Прицеп ЧМЗАП-5203В,шегрузных прицепов. Д ля транспортировки таких необычных больших грузов Челябинский завод и выпускает прицепытрайлеры грузоподъемностью в 40 и 60 тонн. . 40-тонный прицеп ЧМЗАП-520В (фото 2) .конструктивно напоминает 20-тонный с той, однако, разницей, что каждая из его трех осей опирается на восемь ко ­ лес, таких же, как у автомобиля ЗИЛ-164. Тормозная система — такая же, как иу 20-тонного прицепа, — пневматическая, с приводом на все колеса; стояночный жеекоторое время тому назад шоферы, ехавшие по горным дорогам Таджикистана, с уважением наблюдали необычную процессию. Один КрАЗ тянул удивительное сооружение, другой — толкал его сзади. Несколько юрких газиков конвоировали этот автокараван. Сооружение чем-то напоминало большую баржу на колесах. Сходство усиливала рубка, возвышающаяся .в задней части. А на платформе стоял огромный четырехкубовый экскаватор. Так проходили испытания нового 120-тонного прицела, созданного на Челябинском заводе автотракторных прицепов — одном .из самых больших производителей этого вида транспорта. Наиболее распространенная продукция завода—20-тонный прицеп ЧМЗАП-5203В (фото 1), который очень часто можно видеть на стройках в самых отдаленных уголках нашей страны. Почему этот прицеп завоевал у строителей и монтажников такую- популярность? Во-первых, на нем можно перевозить экскаваторы, бульдозеры и другие машины, которые перебрасываются с одной стройплощадки на другую. Во-вторых, этот трехосный прицеп (по четыре' колеса на каждой оси) можно буксировать по дорогам с твердым покрытием со сравнительно большой скоростью — 50 км/час. По грунтовым дорогам 20-тонный прицеп идет со скоростью 25 км/час, А это значит, что он пригоден и для» городских условий, и для дорог, в том числе без твердого покрытия, то есть универсален. Прицеп снабжен колодочными тормозами на всех колесах с пневмоприводом, что вполне удовлетворяет требованиям безопасности движения. На стоянке затормаживают механическим приводом только заднюю ось. Это делается для того, чтобы при въезде какой-нибудь строительной машины на трапы прицеп не двигался с места (под весом погружаемых машин в момент наезда на площадку передняя часть прицепа, приподнимаясь, отрывается от земли). Разумеется, этот прицеп весом в 10 030 кг используется' не только на стройках, но и для перевозки станинПрицеп ЧМЗАП-5208.уникальных станков, трансформаторов и т. д. Вообще значение большегрузных прицепов в народном хозяйстве очень велико. Ведь то и дело приходится перевозить мощное технологическое оборудование. При этом есть два пути: либо демонтировать оборудование на отдельные узлы и транспортировать обычным способом, либо пытаться перевезти его по возможности целиком. Первый путь, хотя и прост, но означает, что придется разбирать машины, а на новом месте заново собирать их, причем для сборки — строить специальное помещение, оборудовать его кранами и, наконец, командировать туда сборщиков. Так будут расходоваться время и средства. К тому же качество сборки в незаводских условиях намного хуже, чем на заводе. Следовательно, лучше отправлять машины в сборе. Н о как это сделать? Железную дорогу можно использовать опять-таки до определенных пределов. Иногда транспортируемое оборудование не вписывается в габариты платформы. Кроме того, далеко не всегда есть .железнодорожная ветка, соединяющая стройку и магистраль. В то же время на строительстве всегда существует сеть автомобильных дорог с твердым покрытием. Все эти обстоятельства и предопределили необходимость создания боль-овости СОВЕТСКОЙ ТЕМНИКИ•10-с гидроприводом действует только на задние колеса. Вес прицепа 11 760 кг , а максимальная скорость передвижения40 км/час. Четырехосный прицеп ЧМЗАП-5212 (фото 3) можно смело сравнить сже ­ лезнодорожным вагоном — его грузоподъемность 60 тонн. Он опирается на 32 колеса, поставленные в четыре ряда: два впереди (поворотная тележка) и два сзади. Особое значение приобретают вопросы безопасности движения такого «вагона». Поэтому прицеп оборудован колесными гидравлическими тормозами с заклинивающими колодками плавающего типа. Привод тормозов — пневмогидравлический, включаемый педалью, расположенной в кабине тягача. Тормозное усилие к колесам передней тележки прицепа передается через правый главный тормозной цилиндр, к задним колесам — левым главным тормозным цилиндром. Привод тормозной системы снабжен краном ручного управления. При обрыве магистрали, соединяющей тягач с прицепом, прицеп автоматически затормаживается, весит прицеп 14 500 кг. На нем имеются необходимые приспособления для фиксирования на железнодорожной платформе, если возникнет необходимость перевозить его по железной дороге. Однако своеобразным рекордсменом по грузоподъемности является 120-тонный прицеп ЧМЗАП-5530, с которого начался наш рассказ. Естественно, что такая огромная грузоподъемность предопределила необычную конструктивную специфику нового трайлера.