желтые навины на гладком шоссетрелка спидометра, которая, казалось, навечно приросла к ярко-красной цифре «60 миль», дрогнула и резко поползла влево. Ветер, до того визгливо свистевший в полуоткрытом окне, вдруг как-то сразу изменил свой тон и загудел глухим басом, к ак шмель, вьющийся над цветком. _ — Что случилось, мистер Гуа7 Разве мы уже приехали? — А, опять эти мошенники ! — и он раздраженно ткнул рукой вперед. — Где, какие? — всполошились мы. — Да какже , вот они, — указал он в сторону быстро надвигавшегося на нас щита с белой надписью: «Pay toW» ~ «Плати пошлину!». Что все это означает, мы поняли, когда наш «Понтиак», мягко присев на тормозах, остановился у будки полицейского чиновника, установленной для «удобства» прямо посреди проезжей части шоссе. Справа и слева от нас стояли еще две такиеже кабины, выкрашенные в ярко-желтый цвет, с широкими металлическими сетками по бокам, куда можно с ходу бросить двадцатипятицентовую монету — плату за проезд. Фотоэлектрический счетчик мгновенно указывает правильность уплаченной суммы и разрешает проезд через «заставу». — Ну посудите сами, — горячился мистер Гуа, — разве это не грабеж? Только за то, чтобы проехать на работу и обратно, н ужно платить по полдоллара ежедневно. За эти деньги экономная хозяйка приготовит неплохой завтрак. Таи, с уплаты дорожной пошлины и началась наша поездка по Канаде. Примечательной особенностью канадского уличного пейзажа , будь то Монреаль с миллионным населением или просто маленький городишко, являются столбики платных стоянок с автоматическими счетчиками. Только подъехал — опусти в щель «дайм» (монету в десять центов) з а час стоянки, а просрочил время — полицейский аккуратно приклсет на ветровое стекло извещение об уплате штрафа. Вот уж поистине: едешь — плати, остановился — опять плати. Не удивительно, что стоянки близ отелей и крупных универмагов всегда переполнены. Их владельцы на короткое время откупают участкиу муниципалитетов и разрешают бесплатную стоянку, чтобы привлечь посетителей. Вот и ловчат предприимчивые автомобилисты, изображая «посетителей» и битком забивая бесплатные стоянки, хотя буквально рядом на соседней улице в гораздо более удобном, но «платном» месте они остаются свободными.оборотная сторона — высокая скорость. Повсюду на магистралях и городских улицах вы можете заметить результаты чрезмерного увлечения лихой ездой — машины с расквашенными радиаторами, вмятинами на боках, сплющенными багажникамии перекошенными буферами. И странное дело, полиция не обращает ни малейшего внимания на пострадавшие автомобили. Внешний вид их и техническая исправность — забота самих водителей. Ежегодных технических осмотров здесь не бывает. Каждый руководствуется принципом: «Моя машина — к ак хочу, т аки езжу». Езда с бешеной скоростью ежедневно уносит десятки человечес кихжизней . На дорогах, в кемпингах и автопансионатах всегда стоит наготове сиорая техпомощь (фото 1). Быстро приподняв краном изуродованную машину, черно-желтый пик ап дорожной службы тутже отбуксирует ее вближайшую авторемонтную мастерскую. В то же время на приезжего человека производит приятное впечатление вежливость канадских водителей, — стоит пешеходу поставить хотя бы одну ногу на проезжую часть, к ак все машины, идущие по этой стороне, замедляют свой бег, останавливаются и не трогаются с места до тех пор, пока он не дойдет до осевой линии или «островка безопасности». В Оттаве проезжая часть некоторых улиц, где особенно много пешеходов, покрыта сплошной сеткой белых линий (фото вверху), требующих от водителя минимальной скорости движения и максимальной осторожности. И действительно, постоянное мелькание белых линий чисто психологически заставляет водителя снижать скорость.дорога Ткшер401Канаде дорогам, идущим с востока на запад, даются нечетные, а с севера на юг четные номера. Дорога № 401 из города Кингстона поворачивает вправо и идет вдоль берегов озера Онтарио. Сквозь деревья то и дело яркими вспышками сверкает на солнце бескрайная водная гладь. Красочные плакаты вперемежку с объявлениями, напоминающими, что «наиболее живучи — а ккуратные водители», сообщают, где и за какую цену можно остановиться для рыбной ловли, к упания , для отдыха или ночевки. Служба информации на дорогах поставлена очень хорошо. На щитахскраткими броским текстом — все необходимые водителю в дороге сведения, вплоть до октанового числа бензина, которым можно заправиться вближайших бензоколонках. Кстати, на магистральных шоссе нолонки часто располагаются прямо у проезжей части (фото 2). Щиты несколько повернуты к оси дороги — т ак удобнее читать текст даже на высокой скорости. Обочины западноевропейсних и америк анских автомагистралей усеяны рекламными объявлениями, из-за которых подчас не видно дорожных знанов. В Канаде установка рекламных щитов на обочинах натегорически запрещена — водителя ничто не должно отвлекать от управления машиной. Дорожно-сигнальные знаки , принятые в Канаде, просты и понятны. А главноеих немного, не более пятнадцати, причем значительная часть имеет вид кратких объявлений. Например: «Поворотов нет», «Правого поворота нет» и т. д. На фото 3 — знак «Объезд препятствия». Но больше всего нам понравилось устройство светофоров — головна красмашина -как ХОЧУ так и езжуонечно, любого автомобилиста прежде всего интересуют дороги. И надо быть объективным: в Канаде они превосходны. Проезжая часть широкая , в одном направлении машины могут идти одновременно в четыре ряда, а многочисленные транспортные и пешеходные тоннели, развязки в разных уровнях позволяют держать скорость далеко за сто ки ­ лометров в час. Но, к ак известно, любая медаль всегда имеет две стороны. В данном случаеМОЯного света по площади в2 — 2 , 5 раза больше, чем желтого и зеленого света. Это обеспечивает полную видимость за ­ прещающего сигнала, д ажев том случае, если водителя ослепляет солнечный свет. И еще одно: на оживленных перек рестках рядом со светофором на той жештанге подвешиваются знаки или объявления, регламентирующие особые условия проезда. Выполненные яркокрасной флуоресцирующей краской , они отлично видны и днем и ночью. Т утуж не сошлешься на то, что знак плохо виден или малозаметен: на светофор-то водитель всегда обязан смотреть. У гостиниц, вокзалов, у подъездов крупных учреждений можно часто увидеть переносные знаки с надписью «Стоянка запрещена». Они дублируют основные, висящие в начале квартала, напоминая забывчивым водителям, что здесь оставлять машину нельзя. Буфер — весьма важная деталь автомобилей в Канаде. Кроме своего основного назначения, он несет здесь ряд дополнительных «нагрузок». На нем помещ ают предупредительные надписи вроде той, что вы видите на фото 4: «Следи за знаком «Пешеходы» и соблюдай его требования» или: «Езди медленнее — ж иви сам и дай жить другим». ...Много миль проехали мы по канадским дорогам. И везде за окнами машины нам открывались контрасты страны, где достижения техникии человечесного разума соседствуют с бизнесом и властью денег. Е. ВОЛКОВ.Монреаль — Оттава