К ШТУРМУпользован своего рода газотрансформатор. Так что можно обойтись без сцепления и коробки передач. Дюралюминиевый кузов неплохо зарекомендовал себя на газовой турбине. Что еще можно сказать о гоночных автомобилях ХАДИ? Мне не особенно удобно хвалить конструкции, тем более что я имею некоторое отношение к их созданию. Думается, все же есть основания считать компоновку машин удачной.Гонщик-рекордсмен имеет не «некоторое», а самое непосредственное отношение к постройке этих машин. Без преувеличения можно сказать, что В. К- Никитин является душой этого дела. Следующий вопрос к нему: как создавали и готовили к соревнованиям ХАДИ-5 и ХАДИ-7?— Обе машины спроектированы, построены и подготовлены к рекордным заездам а лаборатории скоростных автомобилей нашего института. В нее, помимо меня, входят старший инженер В. А. Капшеев, старший научный сотрудник Т. В. Утемов, механик В. М. Осипенко. Верные наши помощники — члены студенческого проектно-конструкторского бюро (СПКБ). Оно объединяет свыше 40 будущих инженеров-автомобилистов, дорожников, экономистов. Каждый из них вложил немало труда в создание гоночных автомобилей. Но особенно хотелось бы отметить Николая Медведева, Николая Бровко, Петра Митасева, Владимира Зеленова, Юрия Устенко. Это очень энергичные, любящие автомобильный спорт молодые люди. Научным руководителем лаборатории является ректор института Борис Владимирович Решетников. Прямо скажу, без его помощи и постоянной поддержки нам пришлось бы трудно. Какого-либо строгого разделения труда в нашем коллективе нет. Исходим из того, что каждый должен уметь все, не гнушаться любой, даже самой черновой работы. Члены СПКБ обычно под нашим руководством воплощают конструкции в металле и других материалах. Им предоставляется большая самостоятельность, они творчески решают многие задачи. И что очень важно: все делают своими руками.Автомобиль ХАДИ-5.РЕКОРДОВВ конце прошлого года в газетах промелькнули сообщения о рекордных заездах харьковских гонщиков-автомобилистов. Наибольший успех в этих соревнованиях выпал на долю ветерана советского автомобильного спорта Владимира Константиновича Никитина. Выступая на автомобилях ХАДИ-5 и ХАДИ7, он установил четыре всесоюзных рекорда, из которых три превышают международные достижения. Корреспондент «За рулем» побывал в Харьковском автомобильно-дорожном институте, где были созданы и подготовлены к заездам эти машины, и беседовал с автором новых рекордов.ГОТОВЫ!Владимир Константинович и его молодые друзья по-настоящему преданы автомобильному спорту. Они отдают ему все свободное время. Каждый день допоздна задерживались они в лаборатории, работали там по воскресеньям, в праздники. Жили одной мыслью: как можно лучше подготовить машины к соревнованиям. Все с нетерпением ждали дня, когда можно будет проверить автомобили в гонках. — Владимир Константинович, что Вы можете сказать о заездах, какие были побиты рекорды?— В Харькове у нас много друзей, энтузиастов автомобильного спорта. Они сделали все возможное, чтобы соревнования прошли успешно. Не знаю, удалось бы их вообще провести, если бы не помощь офицера запаса Героя Советского Союза Нефедова. Анатолий Иванович взял на себя все организационные хлопоты, подыскал трассу, позаботился о ее хорошем состоянии, был, наконец, начальником дистанции. Нам повезло с погодой. День выдался ясным, ветра почти не было. Во всех четырех заездах старт давался «с места». Не скрою, я с трудом сдерживал волнение. Ведь на мою долю выпала честь — держать экзамен за всех товарищей. Они меня напутствовали теплыми словами. Их уверенность постепенно передалась и мне. Сначала сел за руль автомобиля ХАДИ-5. Дистанция 0,5 км мне показалась очень длинной. Но результат оказался неплоНаш первый вопрос: каковы особенности конструкций рехим: 18,09 сек. при средней скорости 99,5 км/час. Это выше кордно-гоночных автомобилей? международного достижения. Забегая вперед, скажу, что ки ­ лометровая дистанция была пройдена за 25,17 сек. со средней скоростью 143 км/час, причем на финише машина развила ско— Мы строили и готовили их специально для соревнований рость порядка 290 км/час. Результат — лучше всесоюзного на побитие рекордов. В конструкции ХАДИ-5 использованы рекорда. многие узлы и агрегаты серийного автомобиля ГАЗ-21 «Волга» и экспериментальный 126-сильный двигатель. За счет незначительной переделки удалось увеличить рабочий объем с 2500 до 3000 см 3 . Степень сжатия повышена до 10,5. Двигатель сделан короткоходным. Обратите внимание на кузов. Он очень легкий, весит лишь 30 кг. Материалом для него служил стеклопластик. Сухой вес автомобиля примерно 450 кг. ХАДИ-7 —' совершенно иная машина. Это газотурбинный автомобиль класса до одной тонны. Собственный вес его около 760 кг. Что касается двигателя, то он двухвальный, со свободной тяговой турбиной, развивающей максимальную мощность до 400 л. с. Число оборотов выходного вала достигает 6000 в минуту. И еще одна особенность конструкции: в ней исХорошо показала себя и машина ХАДИ-7. На обеих дистанциях были значительно перекрыты международные достижения. Полкилометра удалось преодолеть за 17,81 сек. со средней скоростью 101,1 «м/час, а километр — за 22,42 сек. при средней скорости 160,6 км/час. На финише автомобиль мчался со скоростью 350 км/час. В этот день был установлен еще один всесоюзный рекорд — в классе 250 см 3 . Особенно приятно, что автором его является совсем молодой гонщик, можно сказать, новичок в автоспорте Валерий Лорент. Сын заслуженного мастера спорта Эдуарда Осиповича Лорента, выступая на автомобиле Л-250, на котором был поршневой двигатель с наддувом, прошел 0,5 км за 21,07 сек. со средней скоростью 85,4 км/час.•26-