтобы они ный автомобиль, инструктор с курсану нас были на виду. том устраняют какую-то неисправность, мимо проезжает другой «учебный», его И вот когда за рулем советского авводитель-курсант вопросительно смоттомобиля будет находиться образованрит на своего наставника, а тот молчаный, умный и культурный шофер, нам лив и равнодушен. Так и хочется сказать, реже придется вести разговор о таких да нет — крикнуть: вернитесь! Потеряйте элементарных вещах, как этика, вежлидаже час, но дайте понять будущему вость, товарищеские отношения между шоферу, что рядом друзья, которые не водителями, славными тружениками наоставят в беде, не покинут в трудную ших автомобильных трасс,А Ч ИНА Я со ШКОЛЬНОЙсКАМ ЬИн7