вопросовТак был назван спортивный конкурс нашего журнала [см. «За рулем» № 2, 1965 г.). Читателям было предложено вспомнить победителей некоторых первенств страны, назвать рекордные результаты, перечислить спортивные сооружения, высказать прогнозы об исходе важнейших встреч спортивного сезона. Ответы на 10 вопросов пришли из разных городов страны. Среди тех, кто принял участие в конкурсе, — рабочие и инженеры, учащиеся и военнослужащие. Кто же из любителей спорта оказался самым знающим и самым прозорливым! Это определило жюри после окончания спортивного сезона.Победитель викторины А. Сапрыкин после вручения приза и памятного вымпела журнала «За рулем».£^.4»»>.>7<^sv4oi««»«i/<«:v.w»jta«*.>w:.Победителем первой викторины «Десять вопросов...» стал слесарь Московского завода малолитражных автомобилей Александр Сергеевич Сапрыкин. Он верно ответил на семь вопросов из десяти: правильно назвал команды раллистов-победителей двух спартакиад, всех чемпионов страны по гаревым гонкам, перечислил наши мототреки, привел рекордные скорости Э. Лорента, точно указал год вступления Центрального автомотоклуба в ФИМ, а также предугадал победителей первенств страны по ралли гаревым гонкам и матча СССР — Италия. Победителю викторины А. Сапрыкину вручен приз журнала «За рулем». Памятными подарками награждены участники викторины, занявшие второе и трет места, москвичи Евгений Цыплаков и Владимир Федоров. Любопытно, что оба они сами участвуют в соревнованиях. Е. Цыплаков — призер первенства СССР по картингу, а В. Федоров—мотоспортсмен. Жюри отметило также обстоятельные ответы ленингр А. Бренера, московского инженера Ф. Дзержинского и военнослужащего М. Б у беля.Ответы на эти вопросы нужно выслать в редакцию до 15 марта 1966 года с пометной на конверте «10 вопросов». Победители викторины будут награждены призами. Ждем ваших ответов, любители спорта!Редакция предлагает читателям вторую викторину «10 вопросов любителям спорта».НИЖНЯЯ ПОАКНКнига П. А. Радзнховского и Е. Я. Павленко привлекает своим названием : «За рулем автомобиля — 500 причин неисправностей и способы их устранения»*. «Вот — п ервый помощник шоферав пути», — приходит в голову мысль, — ведь авторы сами говорят, что речь идет о «ходовых» прич инах неисправностей. Увы, книга мало соответствует своему названию. Дело в том, что из всех 500 неисправностей лишь небольшая часть может быть устранена шоферомв пути. Все же остальные требуют стационарных условий. Авторов, очевидно, не смущают такие рекомендации водителям, к ак удаление наг ара из камер сгорания, зарядка сульфатированных аккумуляторов, пайка радиатора и т. п. Видимо, по их мнению, ш оферу следует возить с собой нагрузочную вилку, ареометр, амперметр, вольтметр, компрессометр, множество других приборов и приспособлений. А может быть, некоторые «причины» включены в книгу, чтобы получилась цифра 500 («причины» 142, 143, 157, 173, 192 и др.)? Впечатление это подтверждается, когда читаешь раздел об уходе зааккумуляторной батареей, где на 30 страницах даются в основном советы аккумуляторщику, а не шоферу. Но хуже то, что автор ы допустили много грубых ошибок чисто технического характера. Чтобы уберечь читателей от использования явно неприемлемых рекомендаций, остановимся на них подробнее. Открываем страницу 18. • Р адзиховский П. А., П авленко Е. Я. За руЗ а рулем автомобиля. Изд. «Крым», Симферополь, ±УО<А, «прым», Симферополь, 1964, T ирnж 50 000. цена 65 коп. т unаw ЯП ППГ1 ИРЧП АЯ i*r\nСОБРАНИЕПри описании регулировки карбюратора «на малые обороты двигателя» (?!) степень открытия дроссельной заслонки карбюратора определяется положением винта качества смеси. Не рекомендуют авторы при этой же работе снимать воздушынй фильтр (стр. 19), ибо, по их мнению, будет подтекать топливо, карбюратор начнет «чихать» и возникнет пожар. При установке зажигания , к ак написано на стр. 21, «остальные провода вставляются в бок овые электроды крышкиварифметической последовательности, по ходу вращения ротора», то есть 1—23 и т. д. На стр. 64 читаем, что при износе двигателя «масло легко проникает вкамеру сгорания»... и «уровень его вкамере понижается» (I). Далее узнаем, что «малый зазор (между контактами прерывателя. — О. Л.) способствует увеличению искрообразования» (стр. 80). Каждый грамотный автомобилист без труда даст настоящую оценку этим по меньшей мере сомнительным рекомендациям. К числу подобных технических сюрпризов книги можно отнести сообщение о том, что нормальныйзазор между тормозными накладками и барабаном зависит от... свободного хода педали тормоза, и поэтому, чтобы восстановить нормальный свободный ход педали, «надо провести частичную регулировку тормозов. Она выполняется эксцентриком» (стр. 230). Ни один шофер не смоОШИБОКпедали сцепления ссылки на эту таблицу нет. Авторы вместо нее рекомендуют использовать таблицу 32, в которой указано допустимое падение напряженияв вольтах. Ошибки цифрового хар актера имеются такжев таблицах 9, 10, 13, 15, 22, 25, 29, 30 и др. Некоторые таблицы приведены почему-то в тексте дважды (17 И 21, 18 и 22). При повторениях отдельные цифры нередко противоречат одна другой. Многочисленные ошибки усугубляются еще тем, что авторы решили в одной книге осветить неисправности всех основных легковыхи грузовых автомобилей, выпускаемых нашей промышленностью (выбрано восемь моделей). Ничего путного из этого не получилось. При описании той или иной неисправности им пришлось ограничиться разбором какой-то одной модели (причем без пояснения). Даже в таблицах, где приводится справочный материал, не всегда можно найти данные по всем восьми автомобилям. В то же время не нашлось места в книге для целого ряда механизмов. Рисунки, п омещенныев книге, в ыполнены грубо и тоже не свободны от ошибок. Из рис. 15 невозможна узнать, к ак следует пропп рятьуровень топлива в поплавковой камере . На рис. 23 неправильно показаны места прослушивания сту ков в двигателе. По прихо ти авторов стуки шестерни привода распределительного вала прослушиваются вжет проверить схождение передних колес автомобиля, если будет пользоваться описанием, приведенным на стр. 191. Из книги читатель узнает, что можно ремонтировать жиклеры (стр. 73), что распределитель имеет несколько крышек (стр. 84), что при неисправностях указателя температуры воды стрелка будет стоять против деления 100 градусов (при обрывах в цепи) или против деления 40 градусов (при коротком замыкании) и т. п. Весьма сомнительны и рекомендации по смазке отдельных узлов и деталей автомобиля, которые даны на стр. 172, 173 и др. Авторы, очевидно, нез накомыс действующим в настоящее время «Положен иемо техническом обслуж иваниии ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», если предлагают смазыватьузлы через 500—1000 километров пробега. В книге много таблиц ицифр справочного характера, однако пользоваться ими рискованно, опять же из-за ошибок. В таблице 8 неправильно указаны велич ины зазоров между клапанами и толкателями. Например, для ГАЗ-51А указанызазоры 0,2 (для впускных) и 0,25 мм (для выпускных) клапанов, которые следует регулировать на прогретом двигателе. В таблице 33 свободный ход педали сцепления для ГАЗ-51А равен 20—25 мм вместо 35 — 45 мм, а для «Волги» — 20—27 мм вместо 32—40 мм. Между фочим , в тексте при определении свободного хода28