28
29
ТЕХНОЛОГИЯ ОТРАБАТЫВАЕТСЯВ гараже киностудии «Киргизфильм» (г. Фрунзе), где работает водитель А. Тишуров, появилась недавно машина на шинах тиш. Р модели Я-260. После 25 тысяч километров пробега в шинах обнаружились признаки разрушения. Отчего это? Какова норма пробега этих шин? Вот что ответил на эти вопросы старший научный сотрудник научноисследовательского института шинной промышленности И. Дон. Шины типа Р обозначения 175 — 15 модели Я-260 выпускаются пока еще небольшими опытно-производственными партиями. В эксплуатацию они передаются для того, чтобы накопилось больше данных об их работоспособности. Испытания этих шин, проводимые в условиях нормальной эксплуатации на дорогах с усовершенствованным покрытием в различных районах Советского Союза, показали, что их ходимость составляет 45—46 тысяч километров. Но некоторые шины выходят из строя гораздо раньше. Это связано с тем, что технологический процесс еще не до конца отработан. Эксплуатационная норма пробега легковых шин типа Р пока еще не определена и будет установлена после получения достаточных данных о работе этих шин. Основными видами разрушения шин являются расслоения в зоне брекера, разрежение нитей корда наркаса, трещины в надбортовой части. Износостойкость протектора шин 175 — 15 модели Я-260 примерно на 20 — 25 процентов выше износостойкости шин 6,70—15 стандартной конструкции.прогрет, нередко «прихватывало* оршни. Тугая посадка пальца приводи' ла и неравномерному износу поршня. Поэтому завод стал устанавливать пальцы в поршни по посадке е гарантированным зазором — так называемой плавающей посадке. Введение «плавающей» посадки позволило исключить «прихватывание» поршней, обеспечило проворачивание пальца в бобышках поршня и, следовательно, его равномерный и равносторонний износ. Помимо этого, значительно упростилась технология установки поршней на заводе, а также при профилактическом осмотре и ремонте двигателей. Инструкция по эксплуатации и некоторые нниги, о которых идет речь, были выпущены в то время, когда завод еще не перешел на «плавающую» посадку пальца. В инструкциях, прилагаемых к мотоциклам последнего выпуска, уже не указывается, что перед установкой пальца поршень следует предварительно нагревать. Кстати, «плавающая» посадка пальца не нова. Ее применяли в свое время ижевские мотогонщики А. Балобанов, В. Медведев и другие. О ней упоминается ив книге «Мотоцикл» С. Ю. Иваницкого с соавторами, выпущенной еще в 1958 году Машгизом. Вот что там говорилось: «Поршневые пальцы фиксируются только в осевом направлении; они могут проворачиваться в головке шатуна ив отверстиях бобышек поршня (так называемый плавающий палец)».ДВА СОВЕТА ВЛАДЕЛЬЦАМ «МОСКВИЧА»Читатель А. Сутеев из Московской области спрашивает, к ак определить тот момент, когда двигатель автомобиля «Москвич-407» надо ремонтировать. Интересует его также, почему при выключении сцепления автомобиль «трясет». На эти вопросы отвечают конструкторы Московского завода малолитражных автомобилей. Двигатель нуждается в ремонте, если расход масла на 100 иилометров пути превосходит 300 граммов. В этом случае, мак правило, надо заменить изношенные компрессионные и маслосъемные поршневые кольца новыми. При нормальных дорожных и умеренных климатических условиях эксплуатации, а танже - при использовании рекомендуемых заводом горюче-смазочных материалов можно считать, что первый средний ремонт двигателя следует производить после 60—70 тысяч километров пробега автомобиля. Причиной трясни автомобиля при выключении сцепления является неправильная регулировка положения пяты отжимных рычагов. Правильно отрегулировать сцепление при сборке можно, пользуясь указаниями, данными в следующих книгах: Л. И. В елкики др. Автомобиль «Моснвич-407» (конструкция и техническое обслуживание). Машгиз, 1961 г. Ю. А. Х альфани В. С. Г урман . Ремонт автомобиля «Москвич-407». Автотранеиэдат, 1962 г.НЕИСПРАВНОСТЬ УСТРАНИМА«По какой причине мой мотоцикл после того, к акя его завел и включил первую передачу, стал двигаться не вперед, а назад?» — спрашивает Н. Фокин из г. Грайворона Белгородской области. Случай, о котором пишет тов. Фокин, произошел потому, что кривошип мотоцикла стал вращаться в сторону, противоположную заданному направлению. Причин может быть две: чрезмерно ранний момент зажигания или биение опорной шейки коленчатого вала. В обоих случаях несвоевременно размыкаются контакты прерывателя, а следовательно, несвоевременно появляется искра; она воспламеняет горючую смесь в цилиндре' задолго до конца такта сжатия. Сила расширяющихся при горении газов оказывается больше кинетической энергии шатунно-нривошипного механизма, и он начинает движение в противоположном направлении. Для устранения неисправности в первом случае надо установить правильно момент зажигания, а во втором — выверить кривошип, исключив биение его опорных шеей. Если первая операция проста, то для второй понадобится разборка двигателя, так как кривошип надо выверить на специальном приспособлении, причем эта операция требует опыта.ЦЕЛЬ — РАВНОМЕРНЫЙ ИЗНОСЧитатель Е. Спиридонов интересуется, почему поршневой палец и поршень мотоцикла «ИЖ-Юпитер» соединяются по посадке с гарантированным зазором. По его мнению, такое соединение противоречит инструкции и ряду книг. Отвечает на этот вопрос инженер Ижевского завода А. Наговицын. Первое время завод выпускал двигатели с общеизвестной горячей посадкой пальца. Палец устанавливался в предварительно нагретый поршень. При этом в бобышки он вставлялся свободно, а после охлаждения плотно схватывался. Сам поршень при этом деформировался. Эта деформация на глаз, разумеется, была незаметна, но оказывала влияние на взаимодействие поршня и цилиндра. «ИЖ-Юпитер» — высокооборотный двигатель, и при неумелом прогреве или сообщении ему больших оборотов, когда он. МОТОЦИКЛ «ТЯНЕТ» В СТОРОНУ«Мой мотоцикл при движении «тянет» в правую сторону, отчего езда на нем становится утомительной».— пишет читатель нашего журнала С. Вязелгеггий из Коноги;;а. Он спрашивает, к ак избавиться от „гого неприятного явления. Устойчивость мотоцикла, то есть его «стремление» сохранять прямолинейное движение, обеспечивается конструкцией рамы, для чего головке рамы со стержнем вилки придают наилонное положение. Колеса мотоцикла должны обязательно идти по одному следу. Несоблюдение этого условия приводит н тому, что мотоцикл начинает «тянуть» в сторону. Проверяют положение нолес в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Для этого мотоцикл нужно установить в положение прямолинейного движения и приложить ровный брусок к обоим колесам (рис. 1). Колеса должны касаться бруска наждое в двух точках. Если при замере это условие нарушается, то ихКУЙБЫШЕВа читательской конференции в г. Куйбышеве можно было встретить и шоферов-профессионалов, и любителей. и преподавателей автомотоклубов. и спортсменов (в эти дни сюда съехались участники первенства страны по автомобильному двоеборью). Естественно, что каждая из этих групп читателей имеет свои любимые разделы в журнале. «Но есть один раздел, — начал свое выступление преподаватель автомотоклуба К. Кривошеей, — который в равной мере интересует всех — и автомобилистов. и мотоциклистов, и преподавателей, и гонщиков, — материалы по безопасности движения». К. Кривошееву нравится, к ак журнал разъясняет новые правила, но он счиНтает, что этот раздел должен быть значительно расширен. Каким образом? На это ответил в своем выступлении старший госавтоинопектор Ленинского района города Г. Бузков. В журнале нужно помещать больше конкретных примеров, анализировать дорожные происшествия, которые вызваны неправильным толкованием Правил. Нп страницах «За рулем» должны чаще появляться статьи руководителей ГАИ, ведущих специалистов по организации движения. Полезны были бы и дискуссии по принципиальным вопросам. И. Спасов — преподаватель автомотоклуба — тоже ратовал за большую конкретность таких материалов. «Нужно, — сказал он, — чтобы они заставляли читателя думать над тем, как ив каких случаях применить тот или иной параграф Правил». Он высказался за то, чтобы журнал печатал задачи по правилам, сопровождая их рисунками и схемами. Живой обмен мнениями вызвало выступление начальника Куйбышевского автомотоклуба В. Городецкого. Он предложил ввести в журнале «Страничкупреподавателя», Правда, преподаватели составляют незначительную часть читателей. Но через их руки проходят все водители. От умения и знаний наставников во многом зависит и безопасность на дорогах, и сбережение техники, и выполнение производственных планов. Существующие методические указания рассчитаны на хорошо оснащенные клубы. А как быть тем, кто готовит водителей далеко не в идеальных условиях? Здесь-то, по мнению В. Городецкого, и должен сказать свое слово журнал, его «Страничка преподавателя». В советах и рекомендациях журнала, в особенности по методике производственного обучения, нуждаются почти все работники автомотоклубов. Поддержал это предложение преподаватель Н. Козлов. Он считает, что большую пользу принесла серия статей «Изучаем новые модели — ГАЗ-53Ф и ЗИЛ-130». Они, по его словам, были лучшим пособием для преподавателей и водителей в течение года. В то же время он критиковал редакцию за медлительность в освещении новинок отечественного автомобилестроения: «До сих28 , СО ВСЕХ ЧЕТЫРЕХ СТОРОНПочему в новых «Правилах движения», как и прежде, упущен очень важный, на мой взгляд, вопрос: каков порядок разъезда транспортных средств одной группы, если они подъехали к нерегулируемому перекрестку равнозначных улиц (дорог) со всех четырех сторон одновременно?—спрашивает нас завуч автомотоклуба ДОСААФ г. Актюбинска М. Мых. Давайте сначала посмотрим, таи ли важен этот вопрос. Если реально оценивать обстановку, то, по нашему мнению, он имеет в основном чисто теоретическое значение. Ведь в практике движения очень редко можно наблюдать такое стечение обстоятельств, когда и пересекающиеся улицы равнозначны, и транспортные средства не пользуются никакими преимуществами одно перед другим, да еще и тому же выехали на пересечение одновременно со всех сторон. Где такое может случиться? Только на улицах с интенсивным движением транспорта. А на таких перекрестках надо вводить регулирование движения при помощи светофоров или дорожных сигнальных знаков. Определить конкретными указаниями порядок проезда в подобных условиях на нерегулируемом перекрестке, не усложняя при этом — и значительно — Правила движения, весьма трудно, а главное — в этом нет необходимости. К слову сказать, в Правилах нет ответов на многие частные вопросы, ибо в противном случае они выросли бы а пухлый том и потребовали от водителей запоминания десятков статей, с которыми на практике им, вполне возможно, таи и не пришлось бы никогда столкнуться. Это очень сильно затруднило бы изучение Правил. Однако было бы ошибкой думать, что Правила движения оставили эти частные вопросы совсем без внимания. Прочитайте еще раз 4-ю статью. Она подскажет, каи вести себя в случаях, не предусмотренных конкретными статьями правил. Именно она ответит и на вопрос: как же поступить, если автомобили подъехали к перекрестку равнозначных улиц со всех четырех сторон? Надо проявить максимальную осторожность, быть внимательными и окружающей обстановке и ее изменениям, взаимно предупредительными и не создавать помех тем, кто уже начал движение через перекресток. Ведь можно всегда обеспечить безопасный разъезд, даже начиная движение одновременно, скажем, так, как разъезжаются поворачивающий налево и движущийся прямо. Повторяем: благожелательность и предупредительность друг и другу — лучшие из правил движения.Сибирского Иркутской области. Дело в том, что на этом перекрестке покрытие имеет только один из четырех выходящих на него проездов. Какими считать нх — равнозначными или неравнозначными? В каждом из таиих случаев надо принимать во внимание конкретные условия и характер движения. Если, например, асфальтированная улица за перекрестном уже не имеет покрытия, но движение по ней открыто и почти столь же интенсивно, значит по существу она является главной. Здесь организаторы движения, чтобы предупредить возможные ошибки со стороны водителей, должны обозначить ее преимущество перед пересекающей улицей соответствующим дорожным знаком — «Пересечение с главной улицей или дорогой». При отсутствии такого знака перекресток следует считать равнозначным.Р ис . 1.положение следует исправить при помощи приспособлений для натяжения цепи или изменив положение передней вилки, перья которой должны находиться в одной плоскости. Для замера в вертикальной плоскости можно воспользоваться шнурном с грузином (отвесом); расстояния аиб (рис. 2) должны быть одинаковыми. Если они неодинакоР и с. 2. вы, значит перекошена рама или задняя маятниковая подвеска. Исправление этого дефекта под силу квалифицированному мастеру. Только при правильном положении колес мотоцикл-будет «держать дорогу».ПРОТИВОРЕЧИЯ ЗДЕСЬ НЕТ* По правилам выходит, что данге при светофоре с дополнительными секциями для движения прямо можно занимать любой ряд,—пишет Д. Куно из Воронежа. — Но ведь это противоречит логике: поворот на «стрелку» возможен и при красном сигнале светофора. Не будет ли в этом случае тот, кто едет прямо, помехой остальным?С Д-5 НА Д-4Какие детали и узлы двигателя Д-5 можно установить на Д-4? — спрашивает читатель А. Захаренков из поселка Велицкое Донецкой области. Редакция связалась с заводом-изготовителем двигателей Д-4 и Д-5 и получила ответ. У этих двигателей взаимозаменяемы цилиндры, поршни, поршневые кольца и пальцы, диски сцепления, комплектно ведущие и ведомые шестерни, воздухоочиститель, карбюратор, ротор, индукционная катушка, конденсатор, цепь двигателя, муфта сцепления, запальные свечи, глушитель, хомуты крепления двигателя, вкладыши трения, все подшипники, стержень и втулка муфты сцепления и уплотнительные кольца картера.Вопрос закономерен. Но никаких противоречий в Правилах нет. Во многих местах «стрелка» горит в сочетании с зеленым сигналом светофора. Но если светофор работает по схеме «красный со «стрелкой», на перекрестке должны быть выделены указателями или линиями разметки специальные ряды для поворотов.ТОЛЬКО «НА СТРЕЛКУ»* Можно ли выполнять поворот «на стрелку», если в светофоре включен желтый сигнал? С таким вопросом обратился в редакцию от имени учащихся Азовского индустриального техникума В. Герасименко.О ФОТОКОПИЯХМногие читатели нашего журнала сообщают, что сотрудники отдела микрофотокопирования Государственной публичной библиотеки имен» В. И. Ленина, куда они обращались с заказами на фотокопии интересующих их статей по автомотоделу, не выполнили этих заказов. Редакции обратилась к руководителям библиотеки. Заместитель директора тов. Кузнецов сообщил, что в настоящее время отдел микрофотокопирования перегружен заказами от научно-исследовательских учреждений и научных работников, а возможности его крайне ограниченны. В этом причина того, что работники библиотеки вынуждены отвечать отказом заиазчикам.«НЕСТАНДАРТНЫЙ» ПЕРЕКРЕСТОКДа, только так, пожалуй, скажешь о перекрестке, который начертил в своем письме В. Мошкарев из Усолья-Правила движении дают на этот вопрос совершенно определенный ответ. Если светофор оборудован дополнительной секцией («стрелкой»), то выезд на перекресток и дальнейшее движение а направлении, указываемом ею, разрешается только при включенной «стрелке», н езависимоотосновногосигналасветофора . Из этого общего положения есть лишь три исключения для трамвая, которые перечислены в статье 79-й. Если же иметь в виду ситуацию, когда желтый свет будет включен дли пропуска через перекресток спецмашин, то в этом случае регулировщик погасит «стрелку». В остальном водители нерельсовых транспортных средств ориентируются только на «стрелку».пор мы ничего не прочитали о ГАЗ-66, о новых советских дизелях». На конференции прозвучал и голос спортсменов. Гость Куйбышева, член сборной команды Белоруссии по двоеборью Е. Безик упрекнул журнал за то, что он мало освещает автомобильный спорт, в частности такие массовые соревнования, как автомобильное двоеборье. Мастер спорта Л. Янин (г. Куйбышев) просил редакцию помочь спортивному активу в строительстве гаревой дорожки. «Два года, — говорит он, — мы обиваем пороги городских организаций, но кроме обещаний «решить вопрос» ничего не получаем». Л. Янин хочет видеть на страницах журнала критические материалы о тех руководителях на местах, которые не поддерживают спорт в оборонном Обществе. а переход на хозрасчетные начала в ДОСААФ расценивают как повод для свертывания спортивной работы. Спортсмен А. Голубев высказал пожелание, чтобы чаще печатались статьи ведущих тренеров, спортсменов, механиков о подготовке спортивной техники.МИНСКВклубе городского комитета ДОСААФ собрались шоферы пассажирских и грузовых автохозяйств, автолюбители, спортсмены. .Они пришли на читательскую конференцию журнала «За рулем». Конференцию открыл председатель Белорусского республиканского комитета ДОСААФ В. Савин. В республике, сказал он, теперь более 37 тысяч подписчиков журнала, а читателей еще больше. Журнал помогает нам в воспитательной работе среди шоферов, в развитии автоспорта. Интересным было выступление директора 2-го автобусного парка И. Масюченко. На его взгляд, необходимо расширить в журнале отдел безопасности движения, больше уделять внимания практике установки дорожно-сигнальных знаков. Начальник ГАИ БССР полковник милиции В. Данилов поддержал выступление тов. Масюченко. И еще, добавил он, нужно давать юмор на страницах журнала. Майор милиции П. Рогаль предложил шире освещать положительный опыт.критиковать недостатки в организации движения. Хорошо знают в Минске ударника коммунистического труда, водителя таксомоторного парка И. Левиова. Он поддержал товарищей по профессии, начавших разговор о взаимопомощи среди шоферов. Письмо в редакцию журнала «За рулем» водителей М. Приставки и И. Фомина широко обсуждается сейчас в коллективе таксомоторного парка. Шофер такси А. Осипенко сказал: «Очень часто транспорт не украшает наши улицы и площади. А бывает, что водители выезжают на такси и автобусах неопрятно одетые, небритые. Целесообразно поговорить на страницах журнала о единой форме для шоферов такси н автобусов». Участники конференции единодушно одобрили материалы, с которых начался разговор в журнале, об этике водителя. Мастер спорта В. Зверковский выразил пожелание, чтобы редакция больше писала о передовом опыте подготовки техники к соревнованиям, о достижениях советских спортсменов на международной арене.!29