хозяйкиЦЕЛИННЫХ ТРАСС— Не представляла себе, как женщина может быть шофером... — С детства мечтала стать водителем... — Хотела понять технику... — Как проедет мимо Люба, прямо аж сердце замирает! Неужели ия так смогу? Женщины говорят наперебой, смеются. Разговор незаметно переходит в то русло, когда нескончаемой цепочкой вспоминаются события и факты, объединившие жизнь многих людей. А помнишь? А помнишь? — перебивают они друг друга.Эти женщины — шоферы целинного совхоза «Свободный» — одного из хлебных гигантов Приишимья. Мы находимся в совхозном гараже, и ничто здесь не мешает нашему разговору. Машины стоят над осмотровыми канавами, некоторые вывешены на Домкратах — ждут ремонта. Напряженные дни хлебоуборки позади. Позади, но не забыты. ...Метеосводки поступали одна тревожнее другой: синоптики предсказывали то дожди, то снег. Собрать урожай за короткий срок и без потерь при неустойчивой, неблагоприятной погоде — эта задача легла в первую очередь на плечи механизаторов. От зари до зари работали и комбайнеры и водители. Труд и воля людей были щедро вознаграждены. Миллион триста тысяч пудов янтарного зерна засыпал «Свободный» в закрома Родины. Совхоз занесен • областную Книгу славы. Каждая из этих женщин — Люба Яцук (та самая, которой завидовали подружки), Вера Драган, Мария Правда, Янина Алисейко, Лариса Кириллах — и десятки их подруг, освоивших профессию водителя, имеют полное право, как сказал поэт, поровну поделить «общий пирог славы». Той славы, которая заработана трудом, освещена высоким патриотическим чувством. Еще до встречи в гараже я побывал в правлении совхоза у директора Александра Порфирьевича Абушко. Он спешил в районный центр. Узнав о цели моего приезда, этот, уже в летах, с обветренным мужественным лицом человек заулыбался, снова придвинул к себе стул. — Вот что обязательно запишите, — посоветовал он: — Шофер Люба Яцук и муж ее Николай, комбайнер, за смену обмолотили и перевезли 67 тонн зерна. Вот как работали! И не только Люба так старалась. Если бы Александр Порфирьевич стал рассказывать о всех совхозных женщинах-шоферах, это заняло бы очень много времени — больше пятидесяти фамилий пришлось бы назвать ему! Уже третий год совхоз обходится на жатве без помощи приезжих механизаторов. Зерно на ток и элеваторы отвозят на машинах женщины, а мужчинышоферы пересаживаются за штурвал комбайна. 'Нетрудно представить, какой экономический эффект дает хозяйству почин целинниц. Ведь как еще иной раз поступают в некоторых совхозах целинных районов. С началом страды взывают: дайте подмогу! С Украины, Дона и Кубани на помощь целинникам спешат комбайнеры и шоферы, а затем, закончив жатву, возвращаются в свои родные места. Такие командировки дорого обходятся государству, тяжелым грузом ложатся на себестоимость зерна. ...Николай Яцук однажды допозднаАвтомобилисты'ПОЛЯМКажется, еще недавно над колхозными и совхозными полями стоял рокот моторов — была страдная уборочная пора. И вот временный покой пашен снова нарушен. Началась борьба за новый урожай, важное место в ней принадлежит автомобилистам. Речь идет о вывозке удобрений на поля. От четкой, грамотно поставленной работы наших автохозяйств зависит ритмичность в деятельности предприятий, на которых изготовляются удобрения, а также железнодорожников и тружеников полей. Организация вывозки по методу «предприятие — автомобиль—поле» и «предприя тие — вагон — автомобиль — поле» обеспечивает эту ритмичность. Мы побывали у волоколамских и луховицких автомобилистов — инициаторов прогрессивных методов перевозки. За дело здесь взялись горячо. Станция Волоколамск. Оборудованная ранее специальная площадка на случай экстренной выгрузки удобрений (если не хватит машин) не пригодилась. Она служит лишь как хороший подъездной путь для автомобилей к вагонам. Как ив прошлом году, на вывозке„Здесь и мой труд "удобрений в колхозы и совхозы Волоколамского района работает передовая бригада шоферов, возглавляемая Виктором Акутиным. В Луховицах нам предложили посмотреть на «смерч плодородия». От Шуровского комбината, где загружаются цементовозы, оборудованные специальным распыляющим устройством, мы поехали На поля. Начальник службы эксплуатации Луховицкого автохозяйства в. И. Уколов расПо-ударному трудится на вывозке удобрений шофер Волоколамского грузового автохозяйства Владимир Кукушкин. Передовой водитель выполняет ежедневно сменное задание на 120—130 процентов. Сюда, на железнодорожную станцию Волоколамск, каждый день приходят _сотни тонн минеральных и химических удобрений. Автомобилисты прилагают все усилия, чтобы ценный груз не задерживался на путях. Известковая мучка перегружается из вагонов непосредственно в автомобили. сказал, как коллектив готовился к вывозке удобрений. — В прошлом году, — сказал он, —• мы получили несколько цементовозов и сразу же занялись оснащением этих машин специальными распылительными устройствами. .Наши слесари помогли полностью механизировать разгрузку. Теперь люди не прикасаются к удобрениям. На Шуровском комбинате загрузка механическая, а мы сделали механическую разгрузку.I II |т