24
25
•НА ОДНОЙПЛАНЕТЕОкончание. Начало см. на стр. 21Он должен снижать скорость или останавливаться всякий раз, когда того требуют обстоятельства, особенно когда видимость неудовлетворительна». Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР Статья 32. «Водитель должен выбирать скорость движения с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния транспортного средства и перевозимого груза». С татья 33. «Водитель должен принять меры к снижению скорости или остановке транспортного средства, когда возникла опасность для движения». Новая редакция Конвенции Статья 13. «Водитель транспортного средства должен при любых обстоятельствах сохранять контроль над своим транспортным средством с тем, чтобы соблюдать необходимую осторожность и быть всегда в состоянии осуществлять любые маневры, которые ему надлежит выполнить. Он должен, регулируя скорость движения транспортного средства, постоянно учитывать обстоятельства, в частности рельеф местности, состояние дороги и транспортного средства, его нагрузку, атмосферные условия и интенсивность движения с тем, чтобы быть в состоянии остановить транспортное средство в конкретных условиях видимости в направлении движения, а также перед любым препятствием, которое возможно предвидеть. Он должен снижать скорость ив случае необходимости останавливаться всякий раз, когда того требуют обстоятельства, особенно когда видимость неудовлетворительна». Как видите, ответственность водителя в правильном выборе скорости год от года повышается. Одно из общих требований Конвенции будет состоять в том, что водители всех транспортных средств, если на это нет специальных указаний, должны с учетом скорости, состояния и профиля дороги двигаться ближе к наружному правому краю проезжей части (мы говорим о правом крае применительно к условиям правостороннего движения). По Конвенции, если свободен первый ряд (при трехрядном движении в одном направлении), нельзя занимать даже второй. В наших же Правилах, как все помнят, такое запрещение распространяется только на крайний левый ряд. Проект подробно регламентирует порядок многорядного движения, определяет, какие требования предъявляются к водителям, когда движение возможно в два, три и более рядов в каждом направлении. Кстати заметим, что в соответствии с современным уровнем движения и его организацией предусматривается возможность регулирования движения не только в целом по улице (дороге), но даже на отдельных полосах движения. В целях увеличения пропускной способности улиц и дорог и создания больших удобств для движения к водителю предъявляется требование не затруднять «без особого на то основания нормальное движение других транспортных средств, двигаясь на слишком малой скорости». Чтобы улучшить условия работы транспорта общего пользования (троллейбусов, автобусов), вводится правило, обязывающее водителей других транспортных средств замедлять движение и давать возможность автобусу или троллейбусу отъехать от обозначенной остановки.Один из важнейших вопросов правил движения — порядок взаимодействия водителей на нерегулируемых пересечениях улиц и дорог, где, как показывает статистика, столкновения наиболее часты. Большинство специалистов считает, что необходимы более простые и не вызывающие сомнений правила разъезда на нерегулируемых перекрестках. В связи с этим Конвенция отдает преимущественное право проезда на перекрестках равнозначных улиц или дорог водителю, не имеющему помехи справа, даже не делая различия между механическими и немеханическими транспортными средствами. Исключение составляет лишь трамвай. Конвенция настаивает также на том, чтобы главная улица или дорога определялась только установкой соответствующих знаков. Исключение предусмотрено лишь для случая пересечения или примыкания грунтовой (проселочной) дороги и дороги с твердым покрытием. Этот признак приоритета нашли возможным сохранить, учитывая, что отличить грунтовую дорогу от дороги с покрытием может любой водитель. Здесь уместно заметить, что опыт преподавания и приема экзаменов по правилам движения в нашей стране, практика расследования дорожных происшествий приводят к выводу о том, что наиболее уязвимым местом правил движения в СССР являются недостаточно точные принципы определения главной дороги. А потому учесть предложения новой Конвенции при совершенствовании отечественных Правил движения, на наш взгляд, будет совершенно необходимо. В правилах, касающихся пешеходов и поведения водителей по отношению к пешеходам, обращает на себя внимание требование при подъезде к переходу, обозначенному разметкой, всегда снижать скорость и не ставить под угрозу жизнь тех, кто вступил на переход, а при необходимости — остановиться и пропустить их. Новым для наших водителей будет и другое требование. В случае вынужденной остановки транспортного средства на проезжей части дороги вне населенного пункта в таком месте, где остановка запрещена, или в условиях плохой видимости, когда другие водители могут не заметить стоящего, водитель должен сигнализировать об этом, установив в наиболее подходящем месте и на достаточном расстоянии специальный переносный знак (треугольник), который всегда должен быть в автомобиле. Значительно больше внимания в новой Конвенции уделяется требованиям безопасности к конструкции транспортных средств. В Конвенции 1949 года эти требования были адресованы только к тем транспортным средствам, которые используются в международном движении. Ныне единые требования к техническому состоянию будут предъявляться как к транспортным средствам, следующим за рубеж, так ик эксплуатируемым внутри страны. Кстати, каждое государство по проекту новой Конвенции может вводить в свое законодательство требование о защитных шлемах для мотоциклистов. Таков в кратком изложении проект новой Конвенции о дорожном движении. Как общий вывод, можно отметить, что он в основном отражает современный уровень автомобильного движения. Проведение в жизнь содержащихся в нем требований и рекомендаций, несомненно, поможет улучшить организацию и повысить безопасность движения транспорта и пешеходов во всех странах. Новая Конвенция о дорожном движении должна быть утверждена и принята в 1968 году на международной конференции по автомобильному транспорту в Вене. И. ХРАПОВ, заместитель начальника ГАИ СССР, Г. КЛИНКОВШТЕЙН, начальник отдела безопасности движения НИИАТа, кандидат технических наукВ Мб нашего журнала за 1966 год было опубликовано описание «колыбельки» — легкого опрокидывателя для «Москвичей» моделей 402 и 407. На вновь воспроизводимых фотографиях видно, иаи пользоваться этим приспособлением. Вряд ли надо говорить о том, каи нужны автолюбителям эти опроки' И-- V -~4«W |дыватели — они с успехом заменяют осмотровые канавы. Поэтому не удивительно, что в редакцию пошли письма от читателей, желающих приобрести «колыбельку». Идя навстречу этим пожеланиям, реданция договорилась с руководством Карловсиого механического завода (г. Карловка Полтавской области) о том, что завод возьмет на себя серийное изготовление «колыбелек».По следам наших выступленийКак только что сообщил нам главный инженер завода Б. Галкин, предприятие освоило производство опрокидывателей. Запросы следует направлять в адрес Харьковской конторы Унраинского оптово-розничного объединения спорттоваров (г. Харьков, Малая Гончаоовна, 27/31; телефон 2-49-30).„КОЛЫБЕЛЬКА" В СЕРИИ МАСЛО И ДВИГАТЕЛЬВ ряде книг и инструкций бросаются в глаза противоречия в рекомендациях по применению масел для мотоциклетных двигателей. Посоветуйте, какое масло лучше для тяжелого мотоцикла. Такое письмо редакция получила от Т. Гнатюка из г. Киева. Отвечают ему работники ВНИИмотопрома. Вопрос важный. От качества масел зависит надежность работы и долговечность двигателей мотоциклов, мотороллеров, мопедов, моторных лодок. За последние годы созданы весьма эффективные присадки к маслам, но они пригодны в основном тольно для четырехтактных вигателей. Поэтому перед нефтеперераатывающей и нефтехимической промышленностью поставлена задача — разработать и внедрить в производство, начиная с 1967 года, специальные присадки и маслам для двухтактных двигателей, которые обеспечили бы значительное сни. жение нагарообразования и повышение долговечности. Во многих инструкциях по эксплуатации мотоциклов, мотороллеров, мопедов, лодочных моторов в разделе «Система смазни» необоснованно перечислен ряд масел из существующих ГОСТов. Естественно, у многих мотолюбителей и любителей водного туризма возникает вопрос, какое масло применять. Результаты стендовых испытаний масел, проведенных во ВНИИмотопроме, показали, что для четырехтактных двигателей типа М-62 и К-750 наилучшими (по сравнению с МС-20, СУ и другими) являются Дп-11 (ГОСТ 5304-54) и АС-8 (ГОСТ 10541-63). Для двухтактных двигателей, включая моторы иностранного производства, из имеющихся можно рекомендовать малозольные масла без присадок. К ним относятся АК-10 (соответствует ГОСТу 1862-57), которое еще выпускается нефтеперерабатывающей промышленностью и продается на маслораздаточных колоннах, АК-15 (ГОСТ 1862-63) и МС-20 (ГОСТ 1013-49). Все другие масла в той или иной степени отрицательно влияют на работу двухтактного двигателя. Следует отметить, что масло МС-20 обладает лучшей смазывающей способностью по сравнению с АК-10 и АК-15, но из-за большой вязкости и плохого сгорания повышает нагарообразование в выпускных окнах.надо указать название ближайшей к получателю железнодорожной станции, а база сообщит вам стоимость пересылки и возможные сроки исполнения заказа. На базе имеется большой ассортимент запасных частей к мотороллеру «Тула-200М»: двигатель с коробкой передач, рама в сборе, электрооборудование, подшипники, втулки, инструменты и принадлежности, прокладки и многое другое. Высылаются запчасти наложенным платежом. Кроме того, база выполняет заказы и на мопеды «Рига-3».М-72, «УРАЛ» И ШУМНОСТЬ«В № 7 журнала за 1966 год яс большим интересом ознакомился с беседой конструкторов мотоциклов за «круглым столом». Но у меня возник вопрос, почему ни один из участников не высказал мысль о том, к ак изготовить бесшумный мотоцикл. А ведь это очень важная проблема. Возьмем, к примеру, «Урал» и М-72. У первого не шум, а рев, а более старая модель 72 работает куда спокойнее. Что думают по этому поводу конструкторы?» — Такое письмо прислал в редакцию И. Лобанов из г. Ангарска. Отвечают читателю работники ВНИИмотопрома. Развитие мотоциилетной техниии в настоящее время еще не достигло такого уровня, чтобы создавать полностью бесшумные двигатели. Величина шума зависит от конструкции двигателя и системы глушения. Двигатель мотоцикла «Урал» по сравнению с М-72 создает больший шум вследствие применения относительно более сложного механизма газораспределения с верхними клапанами, коромыслами и штангами. Большие преимущества верхнеклапанных двигателей, и главное — мощность (М-72 — 22 л. с. при 750 смз, а «Урал» — 28 — 32 л. с. при 650 смз), а также снижение расхода топлива общепризнаны, и в настоящее время они почти полностью вытеснили старые конструкции нижнеклапанных двигателей у нас и за рубежом. По техническим условиям на изготовление мотоциклов «Урал» шум их двигателя не должен превышать 82 децибелла. Эта величина выдерживается. Достижение заданного уровня шума мотоцикла при сохранении мощности и расхода топлива — сложная техническая задача, над решением которой работают мотоциклетные заводы и ВНИИмотопром.его исправления надо ослабить все спицы на участкчх, где нет мелового следа, и, наоборот, подтянуть спицы (и правой и левой стороны) на всем участке, где мел оставил след. Второй случай — след мела остается лишь на одном участке обода. Это указывает на то, что ступица находится не в центре обода, а смещена. Чтобы вернуть ей правильное положение, надо ослабить спицы на участках, где нет мелового следа, и увеличить натяжение на участках, где он есть. Ослабление или натяжение должно быть сильнее посередине того или иного участка и меньше у его краев. Важно также не «перетянуть» спицы, чтобы не оборвать их. «Восьмерку» устраняют иначе. Там, где меловой след выражен сильно, спицы отпускают больше, а там, где он выражен не так отчетливо, — пропорционально меньше. Надо отпускать спицы лишь с одной стороны ступицы, а спицы другой стороны, чередующиеся с ослабляемым и , — натянуть. Если предварительно отпущенные спицы натянутся еще до того, нак биение обода будет устранено, то их надо ослабить повторно. Операция считается законченной, если радиальное биение не будет превышать 2 мм, а осевое — 3 мм. полезно после окончательной проверни равномерно наощупь подтянуть все 36 (40) спиц. Выступающие за обод концы натянутых спиц надо запилить заподлицо, иначе они могут прорвать камеру.«ОБРАТНЫЙ ВЫБРОС»Читатель Д. Михайлов из г. Горького опрашивает: «Почему горючая смесь вылетает из карбюратора наружу?» Тов. Михайлов оговаривается, что ездил на мотоцикле, с двигателя которого был снят воздушный фильтр. Явление, описанное Вами, не ново. Оно называется «обратным выбросом» горючей смеси из цилиндра в карбюратор. Это явление замечается нак у двух-, т акиу четырехтактных двигателей. Объясняется оно широкими фазами газораспределения. Наполнение цилиндра двигателя горючей смесью зависит от проходного сеченя впускного канала и «времени-сечения». По конструктивным соображениям каналы нельзя делать бесконечно большими. Остается «время-сечение», то есть время, а течение которого открыто проходное сечение канала. Для увеличения «времени-сечения» сдвигают фазы газораспределения. Тан, впускной канал открывается раньше начала такта впуска, а закрывается во время такта сжатия. На больших оборотах, соответствующих максимальной расчетной мощности, такое смещение фаз газораспределения обеспечивает наилучшее наполнение горючей смесью цилиндра двигателя. Однако наполнение происходит не только .во время такта впуска, но и во время сжатия. Это называется «дозарядкой» и объясняется значительной инерцией газового потока при больших оборотах двигателя. На малых оборотах, когда инерция газового потока невелика, «дозарядку» сменяет «обратный выброс». Начинается он при достижении равенства давлений в цилиндре, в котором начался такт сжатия, и во впускном трубопроводе. Оканчивается «обратный выброс» в момент полного закрытия окна впускного трубопровода клапаном (у четырехтактных двигателей) или поршнем (у двухтактных). Следует помнить, что у двухтактных двигателей на «обратный выброс» большое влияние оказывает система выпуска газов. Так, если она забита нагаром или проходные сечения труб и глушителей имеют глубокие вмятины, то в системе создается подпор — давление, повышенное по сравнению с допустимым. За счет этого давления выпуск газов из цилиндра затрудняется. В тот момент, когда открыты н выпускной канал и впускной, газ из цилиндра начинает поступать не только в выпускную, но и во впускную систему. Поэтому необходимо через каждые 2TJ00—3000 км пробега проверять состояние труб и глушителей и очищать всю выпускную систему от нагара. Если мотоцикл оборудован воздушным фильтром, то заметить «обратный выброс» трудно. Стоит снять его, нак «выброс» становится особенно заметным. Это аначит, что фильтр не уменьшает «обратный выброс», а лишь скрывает его от глаз водителя.ДЕТАЛИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПАРНЫЕ«Недавно мне пришлось заменить вторичный вал у моей «Вятки». Но теперь течет масло. Оно попадает на тормозной барабан и колодки. Я заменил сальник заднего колеса, изготовил несколько штук уплотнительных колец из кожи и резины на вал, менял размеры их, но все это не устраняет неисправности, и масло попрежнему течет по прорезям вторичного вала. Р аньше этого дефекта не было. В чем я ошибаюсь? Что икак надо сделать, чтобы устранить течь масла в месте посадки заднего колеса на конец вторичного вала?» Эти вопросы задает Л. Синельников из Воронежа. Редакция попросила ответить на них работников завода. Вал со ступицей должны быть только парные. Чтобы обеспечить точное сочленение их по шлицам, пользуются методом подбора с последующей пришлифовиой. Замена одного только вторичного вала и могла привести к появлению течи масла. Сальнии необходимо сажать на нлей, например, БФ-2, обезжирив перед этим посадочное место. При установке ступицы на вторичный вал совместите рисни.УСТРАНЯЕМ БИЕНИЕ ОБОДА КОЛЕСАЧитатель М. Исаев из г. Сучана Приморского края спрашивает, к ак устранить биение обода колеса мотоцикла. Чаще всего обод деформируется и начинает «бить», если обрывается одна или несколько спиц. Биение быстро прогрессирует, если оборванные спицы немедленно не заменить новыми. Искривление обода может произойти и от ослабления натяжения спиц. Поэтому натяжение их надо периодически проверять. Различают два вида биения обода: радиальное и осевое. Чаще наблюдается осевое биение — «восьмериа», которую можно исправить, вывесив колесо (поставив мотоцикл на подставку). Радиальное же — эллипс — весьма трудно и определить и устранить, если на .колесе надета шина. Поэтому все операции лучше всего проделать на верстаие или на столе, сняв покрышку и зажав ось колеса в вертикальном положении в тисках. Индикатором обычно служ ит кусок мела. Если колесо не снято с мотоцикла, то мел укрепляют где-нибудь на грязевом щитке или на стойке багажника пластилином. Если же ось колеса зажата а тиски, то стойкой индикатора может служить, например, пустая бутылка. В этом случае мел укрепляют на ее горлышке. Сначала следует устранить овальность обода (радиальное биение). Здесь может быть два случая. Первый — меловой след остается на двух противоположных участках обода. Это значит, что обод потерял форму круга и превратился в овал. ДляМОТОРОЛЛЕР — ПОСЫЛКОЙЧитатель В. Павлов из Закарпатья спрашивает, можно ли выписать через «Посылторг» тульский мотороллер изапасные части к нему. Мотороллер «Тула-200М» можно приобрести через Тульскую базу «Посылторга» (Тула, Одоевское шоссе, 61а). В заявке•25-