. Окончание. Начало см. на стр. 19. наших городах в первом ряду движутся многочисленные автобусы, троллейбусы. Представьте себе, что какой-то человек, не посмотрев на проезжую часть/ вдруг стремительно сходит с тротуара. Такой опасный и неосмотрительный поступок предвидеть нельзя. Здесь вступает в действие фактор внезапности, и водитель при таком непредвиденном изменении обстановки уже не может нести ответственность за выбранную им скорость движения. В такое же положение он попадает и тогда, когда автомобиль, движущийся рядом (или стоящий), без предупреждения на близком расстоянии резко меняет направление. Давайте представим теперь, что мы возложили на водителя ответственность за последствия чьих-то внезапных неосмотрительных действий. Тогда скорость движения в соседних рядах пришлось бы ограничить 5—10 км/час, а вблизи тротуара — еще жестче! И статья 33-я имеет это в виду. Внимательно прочитав ее, можно заметить, что она, учитывая фактор внезапности, освобождает водителей от ответственности за последствия неосмотрительных, неожиданных действий других лиц. Правила (это записано ясно и просто) возлагают на водителя определенную обязанность лишь с того момента, «когда возникла опасность». Следовательно, речь идет не о предвидении возможных поступков, а о моментах, когда опасное поведение другого участника движения стало конкретной реальностью. Как же должен действовать водитель в этих условиях? Когда возникла опасность для движения, водитель обязан «принять меры к снижению скорости или остановке». Но понятно, что в неблагоприятной обстановке, в условиях внезапности далеко не всегда можно предотвратить происшествие, а в некоторых случаях опасность возникает на таком близком расстоянии, что водитель не успевает даже принять необходимые меры. Попутно обратим внимание и на то, что «принять меры» тоже не общие слова. Правила указывают совершенно кон-кретные шаги — снижение скорости или остановка. Другие меры, например подача звукового сигнала, объезд, являются лишь вспомогательными, не исключающими торможения, а такой прием, как увеличение скорости с намерением «проскочить», при отрицательных последствиях всегда рассматривается как обстоятельство, усугубляющее вину водителя. Итак, статья 33-я предусматривает ответственность водителя лишь в том случае, если им не приняты меры к предотвращению опасных последствий сложившейся обстановки. Что касается самой возможности избежать происшествия, то она зависит от физических законов и при расследовании дорожно-транспортных происшествий оценивается специальной технической экспертизой. И наконец, последний вопрос: когда же опасность считается «возникшей»? В общей формулировке, как мы уже сказали, это тот мо ­ мент, когда представляющее опасность нарушение Правил движения уже совершено. Например, автомобиль начал выезжать из занимаемого ряда или приблизился к вам на такое расстояние, когда уже не может быть остановлен при данной скорости движения, пешеход сошел на проезжую часть или, переходя ее размеренным спокойным шагом, внезапно резко изменил темп движения. Чем внимательнее водитель к окружающей обстановке, тем раньше он сможет принять меры если не к полному предотвращению происшествия, то хотя бы к смягчению его последствий. В заключение необходимо заметить, что в следственной практике момент возникновения опасности устанавливается с особой тщательностью. И если водитель заметил опасность позже, чем она возникла, а тем более не заметил опасности, когда к этому были объективные возможности, он признается нарушившим статью 4-ю Правил движения. Технический расчет возможности предотвратить происшествие в этом случае ведется не по времени, когда водитель субъективно оценил опасность, а от момента, когда она возникла. Г. СОЛОВЬЕВ, член методической комиссии Центрального научно-исследовательского института судебных экспертизПалитра автомобильных ЛЧ«»Ж<ГА^»ДИДОеЯЫ#'ЗЗга1^^ верняка менее четко среагировали бы на ра, тогда как в действительности оно составляло ровно 100 метров. его маневр. А несколько лишних килокатастроф Понятно, что, находись эти наблюдаметров скорости и несколько метров пуРаботники датской полиции заметили весьма интересное обстоятельство: ав*томобили, окрашенные в темные тона, в авариях чаще всего сталкиваются также с темными машинами. По крайней мере, раз в десять чаще, чем машины светлой окраски. На первый взгляд ничего удивительного здесь нет: темный цвет автомобиля сливается с фоном, машина плохо заметна в темноте. Но, оказывается, причина не только в этом. Специальные испытания обнаружили вещи не менее серьезные. Выяснилось, что движение автомобилей темных цветов кажется более медленным, чем на самом деле. Нескольким водителям предложили определить скорость трех машин — черной, красной и белой. Двигались все они одинаково — 70 км/час. Однако средний результат наблюдателей был таков: черная — 62 км/час. белая — 72. красная — 78. При этом расстояния до машин они определили соответственно в 108. 98 и 92 меттели за рулем, они отнеслись бы к черному автомобилю более спокойно и нати не такая уж дальняя дистанция до катастрофы.С левой паправуюВ воскресенье, 3 сентября 1967 года, во всей Швеции транспорт будет приостановлен для перехода на правостороннее движение. Во время этого перерыва будет изменено расположение посадочных площадок на остановках, приведена в готовность система дорожных знаков, светофоры и т. п. Этими вопросами занимается специально созданная государственная комиссия по правостороннему движению. По предварительным подсчетам, расходы составят 400 миллионов крон. Около половины всех средств будет затрачено на переоборудование семи тысяч автобусов, более четверти — на приведение улиц и дорог в соответствие с новыми правилами, значительных сумм потребует переподготовка водителей и других работников транспорта и разъяснительные беседы среди населения. Покрыть эти затраты предполагается за счет специального налога на владельцев автомашин и мотоциклов. Уже теперь в Швеции имеется несколько сот приспособленных для правостороннего движения автобусов.ist&ttOJl ^^л^с^/З^^л^кхъл^^^^^^Ovci