П. МУЗЮКИН, главный конструктор Ульяновского автомобильного заводаС этой заводской площадки продукция Ульяновского автомобильного отправляется во все концы нашей страны и за рубеж. А как вырос завод! Сейчас из ворот предприятия выходит семь основных моделей автомобилей УАЗ. Какие это автомобили? В 1954 году завод перешел на производство ставших уже популярными вездеходов ГАЗ-69, а затем и ГАЗ-69А. «Зеленые козлики», как их называют шоферы, можно встретить во всех уголках нашей страны — на степных просторах, в тайге, на Крайнем Севере и жарком юге. Везде они получили признание как добротные, выносливые автомобилитруженики, которым не страшно бездорожье. Похвальные отзывы о них идут и из-за рубежа — из стран Азии, Африки, Западной Европы. Можно сказать, что сдали экзамен на зрелость и другие модели УАЗ — малотоннажные автомобили повышенной проходимости. В течение почти десяти лет завод выпускал УАЗ-450 (фургон, бортовой грузовик и санитарный). Хотя автомобили первого семейства УАЗ еще не устарели и пользуются хорошей репутацией в нашей стране и за границей, они были не лишены ряда недостатков. Это завышенный собственный вес, относительно большой расход топлива, недолговечность некоторых узлов и др. Поэтому, сняв их с производства, завод начал выпуск автомобилей более совершенной конструкции — семейства УАЗ-452: фургон УАЗ-452 грузоподъемностью 0,8 тонны (выпускается взамен УАЗ-450), санитарный УАЗ-452А (взамен УАЗ-450А) и бортовой грузовик, удостоенный на Международной выставке 1966 года в Москве Золотой медали. Новинки — машины повышенной грузоподъемности — УАЗ-451М, УАЗ-451ДМ. В настоящее время осваивается производство автобуса УАЗ-452В, рассчитанного на 10 пассажиров. Надежность и высокая проходимость откроют ему дорогу в изыскательские экспедиции, на нефтепромыслы, на межрайонные трассы. Новые автомобили отличаются от своих предшественников повышенными эксплуатационными показателями, улучшенными условиями работы водителя иНа Восточном бульваре, который выходит прямо к проходной автозавода, стоит на гранитном пьедестале монумент В. И. Ленина. Рука вождя призывно протянута вперед, он как бы указывает путь в будущее. Каждый день проходят автозаводцы мимо Ильича. Каждый день тысячи людей всматриваются в дорогой образ. Ленин... Здесь, в городе на Волге, прошло его детство, складывался характер, вырабатывались убеждения. Ульяновцы гордятся тем, что они живут на родине Ильича, и стараются отдать свои силы, энергию, опыт делу, которое завещал Ленин, — строительству светлого коммунистического общества. Как порадовался бы Владимир Ильич тем громадным изменениям, что произошли на его родине за годы Советской власти, власти, которую он выпестовал, установлению и становлению которой отдал всю свою жизнь! Захолустный Симбирск стал большим промышленным и культурным центром Поволжья — Ульяновском. В Ульяновске и области около 300 крупных промышленных предприятий выпускают моторы, уникальные металлорежущие станки высокой точности, химическое оборудование, высококачественные текстильные изделия и много других видов продукции для народного хозяйства и товаров культурно-бытового назначения. За успехи, достигнутые в развитии промышленности и сельского хозяйства, Ульяновская область удостоена ордена, учрежденного в память великого Ленина. В этих успехах есть вклад и многотысячного коллектива Ульяновского автомобильного завода — крупнейшего предприятия • области. Чтобы по достоинству оценить труд коллектива, стоит оглянуться назад, вспомнить хотя бы кратко, с чего начинали автозаводцы. В суровую зиму 1941 года, когда фашистские захватчики рвались к столице нашей Родины, в Ульяновск прибыли первые эшелоны с людьми и оборудо-ванием — это был один из пунктов эвакуации Московского автомобильного завода. Основные цехи разместились в десяти складах — огромных сараях, принадлежавших некогда Государственному таможенному управлению. После московского гиганта новая «жилая площадь» производила плохое впечатление. Еще хуже было с размещением людей. Автозаводцы занимали общежития, бараки на железнодорожной станции. Спали на нарах. Большая группа рабочих и служащих обосновалась в окрестных селах Кременках, Арском, Кротовке, Баратаевке. Приходилось добираться на завод за 20—25 километров. Крайне тяжело было с продовольствием. Да разве перечислишь все трудности, которые пришлось преодолеть автозаводцам! Нужно было обладать мужеством, ж е ­ лезной волей и непоколебимой верой в победу, чтобы в тяжелейших условиях начать строить завод и построить его в невиданно короткий срок. Люди — коренные ульяновцы и приехавшие в Ульяновск с Московского автозавода — обладали таким мужеством, волей и верой в победу. На всех ответственных и тяжелых участках работали коммунисты. Душой коллектива, его организатором была заводская партийная организация. Уже в феврале 1942 года были собраны первые автомобили ЗИС-5. В упорном труде креп и развивался коллектив. Ему становились по плечу и более сложные задачи. В начале 1944 года принимается решение строить новый завод за рекой Свиягой, а с ним и новый социалистический город для его тружеников. И завод и город выросли почти на голом месте, в степи на огромных пустырях. Теперь Засвияжский район раскинулся на несколько десятков квадратных километров. Около двадцати тысяч человек жи ­ вут здесь в благоустроенных современных домах. Дворец культуры, кинотеатры, школы, библиотеки, магазины, ателье — все для наших тружеников.НА РОДИНЕ ИЛЬИЧА большей надежностью узлов и деталей. На них устанавливается верхнеклапанный двигатель (тот же , что и на «Волгу»), усиленное сцепление, четырехступенчатая коробка передач, новая раздаточная коробка, усиленные передний и задний ведущие мосты. Водители, которым приходится работать. на новых машинах, довольны: к он ­ структоры позаботились об условиях их труда — улучшили вентиляцию, применили более эффективный отопитель, опускающиеся стекла на дверках, два зеркала заднего вида, более удобные сиденья, рациональнее разместили орга ­ ны управления и приборы. Безопасность движения на больших скоростях обеспечена устойчивостью автомобилей, легкостью управления и надежностью тормозов. И еще важные показатели новых УАЗов : они обладают повышенными тягово-динамическими качествами, более высокими максимальными и средними скоростями движения, хорошей маневренностью и проходимостью. Конструкторы завода работают над созданием транспортных автомобилей, которые могли бы свободно проходить по снежной целине. В качестве базовой модели взяли грузовик УАЗ - 4 51Д . Вместо передних колес установили металлические управляемые лыжи, а обычный задний мост заменили мостом с движителями, снабженными бесшарнирными резино-металлическими гусеницами. Такой автомобиль получил имя УАЗ-451С. Л ыжии гусеницы — сезонное оборудо ­ вание, устанавливаемое на зиму для движения по снегу, а в остальное время года автомобиль можно использовать как обычный колесный. Зимой 1966 года два опытных образца прошли по маршруту Новосибирск — О мск — Кустанай — Уральск — Ульяновск. В Сибири и Казахстане машины практически не встречали непроходимых снежных преград. Скорость на снежной целине достигала 15 — 2 0 км/час, на санно-тракторных дорогах — 4 0 — 4 5 км/час. Грузоподъемность автомобилей 600800 килограммов. Пробег показал, что в трудных условиях УАЗ-451С может найти широкое применение для перевозки почты, мелких партий грузов и людей. С коро уступит дорогу собрату и прославленный вездеход ГАЗ-69. Ему подготовлена более достойная замена — автомобиль УАЗ-469. Новый образец успешно выдержал государственные испытания. В пробеге он оставил позади несколько однотипных зарубежных машин. УАЗ-469 уверенно одолел пески, горные, булыжные и грунтовые дорогис глубокой колеей. Конструктивно новый вездеход заметно отличается от ГАЗ-69. О н снабжен двигателем мощностью 70 л. с , четырехступенчатой коробкой передач, усиленным рулевым управлением, более совершенной системой тормозов и шинами увеличенного профиля. Но самое интересное — это передний и задний мосты. Впервые в практике советского автомобилестроения применены колесные редукторы, д ающие возможность довести дорожный просвет до 300 мм . М ак ­ симально возможная унификация узлов и деталей автомобиля УАЗ - 4 69смоде ­ лями УАЗ - 4 52иУАЗ - 4 51М определяет высокую технологичность его производства и упрощает снабжение запасными частями в эксплуатации. Испытания УАЗ-469 показали, что наше народное хозяйство, главным обра ­ з ом село, получит надежный автомобиль. О нможет перевозить семь человек или двух человек и 600 килограммов груза и развивать максимальную скорость свыше 100 км/час. Недавно наш коллектив отметил два важных события: награждение завода орденом Трудового Красного Знамени и 25-летие предприятия. В эти дни, когда страна празднует 97-ю годовщину со дня рождения В. И. Ленина, автозаводцы Ульяновска, как и все советские люди, трудятся с большим патриотическим подъемом. Ш ирокий размах получило соревнование в честь 50-летия Советского государства. Всюду, на всех участках в авангарде коммунисты и комсомольцы. О ни возглавляют поход за коммунистический труд. Почетное звание коллективов коммунистического труда завоевали 262 бригады и участка. Д ва Героя Социалистического Труда — станочница автоматного цеха М . И. Трубачева и шлифовщик инструментального цеха В. А. Салатов, более ста орденоносцев, сотни ветеранов труда — гордость автозавода. На них равняется весь коллектив, они служат примером для молодежи , е жегодно пополняющей ряды автомобилестроителей. В цехах предприятия ведется большая работа по комплексной механизации и автоматизации всего производства. На заводе действуют главный конвейер с системой висячих складов и толкающих конвейеров с автоматическим адресованием, десятки поточных линий, установлены сотни новых высокопроизводительных автоматов и полуавтоматов, станков с программным управлением. Одновременно с наращиванием мощ ­ ностей коллектив завода многое делает для улучшения конструкций выпускаемых автомобилей, борется за повышение их качества, надежности и долговечности. В нынешнем пятилетии заводу предстоит сделать крупный шаг вперед. К 1970 году выпуск автомобилей увеличится более чем вдвое. Особенно возрастет производство грузовых машин.щи^/^\г!11.JVJi^'V11 *"'Пимнтшш В. И. Ленину Волги в Ульяновске.наберегуПредстоит еще преодолеть немало трудностей, устранить многие недостатки, м ешающие ритмичной и четкой ра ­ боте предприятия. Но коллектив Ульяновского автомобильного завода найдет в себе силы, как это доказывал уже не раз, преодолеть трудности, встретить славное 50-летие Советского государства и приближающееся 100-летие со дня рождения Владимира Ильича Ленина новыми трудовыми успехами, выпуском удобных и надежных автомобилей.Одна из ульяновских новинок — десятиместный автобус высокой проходимости УАЗ-452В.В новой пятилетке на дорогах страны появится вездеход УАЗ-469. который по всем показателям превосходит своего предшественника ГАЗ-69.Опытный обрнлец вика УАЗ-43оД.бортовогогрузо-