зил13IНОВЫЙ АВТОМОБИЛЬВ юбилейный для Советского государства 1967-й год Московский автозавод имени Лихачева приступает к серийному производству нового грузового автомобиля. Представим его читателям: модель — ЗИЛ-131, тип — трехосный вездеход с колесной формулой 6X6, ТАБЛИЦА КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-131 и ЗИЛ-157К Модели Параметры ЗИЛ-131 ЗИЛ-157К Грузоподъем3,5 2,5 ность, т Полный вес букси4 3,6 руемого прицепа, т Вес автомобиля, кг собственный в снаряженном со5800 6700 стоянии 8450 полный с грузом 10425 Габаритные размеры, мм 7040 6922 длина 2500 2315 ширина высота (без груза) 2480 2360 по кабине 2975 2915 по тенту Ваза автомобиля, 3975 4225 мм База балансирной 1250 1120 тележки, мм Колея колес, мм 1820 1755 передних 1820 1750 задних Дорожный просвет, мм под передним 310 330 мостом под средним и 355 310 задним мостами Наименьший радиус поворота по колее наружного переднего колеса, 10,2 11.2 м Максимальная ско80 65 рость. км /час Емкость топлив340 215 ных баков, л 12.00 — 20 12.00—18 Шины Глубина преодолеваемого брода с 1.4 0,8 твердым дном, м Все параметры указаны для автомобиля с лебедкой. В полный вес автомобиля включены для ЗИЛ-131 вес трех человек п кабине (225 кг), а для ЗИЛ-157К — двух человек (150 кг). 1ВЫСОКОЙ ПРОХОДИМОСТИданные приведены в таблице 2. Они убеждают в том, что новый зиловский вездеход стоит на современном уровне развития мирового автомобилестроения. Какие преимущества имеет автомобиль ЗИЛ-131 перед своим предшественником ЗИЛ-157К? Обратимся к заключению комиссии по его государственным испытаниям. У ЗИЛ-131 значительно выше проходимость и тяговые качества. Не только максимальная, но и средняя скорость движения по всем видам дорог на 16—20 процентов выше, а средний расход топлива — на 13—21 процент ниже. И по плавности хода ЗИЛ-131 выгодно отличается от машины, которой он придет на смену. Высокой оценки заслужили маневренность, устойчивость движения, удобство и легкость управления автомобилем. Нельзя не сказать ио том, что тепловой режим работы агрегатов в различных климатических условиях вполне удовлетворителен. Для эксплуатации в холодное время года очень важны хорошие пусковые качества двигателя, эффективная работа предпускового подогревателя. Дальнейшее развитие в конструкции ЗИЛ-131 получило основное качество вездеходного автомобиля — проходимость. Большое влияние на нее, кроме параметров общей компоновки, оказывают маневренность автомобиля, условия работы водителя, особенно при движении по бездорожью. Все эти факторы учтены конструкторами при создании новой машины. Один из основных параметров общей компоновки — колесная база. На автомобиле ЗИЛ-131 она уменьшена на 250 мм. Это способствовало снижению радиуса поворота, улучшению маневренности, расширило возможности по преодолению препятствий. Последнее качество предопределено также одинаковой колеей всех мостов, расположением их картеров в одну линию, увеличением дорожных просветов за счет шин большего размера и диаметра, установкой редукторов мостов балансирной тележки в вертикальном положении. Применение таких шин обусловило уменьшение удельного давленияназначение — работа в основном вне дорог. Уже в этом году он начнет поступать в автомобильные хозяйства. Так что самое время рассказать о машине подробно, ознакомить читателей с ее особенностями. Лучше всего сделать это, сопоставив по конструктивным параметрам и эксплуатационным качествам ЗИЛ-131 с его предшественником — ЗИЛ-157К. Как видно из таблицы 1, где приведена краткая их техническая характеристика, сравнение явно в пользу первого. Обратите внимание на грузоподъемность. В условиях бездорожья она у ЗИЛ-131 на тонну выше. Да и вес прицепа, буксируемого им, больше на 400 кг. На дорогах же с усовершенствованным покрытием он может перевозить до 5 тонн груза. Несмотря на го, что собственный вес автомобиля ЗИЛ-131 выше, удельные показатели у него гораздо лучше. Так, при движении вне дорог на каждую тонну собственного веса приходится на 20 процентов больше полезного груза, чем у ЗИЛ-157К. Этот показатель характеризует более рациональное использование металла, заложенного в конструкцию ЗИЛ-131. Эксплуатационный расход топлива, отнесенный к тонне перевозимого груза, у ЗИЛ-131 в зависимости от дорожных условий изменяется в пределах 6,67—28,6 л/100 км , тогда как у ЗИЛ-157К соответственно в пределах 8,2—40,0 л/100 км . Новый советский автомобиль не уступает однотипным зарубежным машинам. В частности, относительно близким к нему по грузоподъемности американским автомобилям РИО-М34А1 (2,27 т) и «Интернационал М-41» (4,5 т ) . Емкость топливных баков у них 190 ли 265 л, то есть на 150 ли 75 л меньше, чем у ЗИЛ-131. И еще одна важная особенность. .Хотя зарубежные машины способны преодолевать более глубокие броды (соответственно на 0,5 и 0,6 м), сделать это они могут только со специальным комплектом приспособлений. К тому же эти машины менее удобны в управлении. У них нет гидроусилителя руля, системы регулирования давления воздуха в шинах, панорамного стекла в кабине. Некоторые другие сравнительные•8- на грунт, улучшило условия сцепления с ним колес. А это в свою очередь позволяет реализовать большее тяговое усилие на колесах. Автомобиль ЗИЛ-131, как и ЗИЛ-157К, оборудован системой регулирования внутреннего давления воздуха в шинах на ходу. В зависимости от условий движения оно может быть снижено до 2 0,5 кг/см . При этом удельное давле2 ние ЗИЛ-131 уменьшается до 0,9 кг/см . В результате автомобиль преодолевает самые тяжелые участки размокших грунтовых дорог в период распутицы, заболоченные участки и снежную целину. Больше того, снижение давления воздуха в шинах дает возможность ему уверенно двигаться не только по песчаной местности нашей средней климатической полосы, но и по барханным пескам пустынь Средней Азии. Надежное взаимодействие колес с грунтом и более полная реализация тягового усилия достигаются также благодаря улучшению кинематики мостов балансирной тележки путем увеличения возможных вертикальных и угловых перемещений, обеспечивающих приспосабливаемость колес к неровностям местности. Ценное достоинство автомобиля ЗИЛ-131 — способность преодолевать глубокие, почти полутораметровые броды. С этой целью герметизированы двигатель, все агрегаты трансмиссии, электрооборудование и другие системы. Общая протяженность брода ограничивается только временем непрерывного пребывания автомобиля в воде, которое не должно превышать 20 минут. Максимальная же глубина — физическими возможностями человека. Дело в том, что для разведки глубокого брода большой протяженности требуется пройти его пешком. Применение 150 сильного двигателя вместо 109-сильного у ЗИЛ-157К привело к значительному росту запаса мощности при движении и обусловило улучшение динамической характеристики. За счет этого автомобиль ЗИЛ-131 может двигаться на более высоких передачах ис большей скоростью. Удельная мощность у него увеличена на 2 л. с/т. Высокие тягово-динамические качества и большой запас мощности при хорошем сцеплении колес с грунтом позволяют уверенно преодолевать подъемы до 30 градусов без прицепа и до 20 градусов с прицепом. Автомобиль может в случае необходимости остановиться на подъеме и затем тронуться с места, на что ЗИЛ-157К не всегда способен. Кроме того, для него практически не имеет значения длина подъема максимальной крутизны. Конструкторы уделили большое вни-af|j!l!l!l!M,HJ!>,UJ!<мание улучшению условий труда водителя. Ради этого изменен один из основных компоновочных параметров — расположение кабины относительно оси передних колес. Она надвинута вперед более чем на 400 мм по сравнению с кабиной на ЗИЛ-157К. Такое ее перемещение значительно улучшило обзорность, причем сохранен удобный доступ к двигателю, необходимый для его технического обслуживания. управление автомобилем. Но самое большое значение здесь имеет гидроусилитель руля. Он не только способствует снижению утомляемости, значительно ослабляя отдачу от управляемых колес на руки водителя, но и, кроме того, повышает маневренность автомобиля. Гидроусилитель руля дает возможность более эффективно использовать уменьшенный радиус поворота. Поэтому там, где ЗИЛ-157К выТАВЛИЦА 2ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-131 И ОДНОТИПНЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ С КОЛЕСНОЙ ФОРМУЛОЙ 6x6 Модели Параметры и показатели Двигатель ЗИЛ-131 РИО-М34А1 «Интернационал М-41» Карбюраторный, линейный, шестицилиндровый 9,86 196 2800 66.3 1200 6,4 58,8рабочий объем, л максимальная мощность, л. с. при об/мин максимальный крутящий момент кгм при об/мин степень сжатия Контрольный расход топлива, л/100 км Глубина преодолеваемого брода, м Удельная мощность автомобиля, л. с/т Удельный крутящий момент, кгм/т Удельная грузоподъемность, т/тКарбюраторМноготопливный, V-образ1ЫЙ, линейный, ный, восьмицишестицилиндлиндровый ровый 6,00 6,96 150 3200 41 1600 — 1800 6,5 40 1.4 без приспособлений 14,4 3,94 0.52 113 2600 43 1400 нет данных 33,61,9 2 со специальным комплектом приспособлений 13,4 14,35 5.12 0,38 4,86 0.5Кабина расширена: в ней свободно размещаются, включая водителя, три человека. Она имеет панорамное ветровое стекло с устройствами для его обмыва и обдува, оборудована системой отопления и вентиляции, снабжена термо- и шумоизоляцией. Дверные и оконные проемы и рычаги управления надежно уплотнены. Кресло водителя, отделенное от сиденья пассажиров, регулируется по длине, высоте и наклону спинки. Удобно расположено рулевое колесо: за счет введения разрезного с карданными сочленениями и телескопическим соединением вала привода рулевого механизма. Число рычагов управления сокращено по сравнению с ЗИЛ-157К благодаря автоматическому электропневматическому включению привода переднего моста. Все это создает благоприятные условия для работы водителя и облегчаетнужден останавливаться и объезжать препятствие с подачей назад, ЗИЛ-131 легко объезжает его с хода. Улучшены условия посадки и размещения людей в кабине и кузове. Снаружи и внутри кабины установлены поручни, а на заднем борту — подножки и ограждения. Несколько увеличены внутренние размеры самой платформы. Она оборудована не только разрезными откидными боковыми скамейками. При необходимости может быть установлена дополнительная средняя скамейка со спинкой. С учетом этого в кузове размещаются свободно 24 человека. Платформа снабжена тентом с застекленными окнами и вентиляционными клапанами. В. МИТРОФАНОВ, инженер-конструктор Продолжение следует Вездеход форсирует реку.ЗИЛ-131 буксирует груженый прицеп по пересеченной местности