..Секреты" Зденена ТрейбалаПоклонникам автомобильного спорта это имя хорошо известно. Те, кто увлекается фотографией и регулярно просматривает чехословацкое фоторевю, не раз обращали внимание на характерный почерк этого фотографа-художника. У себя в стране он хорошо знаком любителям музыки. Автолюбители со стажем знают и любят его замечательную книгу «Искусство вождения автомобиля». Зденек Трейбал — необычный и разносторонний человек. Он учился в Праге на медицинском факультете. Но вскоре у него «прорезался» интерес к механическому «организму» автомобиля. Короче, он перешел на другой факультет. Автомобили, автомобили, автомобили... Он работал конструктором на «Шкоде», испытателем на «Яве», инженером на «Аэро». За рулем своего «Бристоль-400» Зденек Трейбал изъездил на ралли почти всю Европу. В сложнейшем многоборье «Монте-Карло» ему удалось занять почетное третье место. Он выигрывал в Брно и Девилье. Он строил гоночные автомобили собственной конструкции. Он писал об автомобильном спорте, агитировал за него. Потом он оценил возможности телевидения и кино ис их помощью вел неустанную пропаганду автомобилизма. В ноябре прошлого года Трейбалу исполнилось 50 лет. Он по-прежнему неутомим, выступает в автомобильных соревнованиях ив 1964 году на ралли «Влтава» занял второе место в общем зачете и первое в классе. Недавно в Праге вновь издана (на этот раз на русском языке) книга «Искусство вождения автомобиля». Популярно, ярко, с добрым юмором и большой эрудицией Трейбал рассказывает на ее страницах о секретах вождения, о тонкостях этого высокого искусства, о всем том, что не смог или не успел рассказать вам преподаватель школы вождения. Книга эта более десятка лет пользуется колоссальным успехом в Чехословакии и за ее пределами. Она неоднократно переиздавалась, но тем не менее на нее всегда есть спрос. В Советском Союзе она вышла в 1960 году в издательстве «Физкультура и спорт». Шестьдесят тысяч экземпляров тут же разошлись, и многие автолюбители тщетно стремятся приобрести ее для своей библиотеки. Книгу нашего дорогого коллеги из Чехословакии Зденека Трейбала об искусстве вождения автомобиля следовало бы переиздать. А пока, учитывая большой интерес автолюбителей к этой книге и их сегодняшние, «зимние» заботы, мы публикуем (с некоторыми сокращениями) главу из нее.има — чудесное время года, и ребятишки рады ей, но у водителей с приходом зимы появляется много забот. Двигатель заводится плохо, дороги скользкие и неровные, ночи долгие, и видимость часто минимальная. Поэтому для некоторых приход зимы означает «укладывание автомобиля на спячку» до прилета первой ласточки. Такие водители считают, что зимние поездки — излишний риск, и даже не пытаются ездить круглый год. Конечно, зима — трудный период для поездок. Но это не значит, что ездить на автомобиле зимой невозможно или что вы не сумеете освоить методы, с помощью которых снизите опасность при передвижении или даже вообще устраните ее. С точки зрения езды имеются две особенности, затрудняющие передвижение в зимних условиях: плохая видимость и коварная поверхность дороги. Давайте последовательно разберем их. Плохая видимость бывает оттого, что зимой рано темнеет, и приходится больше, чем когда-либо, ездить в темноте. С туманами вы встречаетесь часто; они неприятны и весной и осенью, но зимой ветровое стекло покрывает изморозь; это служит верным признаком того, что такой же слой льда покрывает и дорогу. Единственное спасение — хороший обогреватель ветрового стекла или печка. Обогреватель включайте всегда в положении наибольшей эффективности, чтобы он разогревал как можно быстрее, а потом во время движения будет достаточно и первого положения включателя. Время от времени вы можете выключать его, так как между стеклами образуется слой изолирующего воздуха.Зкороткое время останавливаться и снова вытирать стекло. Для этой цели хорош также глицерин, но он дорог. Окно замерзает изнутри от пара, который вы выдыхаете. Если вы человек закаленный, откройте окно. А лучше, если поможет обогреватель или если вы протрете стекло солью. Когда замерзнут окна, то и при хорошем обогревателе поле зрения водителя ограничено небольшим прямоугольником впереди. Боковые окна засыпаны снегом или замерзли. Поэтому будьте внимательны на перекрестках и особенно в потоке движения на улицах города. Лучше откройте на время окно или натрите солью и боковые стекла. Поездка в метель, тем более — ночью, еще неприятнее, чем в тумане. Падающий снег, непроглядная стена впереди безмерно утомляют зрение. Ночью следует пользоваться таким же освещением, как ив туман, — этим вы ограничите отсвет от направленных вверх лучей. Но главное — ехать медленно! Следить за дорогой в такую погоду еще труднее, так как края ее и канавы по сторонам занесены снегом, и не видно, куда ведет дорога. Включите свет, пусть даже и днем, чтобы предупредить всех находящихся на шоссе. Если вообще ничего нельзя различить и вам кажется, что вы потеряли ориентацию, остановитесь и обследуйте дорогу пешком. Такая задержка и разведка лучше, чем падение в занесенную снегом канаву. Снег, увы, оседает не только на ветровом стекле, он покрывает толстым слоем и дорогу. На дороге вы видите снег в различном виде (от свежевыпавшего до сугробов), укатанный, мокрый, обледеневший и талый. Попробуйте справиться со всеми этими препятствиями, преграждающимиПУТЬ автомобилю.Если обогреватель включен в автомобиле, поставленном на стоянку, аккумулятор очень быстро разряжается. Со мной случилась однажды такая оказия во время зимних состязаний, и можете себе представить мое изумление, когда утром я увидел, как из снежного сугроба, в котором стоял мой автомобиль, сиял прямоугольник на ветровом стекле. С тех пор я всегда слежу за правильным включением обогревателя, что является лучшей гарантией от забывчивости. Без обогревателя вы намучаетесь. В некоторых автомобилях заднюю часть капота можно приподнять так, чтобы теплый воздух от двигателя согревал стекло впереди водителя. Чтобы воздух был действительно теплый, нужно сохранять температуру двигателя на уровне 80—90 градусов, закрывая радиатор. Если стекло все-таки замерзает, можно поправить дело следующим образом. Положите в тряпочку поваренную соль, завяжите и протирайте стекло — материя промокнет, и соль предохранит стекло от замерзания. Правда, приходится наежий снег не так уж плох, пока он е покроет дорогу толстым слоем. Шины, вминаясь в снег, предотвращают юз, а если двигаться равномерно — без резких поворотов и торможения, ехать будет хорошо. Лучше всего ездить по слежавшемуся, но еще не укатанному снегу. Свежий снег неприятен тем, что его наметает сугробами; и даже при небольшом ветре он оседает у деревьев, дорожных столбов, образуя на дороге настоящие дюны. Не бойтесь их. Если вы снизите скорость, опасность увязнуть намного увеличится. Усиленная работа двигателя также не поможет, потому что шины не сумеют перенести его энергию на дорогу. Если сугроб низкий, а вы видите все, что происходит за ним, его можно легко преодолеть, поступив следующим образом. Еше до того, как вы приблизитесь к сугробу. разгоните автомобиль до скорости, достаточной для преодоления сугроба. Если почувствуете, что машина теряет скорость при въезде на сугроб, а особенно если сугроб длинный, не давайте полный газ. Наоборот, регулируйте его так, чтобы нажим на педаль выравнивал обороты©ЗАСЕДАНИЕД ВАДЦАТЬПЯТОЕ