ИХ ТРУД — П ОДВИГ ! В ноябре 1944 года наш 3-й Украинский фронт, закончив Белградскую операцию, перешел югославо-венгерскую границу и, взломав оборону противника, повел наступление на север и запад, к Будапешту. Еще раньше сюда же начали продвижение войска 2-го Украинского фронта. Развернулись тяжелые кровопролитные бои. Воинам всех родов оружия приходилось драться с врагом в сложных условиях — в лесистой местности, в населенных пунктах, днем, ночью. Гитлеровцы возвели в Венгрии мощные инженерныеных, чуть подальше — груда металла, огонь, дым. Закопченные, с воспаленными глазами пробегают солдаты. — Под бомбежку попали, — докладывает командир. — Потери большие? — Людей немного, а машин — почти половина парка пострадала. Оставшиеся целыми автомобили и тягачи командир перебазировал в другое место, быстро организовал ремонтные работы. Вскоре часть была готова к выполнению задания командования по . переброске артиллеристов к одному из важных участков боев.Щ Навстречу 20-летию победы к$ советского народа в Великой Ш Отечественной войнеукрепления. Все пространство между Тисой и Дунаем было густо уставлено дзотами, минными полями, завалами, противотанковыми эскарпами, ежами. Междуречье, по которому советские войска двигались на Будапешт, перехватывалось сложными оборонительными поясами. Большие трудности преодолевали наши автомобилисты. Еще перед выходом на Балканы автомобильное управление фронта разработало ряд мероприятий, направленных на повышение мобильности в работе автомобильного транспорта. Дело в том, что железные дороги на Балканах имели малую пропускную способность, кроме того, значительная их часть была разрушена. Основная тяжесть в переброске войск, боеприпасов, горючего, инженерных средств и другого имущества почти полностью теперь ложилась на трудягу автомобиль. Однажды на подступах к границам Венгрии командующий фронтом Маршал Советского Союза Федор Иванович Толбухин сказал: — Автомобилисты успешно справились со своими задачами в горах, обеспечив войскам высокий темп наступления. Но усилия надо наращивать: повышайте грузоподъемность парка, увеличьте маневренность, техническую готовность машин и будьте готовы ко многим неожиданностям и трудностям, с которыми непременно придется встретиться в Венгрии. Офицеры управления, командиры, политработники, к ом ­ мунисты и комсомольцы — весь личный состав автомобильных частей и подразделений — проявили много инициативы, изобретательности, настойчивости для дальнейшего улучшения деятельности автомобильного транспорта, повышения его боеспособности. Вскоре после беседы с командующим я побывал в 22-й Одесской ордена Красной Звезды автомобильной бригаде. Надо было видеть, с каким энтузиазмом трудились автомобилисты и ремонтники! Авторемонтные мастерские работали непрерывно днем и ночью. С разбитых отечественных и трофейных машин снимались уцелевшие агрегаты, механизмыпередние и задние мосты, диски колес, кузова и т. д. Тут же производился ремонт автомобилей, изготавливались одноосные и двухосные прицепы, наращивались и расширялись борта кузовов. Так было ив других частях и подразделениях. Нередко работы велись под артиллерийским и минометным обстрелом, бомбежками. Как-то ранним декабрьским утром 1944 года приезжаю в автомобильную часть. Вижу: проносят на носилках ранеВенгрия. осень 1944 года. Советские войска переправляются через реку Тису под городом Сегед.ОГНЕННЫЕПЕРЕПРАВЫ, ПЕРЕПРАВЫ... Чем дальше продвигались наши войска, тем упорнее и ожесточеннее становилось сопротивление врага. Особенно оно усилилось с наступлением нового, 1945 года. Активизировались действия авиации, артиллерии, танков, разведки. Противник постоянно предпринимал различные диверсионные акты на дорогах: производил взрывы, расставлял всевозможные скрытые препятствия — мины, ежи, острые ко ­ стыли, к рюкии т. п. Не голубым, каким он славится в песнях, предстал перед нами полноводный Дунай. Холодные желто-серые волны беспокойно бились о берег. От разрывов бомб, артиллерийских снарядов и мин взлетали в воздух многометровые водяные столбы, вода бурлила. При отступлении противник полностью разрушил все мосты через реку. То и дело приходилось наводить одну за другой переправы. Не о нас ли писал А. Твардовский в своем знаменитом «Василии Теркине»: «Переправа, переправа...» Сколько их пришлось построить в те дни! Самая большая из них была у Байя — на основной фронтовой дороге, связывавшей плацдарм на правом берегу Дуная с тылом фронта. Несколько раз разрушал ее противник с воздуха. Но и это не все. В январе наступило необычное для тех мест похолодание. Начался сильный ледоход. Он полностью снес все зхтакадно-наплавные мосты. Срочно сооружались паромные переправы. Понтонеры, дорожники, саперы, автомобилисты работали в ледяной воде, без сна, без отдыха, под постоянным обстрелом. Автомобили, груженные боеприпасами, горючим, взрывчаткой, порой буквально под угрозой взлететь в воздух или опрокинуться в бурлящую воду, преодолевали в полном смысле слова огненные версты. В частях на плацдарме одно время начал ощущаться недостаток боеприпасов, мин, горючего. Но первоначально выручили подвижные фронтовые запасы, которые еще во время работы переправ через Дунай были направлены на правый берег на машинах 22-й автомобильной бригады и являлись резервом командования фронта. А вскоре героическими усилиями военных дорожников была сооружена подвесная канатная дорога над Дунаем у Байя; по ней началась перевозка грузов в вагонетках. Затем там же проложили подвесной трубопровод, позволивший перекачивать горючее. У Дунафельдвара (южнее Будапешта) была создана еще одна переправа. О ней хочется сказать особо. Это ярчайший пример мужества, непреклонной стойкости и изобретательности советских воинов, Здесь, у Дунафельдвара, через Дунай пролегал большой железнодорожный мост. Отступая, немцы взорвали его. Со-Фото из военного архива. хранилась лишь часть опор. Пролеты же свалились в воду и валялись в хаотическом беспорядке. И вот наши инженеры решили «оживить» мост. Кое-кому эта мысль показалась нелепой. «Полгода работы, как минимум», — говорили скептики. Но мост был восстановлен за восемь суток. Правда, это были бессонные сутки. Труд увенчался успехом. Длина моста — более километра. Издали он походил на фантастического многогорбого верблюда—странное сооружение, искривленное ив плане ив продольном профиле, совершенно разнотипное по конструктивному решению. С правого берега оно начиналось тяжелой шпальной клеткой, далее горбилось,ДРУЖБЕ КРЕПНУТЬ!ВЕРСТЫопираясь на козловые и подвесные опоры. Средняя часть выглядела легкой, ажурной, левобережная — в виде свайной эстакады, более привычной для глаза. «Не до красоты, лишь бы надежно», — думали дорожники. А сооружение и впрямь оказалось надежным. Это была основная дорога на правый берег Дуная, по которой двигались грузы, войска. Вспоминаются первые рейсы по мосту-чудовищу. Вот подходят одна, другая, третья машины. Шоферы, остановившись, выскакивают из кабин, настороженно задирают головы. — Смотреть на него жутко, не то что ехать, — говорит один. Другой «успокаивает»: — Если туда взберешься, до всевышнего — рукой подать: высотища-то какая... Водитель первого автомобиля, груженного боеприпасами, молодой коренастый парень, оценивающе прикинул: — Метров сорок будет. И, не вступая в дальнейшие разговоры, сел в кабину, сдвинул на затылок шапку, поплевав на большие темные ладони, ухватился за руль. Мотор надсадно зарычал. Из-под колес брызнула струя размягченной земли. Минуту-другую стоявшие на берегу люди с волнением смотрели вслед удаляющемуся автомобилю. И когда он оказался на той стороне, все облегченно вздохнули. Теперь двинулись и остальные машины. Но не всегда благополучие сопутствовало нашим водителям. Враг здесь свирепствовал. Налеты его авиации не прекращались ив первые дни восстановительных работ. Теперь же, когда наладилось непрерывное движение, фашистские стервятники буквально висели над Дунаем. Иногда в день бывало до двадцати и более групповых налетов авиации. Все мы были благодарны нашим зенитчикам, которые стойко обороняли переправу, отгоняя вражеские самолеты, не давая им возможности точно отбомбиться. Конечно, не обходилось и без жертв. Бывало, что и мост подвергался разрушению. Но через час—два удавалось вновь восстановить движение. Днем и ночью поддерживали жесткий порядок на мосту офицеры и регулировщицы 140-го отдельного дорожно-эксплуатационного батальона. Они при любых условиях сохраняли высокую дисциплину. В начале февраля, истощив вражескую группировку, войска фронта перешли в наступление. Было завершено очищение от врага последней, западной части Будапешта—Буды, в которой фашисты оборонялись с невероятным упорством. Тяжелая осада города длилась полтора месяца. И 13 февраля 1945 года громом 324 орудий Москва салютовала войскам 2-го и 3-го Украинских фронтов двадцатью четырьмя залпами. Стовосьмидесятитысячная группировка гитлеровских войск была разгромлена. Ее командующий генерал-полковник Пфефер-Вильденбрух вместе со своим штабом сдался в плен. Но и после этого фашистское командование не отказалось от стремления удержать свои позиции в Венгрии. В начале марта немцы вновь сосредоточили крупные силы, свои последние резервы и перешли в наступление, нанося главный удар северо-восточнее озера Балатон. Опять потребовалась напряженная работа автотранспорта для выполнения оперативных перевозок войск и для подвоза средств материально-технического обеспечения. Резко увеличился расход боеприпасов и горючего. Несмотря на распутицу, дожди, туманы, трудности пересеченной местности и все попытки врага нарушить четкую работу автотранспорта, автомобилисты обеспечивали безукоризненное выполнение заданий командования. На дорогах и переправах поддерживался четкий порядок.4 апреля 1945 года освобождение Венгрии было закончено. Но война еще продолжалась. Войска фронта пошли дальше — в Австрию, В венгерских городах и селах начала налаживаться мирная жизнь. В то время мне мно(jfi го пришлось ездить по стране. Вступала в свои права роскошная, благоухающая веснаяркая, солнечная. В прибрежных к Дунаю и Тисе деревнях готовились к полевым работам крестьяне. За многие годы они вздохнули свободно. Тяжелым бременем легла на них Памятная медаль война: многие деревни были сожжены, разру«Город Будапешт советским шены дома, усадьбы. Люди — в ветхой, домоавтомобилистам ». тканой одежде. Скот угнан, орудие обработки земли — мотыга. Не слаще жилось и трудовому люду в городах. Еще до войны Венгрию называли страной трех миллионов нищих. В мировой статистике она занимала «выдающееся» место по числу больных туберкулезом. По вине гитлеровских и венгерских фашистов многие го ­ рода страны оказались в руинах и пепле. Даже красавец Будапешт с его жителями, домами, картинными галереями, памятниками культуры и искусства фашистское командование безжалостно принесло в жертву своим преступным целям. Венгерские трудящиеся, несмотря на разнузданную антисоветскую пропаганду, которую много лет подряд усиленно вели хортистские, салашистские и гитлеровские фашисты, с радостью встретили советских воинов-освободителей. Нашим автомобилистам и ремонтникам весной 1945 года довелось близко познакомиться с рабочими самого крупного венгерского металлургического завода на острове Чепель. Здесь временно было организовано изготовление запасных частей для автомобилей, а также выполнялись заказы танковых, инженерных частей нашего фронта. Руководивший этими работами представитель автомобильного управления командир автомобильного полка подполковник А. С. Фисак рассказывал, что венгерские рабочие с большим энтузиазмом трудились для нужд Советской Армии, они быстро сдружились с нашими ремонтниками, инженерами и другими специалистами. Венгры сами разоблачали ис негодованием выдворяли с завода лиц из фашиствующих элементов. В свою очередь, наши военные власти взяли на себя заботу о снабжении предприятий сырьем, топливом, автотранспортом,§Щт*\ЖJEw?*4ЖВ столице Венгрии Будапеште много потрудились наши военные дорожники. Во время ожесточенного сражения все мосты через Дунай, являвшиеся красой города, фашисты взорвали. На помощь венграм пришли советские воины. В первую очередь был восстановлен мост Франца Иосифа (ныне мост Свободы), затем мост имени венгерского поэта Ш. Петефи и еще ряд мостов. В память о той огромной помощи, которую оказали в восстановлении венгерской столицы советские воины — дорожники и автомобилисты, — магистратом Будапешта была специально вычеканена памятная бронзовая медаль, которой награждены наиболее отличившиеся солдаты, сержанты и офицеры мосто-дорожностроительных частей и военные автомобилисты. Так в те трудные дни закладывались основы ставшей теперь прочной и нерушимой братской дружбы и сотрудничества между советским и венгерским народами. В апреле этого года социалистическая Венгрия отмечает свое двадцатилетие — праздник освобожденного труда, социальных, экономических и культурных побед. Не так давно мне посчастливилось снова побывать в тех местах, где проходил фронт. Однажды с группой участников боев и венгерскими товарищами мы стояли на горе Геллерт, где возвышается бронзовая фигура советского воина-освободителя. Был теплый летний вечер. Мы смотрели вниз с кручи высотой в двести тридцать пять метров. Перед нами весь в огнях расстилался Будапешт. Темная полоса Дуная расчерчена линиями мостов, залитых потоками электрического света. Это сверкающее карнавальное шествие фонарей отражалось в воде, дробилось на легкой дунайской волне и представлялось нашему взору феерической игрой. И невольно каждый из нас думал: пусть этот свет на многие века озаряет мирный труд людей, их счастливое настоящее и будущее, нашу братскую дружбу, добытую в тяжелой кровопролитной борьбе. Н. СТРАХОВ, бывший начальник автомобильного управления 3-го Украинского фронта, генерал-лейтенант технических войск.