I ему эту подсказал читатель журнала В. Смокотин из Томска. «Не означает ли «всеобъемлющий» характер статьи 32-й Правил, — писал он, — что при любом стечении обстоятельств водитель в случае происшествия виновен в неправильном выборе скорости движения?» Можно было бы ответить совсем коротко: нет, не означает, и тот, кто так думает, заблуждается. Но вопрос не так прост, как может показаться, и ввиду большой практической важности должен быть разобран обстоятельно. Если бы меня спросили, какое качество водителя играет на мой взгляд первостепенную роль в безопасности движения, я ответил бы не задумываясь: умение объективно оценивать окружающую обстановку. Несмотря на краткость и кажущийся общий характер, статья 32-я Правил движения определяет многочисленные и вполне конкретные для водителя условия окружающей обстановки. Причем ни одно из них не является постоянным, и не случайно статья 4-я Правил обязывает всех участников движения быть внимательными «к окружающей обстановке и ее изменениям». Почти обо всех существенных изменениях дорожных условий водителя оповещают дорожные знаки, причем некоторые из них предупреждают не только об особенностях проезжей части, но ио предстоящем ухудшении обзорности. Например, строительные нормы и правила для дорог общей сети предусматривают для переломов продольного профиля такую обзорность, при которой встречные автомобили видны на расстоянии 350 метров (на дорогах Iи II категорий при расчетной скорости 120 км/час) и, как минимум, 80 метров (на горных дорогах V категории при расчетной скорости 30 км/час). Поэтому при более ограниченном обзоре устанавливаются знаки «Крутой спуск» или «Прочие опасности»' (скажем, перед переломом на подъеме). Однако многие особенности окружающей обстановки и ее изменения водитель должен оценивать самостоятельно. Дальность и степень видимости, например, зависят не только от времени суток и метеорологических условий. Наибольшую опасность представляет ухушение видимости при въездах в тоннели, на аллеях, где деревья создают на проезжей части в ясную солнечную погоду перемежающиеся светлые и темные полосы, при езде против солнца по увлажненной или накатанной свежим гудроном дороге и т. д. В этих условиях отрицательную роль играет адаптация зрения, так как глазам необходимо приспосабливаться к частым переходам от света к тени. А процесс этот носит индивидуальный характер. Субъективно оценивается и интенсивность движения: в одинаковых условиях одни водители, привыкшие к оживленному движению, ведут автомобили с предельно допустимой скоростью, другие снижают скорость. Перечисленные выше изменения окружающей обстановки, как правило, не возникают внезапно. Водитель имеет время для того, чтобы выбрать наиболее благоприятную и безопасную скорость движения. Относительно стабильны такие факторы, учитываемые водителями при выборе скорости движения, как особенности и состояние транспортного средства и перевозимого груза. А вот характер движения транспортных средств и, особенно, пешеходов, может быть совершенно различным. Как же здесь ориентироваться в выборе скорости? Если окружающие вас транспортные средства движутся по прямой, а их водители не меняют места в рядах и оставляют между ними полосы, достаточные для проезда других автомобилей, если перед пере-КОГДАстроением они своевременно подают предупредительные сигналы, то можно вести автомобиль с достаточно большой скоростью и обгонять едущих медленнее. Если кто-то движется непрямолинейно, часто переходит из ряда в ряд или идет на обгон, резко тормозит л т. п., другие водители обязаны повысить внимание и умерить скорость. Многое зависит от пешехода. Если он держится на проезжей части неуверенно, не осматривает дорогу, то бежит, то останавливается, не говоря уже о проявлении каких-либо признаков опьянения, мимо такого пе-ВОЗНИКАЕТшехода проезжать с большой скоростью, разумеется, нельзя. Особого внимания водителя требуют дети. , И будьте начеку в непогоду! Скажем, в мороз от пешехода, укутавшегося в воротник пальто, надвинувшего на уши шапку, можно ждать всяких неожиданностей. Трудно рассчитывать, что он вовремя заметит приближающийся автомобиль, так же, как и человек, укрывшийся от дождя капюшоном плаща, накидкой, зонтом. Даже поведение пешехода на тротуаре или обочине дороги о многом говорит водителю: характерные движения корпуса, повороты головы, жесты, оклики —ОПАСНОСТЬ?сигнал о его намерении выйти на проезжую часть, перейти улицу или дорогу. Вот это все и надо иметь в виду, когда вы самостоятельно или с помощью предупреждающих знаков выбираете сооветствующую сложившейся обстановке скорость. Разумеется, что под словом «соответствующая» надо понимать такую скорость, которая предотвратит дорожно-транспортное происшествие при условии, что другие участники движения действуют нормально и не возникло обстоятельство, которое нельзя было предвидеть. Что это значит? Водитель может и должен предвидеть изменение многих объективных условий, как например: уменьшение коэффициента сцепления в дождь или снег, снижение видимости на пыльной дороге, ухудшение действия тормозов после водной переправы, падение устойчивости автомобиля от периодического ослабления крепления длинномерного груза и т. п. Но на водителя не может быть возложена обязанность предвидеть неправильные, опасные действия окружающих его людей. В населенном пункте, например, вы вправе вести автомобиль с разрешенной скоростью 60 или 50 км/час как в отдалении от соседних транспортных средств или тротуара, так ив непосредственной близости к ним. В Окончание на стр. 22.•19