16
17
ЗАСЕДАНИЕ ПЯТНАДЦАТОЕри обслуживании и ремонте автомобилей большую часть работ приходится выполнять снизу. Обычно для этих работ автомобили устанавливают на канаве, эстакаде или плунжерном гидравлическом подъемнике. Такие устройства, разумеется, применяются при большом объеме работ — в крупных автохозяйствах. Для нужд индивидуальных владельцев автомобилей и небольших гаражей нужны опрокидыватели и подъемники облегченного типа, Такие устройства выпускаются, в частности, в Германской Демократической Республике для легковых автомобилей «Трабант» и «Вартбург». Близкими к ним по весовым данным в нашей стране являются соответственно «Запорожец» и, пожалуй, все «Москвичи». Поэтому рассмотрение этой конструкции подъемников будет интересно для владельцев «Запорожцев» и «Москвичей», тем более что приспособления, о которых пойдет речь, просты, не требуют больших затрат и могут быть изготовлены своими силами. Наиболее простой опрокидыватель (рис. 1,6) для самых легких автомобилей состоит из металлической рамы 1, на которой шарнирно закреплена фигурная пластина 3с отверстиями, расположенными, как отверстия в диске колеса. В комплект опрокидывателя входят две рамы и специальная ручка , за крепляемая в гнездах для домкрата на днище автомобиля. Пользуются этим подъемником следующим образом. Домкратом поднимают автомобиль и, сняв колесо, устанавливают вместо него на тормозной барабан и закрепляют его же гайками шарнирную пластину рамы опрокидывателя. Эту операцию проделывают и со вторым колесом (на той же стороне). Таким образом, после снятия домкрата автомобиль стоит на рамах. В гнездах для домкрата закрепляют ручку. Двое или трое мужчин, взявшись за нее, поднимают и опрокидывают автомобиль. Шарнирные пластины имеют ограничители, которые позволяют наклонить его на угол до 70 градусов, причем в этом положении автомобиль не нуждается в третьей опоре, так как проекция центра тяжести его находится примерно в середине длины рам опрокидывателя (рис. 1, а), После выполнения необходимых работ автомобиль возвращают в исходное положение в обратном порядке. Это наиболее простой опрокидыватель; он занимает мало места, у него нет каких-либо изнашивающихся деталей. Поэтому он может оказаться очень полезным для индивидуальных владельцев автомобилей, но требует при-Многие из нас знают, что такое самодельные осмотровые канавы и эстакады. Это работа в трудной позе, а практически ив темноте. Поэтому, если подошло время осмотра или случилась неисправность, автолюбитель, не мудрствуя лукаво, одевается поплоше и кряхтя лезет под машину. Немного поработав, он опускает руки, чтобы дать им отдых, а потом принимается снова. Одним словом — знакомая картина. Сегодня в Клубе рассматриваются легкие опрокидыватели и подъемники для легковых автомобилей. Этот принципиально новый способ (человек не подлаживается под машину, а приспосабливает машину в удобное для себя положение) позволяет работать с автомобилем намного легче и удобнее, а полная и хорошая естественная освещенность дает возможность не просто хорошо все видеть, но и обратить внимание на многие подробности, которые в обычных условиях ускользают. Можно работать даже сидя. Нам кажется, что более сложные из приспособлений смогут изготовить не только небольшие автохозяйства (это несомненно), но также группы автолюбителей, связанных совместной работой или коллективным гаражом, которых в последние годы становится все больше. Может случиться, что опрокидывателями заинтересуются предприятия, и через какое-то время их можно будет просто приобрести в магазине. А сейчас — слово инженеру О. В. ЧИРКИНУ.ПР и с. 1. а) Автомобиль на двухопорном опрокидывателе: 1 — опоры; 2 — ручка. б) Двухопорный опрокидыватель: 1 — рама; 2 — шарнир; 3 — пластина; 4 — ограничитель; 5 — усилитель. менения больших физических усилий при опрокидывании и возвращении автомобиля «на землю», а также некоторой затраты времени при установке и снятии его с опорных пластин. Для более тяжелых автомобилей можно с успехом использовать несколько усиленный опрокидыватель описанного типа. Нужно только сделать соответствующие отверстия в вертикальных пластинах 3 для крепления их к ступицам колес. Ручку для опрокидывания на автомобилях «Москвич-402», 403, 407 устанавливают в имеющихся у них гнездах для домкрата. Для закрепления ручки на других автомобилях нужно привернуть специальные гнезда на днище или при опрокидывании браться за низ. Естественно, что для опрокидывания тяжелых автомобилей («Победа», «Волга») нужно четыре-пять человек. Тут лучше прибегнуть к другому приспособлению, требующему меньше усилий. Такой опрокидыватель сложнее по устройству (рис. 2), но сложность окупается тем, что им может пользоваться один человек. В комплект входит два трехлапых козелка и длинный винтовой домкратрейка. Козелки 1 имеют закрепленные на шарнирах 2 стержни 3, устанавливав-МОЖНО И БЕЗ КАНАВЫ... НЕ НАДО ЛЕЗТЬ ПОД МАШИНУ БОЛЬШЕ НЕ УСТАЮТ РУКИ... НЕ НАПРЯГАЕТСЯ ЗРЕНИЕ...Эти удобства создаютОПГОХМАЫВЯТЕНИ мые в гнезда крепления домкрата на днище автомобиля (рис. 2, а). Высота козелков такова, что их стержни входят в гнезда домкрата, когда автомобиль немного приподнят. Домкрат устанавливают и закрепляют при помощи шарнира на противоположной козелкам стороне автомобиля. Домкрат необходим для наклона автомобиля на нужный угол, а также является третьей точкой опоры его в наклонном положении. Этот опрокидыватель можно применять без каких-либо переделок для автомобилей, имеющих гнезда под домкрат сбоку на днище кузова, — «Москвич-402», 403, 407, 408 (рис. 2, а). Если на автомобиле нет гнезд, их можно изготовить, как показано на рис. 2, б, и привернуть к днищу. Для автомобилей «Вартбург», «Москвич-407» и даже более тяжелых «Волги» или «Победы» можно также применить трехопорный опрокидыватель, у которого все опоры связаны в один агрегат, что придает конструкции большую жесткость, а следовательно, и надежность (рис. 3). Опоркидыватель представляет собой треугольную раму 7, выполненную из уголкового железа. К вершине треугольника рамы прикреплен шарнир 4 (рис. 3, б). По краям основания на пальцах 2 закреплены две подставки 1. Высота подставок обеспечивает проход рамы под слегка приподнятым автомобилем. На раме прикреплены резиновые упоры 3, которые не дают соскользнуть автомобилю в поднятом положении с рамы. Шарнир, находящийся в вершине треугольника рамы, соединен с кареткой 5 подъемного механизма, который представляет собой две параллельные направляющие 6 из толстостенных труб, соединенные между собой планками сверху и снизу. Каретка перемещается по направляющим, поднимая при этом раму, а вместе с этим наклоняя автомбиль. Каретка надежно фиксируется на направляющих, обеспечивая этим необходимую безопасность работы под автомобилем. Передаточное отношение в подъемном механизме выбрано таким, что опрокидывание автомобиля не представляет трудностей. Этот опрокидыватель по сравнению с предыдущими более металлоемок иРис 2. а) Автомобиль на трехопорном опрокидывателе, б) Схема крепления козелка: 1 — козелок; 2 — шарнир; 3 — стержень; 4 — гнездо домкрата.сложен, но пользоваться им удобнее, и он универсален. Для автомобилей «Вартбург» и «Москвич-407» (402, 403) пригоден подъемник-опрокидыватель, в котором используется простой рычаг. Отсутствие винтовых подъемных устройств делает его неприхотливым в эксплуатации и доступным в изготовлении своими силами (рис. 4). Подъемник состоит из траверсы S (рис. 4, б) со вспомогательной поперечной планкой 4и тягой 2, двух главных 1и3и одной дополнительной 8 опор. Главные опоры представляют собой стойки из швеллеров, приваренные к основаниям. На полках швеллеров просверлены два ряда отверстий, в которые входят опорные штыри 9. Траверса своими концами входит в промежуток между швеллерами и крючками, приваренными к ее концам, и опирается на опорные пальцы. Для подъема или опускания траверсы, а вместе с ней и автомобиля, применяют рычаг 7, который качается на пальце, установленном в наружном ряду отверстий стойки. Подъем осуществляется следующим образом. Под автомобиль кладут траверсу, поперечную планку и тягу, а по бокам ставят стойки, которые соединяют планкой и тягой. Траверсу вешают на опорные штыри, находящиеся в самых нижних отверстиях внутреннего ряда. Концом рычага поддевают траверсу и поднимают ее до следующего отверстия, разгружая при этом штырь внутреннего ряда. После этого вынимают опорный штырь и переставляют его в следующее верхнее открывшееся отверстие, затем несколько опускают рычаг. Траверса своим крючком садится на опорный палец. Следующим шагом является перестановка штыря рычага в другое, расположенное выше отверстие в наружном ряду стойки, и процесс повторяется. Переставляя штыри из одного отверстия в другое, поднимают или опускают траверсу, а вместе с ней и автомобиль по всей длине стойки. Для предотвращения соскальзывания автомобиля в бок по траверсе на ней сделаны резиновые упоры 6, которые можно переставлять в отверстиях в зависимости от ширины днища. Усилие на рычаге при подъеме автомобиля не превышает 15 кг. Один человек поднимает автомобиль на всю высоту стоек примерно за 6 минут. Автомобили, имеющие гнезда для домкрата, можно устанавливать на дополнительную, третью опору, которая позволяет поднять и наклонить автомобиль так, чтобы были вывешены все колеса (см. рис. 4). В этом случае палец дополнительной опоры вставляют в гнездо для домкрата. Для средних и тяжелых автомбилей служит еще один тип подъемника, отличающийся высокой устойчивостью и особенно большой надежностью (рис. 5). Этот подъемник напоминает предыдущий, но вместо рычажных имеет винтовые подъемные стойки, соединенные траверсой, на которую опирается автомобиль. Стойки — трехлапые со связанным основанием. Проекции силовых винтов находятся в центре треугольника основания. Винты снабжены шариковыми упорными подшипниками, обеспечивающими легкость подъема автомобиля.Р ис . 3. п) Автомобиль на трехопорном связанном опрокидывателе, б) Схема устройства опрокидывателя: 1 — подставки; 2 — пальцы; 3 — упоры; 4 — шарнир; 5 — каретка; в — направляющие; 7 — рама.Р ис . 4. а) Автомобиль на рычажном подъемнике с дополнительной опорой. б) Общий вид подъемника: 1 — малая опора; 2 — тяга; 3 — большая опора; 4соединительная планка; 5 — траверса; 6 — упоры; 7 — рычаг; 8 — дополнительная опора; 9 — штыри. Р ис . 5.. а) Автомобиль на винтовом подъемнике, б) Винтовой подъемник в разобранном виде.17