т ^ \ ильтр тонкой очистки удаляет '* J из масла значительную часть -.'"** "i!?"*^ абразивных примесей, продук•' • ты окисления и осмоления, вызывающие износы, нагарообразование и коррозию. Поэтому контроль за тонкой фильтрацией очень важен. Регулярная смена фильтрующего элемента еще не всегда гарантирует хорошую работу фильтра. В эксплуатации возможны случаи, когда тонкая фильтрация недостаточна или вовсе отсутствует не только из-за плохого качества фильтрующих элементов, но и из-за плохих условий их применения. При установке фильтрующих элементов (только вполне доброкачественных) особое внимание следует обращать на состояние центральной трубки корпуса фильтра и сальников фильтрующего элемента: даже незначительные неплотности между трубкой и сальниками резко снижают или вовсе прекращают работу фильтра. Подсчитано, например*, что при зазоре всего 0,05 мм на сторону суммарное сечение двух таких щелей (внизу и вверху) вдвое превышает сечение выходного отверстия в центральной трубке. Если к этому добавить еще действие перепускного отверстия (оно предназначено для прогрева фильтра в начале работы), то перепад давлений снаружи и внутри фильтра в таком случае приближается к нулю и фильтрация прекращается. Значит, при установке нового элемента нужно убедиться, что сальники плотно прилегают к трубке. Если она будет, например, вверху шире, то при надевании фильтрующего элемента его сальники будут растягиваться с «остаточным» увеличением их внутреннего диаметра — образуются щели. Стремясь ликвидировать течь (при неисправном уплотнении) или действуя по принципу «чтобы вернее было», некоторые автомобилисты усиленно затягивают стяжной болт крышки фильтра, используя иногда ключ с большим плечом вместо специального с короткой рукояткой. Излишней затяжки особенно нужно остерегаться при обслуживании фильтров двигателей ГАЗ, крышка и днище которых постепенно (от раза к разу) могут настолько деформироваться, что болт, опускаясь все ниже, своей конусной частью развальцовывает конец центральной трубки, через который надевается фильтрующий элемент (см. рисунок). При большой деформации болт может опуститься настолько, что даже перекроет отверстие, предназначенное для выхода отфильтрованного масла. Утолщение верхней части трубки явно ощущается при надевании элемента: сначала (в верхней части) он идет с трудом, затем проваливается. В таком случае не следует оставлять фильтрующий элемент. Надо вынуть его, внимательно осмотреть трубку. Если утолщение еееще невелико и на глаз не обнаруживается, можно заглянуть внутрь трубки и осмотреть резьбу: верхние несколько ниток ее наверняка окажутся смятыми конической частью болта, что обязывает промерить трубку. Обнаруженное в верхней части трубки утолщение нужно устранить любыми доступными средствами, например опилить. Делать это нужно очень осторожно, чтобы, перестаравшись, не уменьшить первоначальный диаметр трубки в месте посадки верхнего сальника. Болт надо укоротить — исключить всякую возможность перекрытия отверстия трубки, а коническую его часть ликвидировать (на токарном станке, наждачном камне или напильником). Преждевременное потемнение масла должно служить сигналом для проверки системы тонкой фильтрации, особенно если при этом извлекается почти не загрязненный фильтрующий элемент. При малейшем подозрении или при каждой возможности надо прочищать калиброванное (1,5 мм) выходное отверстие в центральной трубке. Лучше всего применить для этого сжатый воздух. Стоит ли говорить, насколько осторожно нужно затягивать крышку фильтра. И последнее. Пренебрежение, проявляемое многими из нас к бумажным фильтрующим элементам (КАЗСХИ), не обоснованное ничем, кроме соображения, что они, мол, «жидковаты», ошибочно: имеются сведения, что они даже более эффективны, чем картонные (Р, Д АСФО ) , быстрее вступают в работу, лучше уплотнены на трубке. Для поддержания работоспособности фильтра грубой очистки, как известно, нужно ежедневно проворачивать его валик с фильтрующими пластинами, чтобы очистить их. Пропуск нескольких проворачиваний приводит к тому, что это уже не удается, и приходится снимать фильтр для разборки. Положение усугубляется, если при плохой работе фильтра тонкой очистки большое количество смолистых веществ налипает на пластинах фильтра грубой очистки, еще больше затрудняя его проворачивание. В практике все же бывают случаи, когда по не зависящим от нас причинам в проворачивании фильтра был перерыв и валик не удается стронуть или после двух-трех качков (у двигателей М-20 и М-21, например) он окончательно застопоривается. Применить большое усилие в таких случаях рискованно: провернется или, что еще хуже, повредится пружина. Кстати, ее не так скоро можно найти, разве что с другого фильтра. В таких случаях можно попытаться применить маленькую хитрость: обыкновенным рожковым ключом (11 мм) осторожно вращать валик за гайку одновременно с рукояткой.ФИЛЬТРЫИ ФИЛЬТРАЦИЯ МАСЛАО некоторых особенностях эксплуатации фильтров рассказывает инженер В. Е. ТАБАКОВ.При достаточном внимании и неторопливости, как правило, работоспособность фильтра этим способом удается восстановить, не снимая и не разбирая его. Но если отклонения значительны и проворачивание без больших усилий не удается, — разборка неизбежна. Здесь еще совет: не надо снимать фильтрующие, промежуточные и счищающие пластины. Все они очень тонкие, легко деформируются. Чтобы уложить их на место, нужно много времени и терпения. Обычно это и не удается — они потом все не помещаются и, как в классической технической шутке, остаются «лишние детали» с той только разницей, что тут известно, откуда они и для чего нужны, но нет никакой возможности их установить. Лучше обойтись без разборки: отогнуть стопорную шайбу и, отпустив гайку, расправить постепенно рукой пластины вдоль валика на образовавшейся большой длине. После воздействия ацетоном облить пластины маслом и, зажав в тиски конец валика, пытаться осторожно покачивать за корпус влево и вправо, стронуть и затем, постепенно увеличивая размах, все больше очищать пластины — как прогоняют резьбу. Особенно терпеливым и осторожным надо быть вначале. Важно стронуть хоть немножко. Полезно помнить, что в противном случае предстоит многочасовая (и, как мы уже говорили, малоуспешная) укладка трех сортов пластин или приобретение нового фильтра. Преимущество этого способа в том, что возможно вращение в обратную сторону на очищенном уже участке. Разрез корпусов масляных фильтров: а — нормальный корпус; б — деформированный корпус; 1 — болт; 2 — конец центральной трубки; 3 — отверстие для выхода отфильтрованного масла (на деформированном корпусе оно перекрыто чрезмерно опустившимся болтом); стрелка показывает деформированную крышку.* См. статью «Причины неудовлетворительной очистки масел в автомобильных двигателях» («Автомобильная промышленность» № 3, 1985 г.).