14
15
«КРУГЛЫЙCTOJb-ЖУРНАЛА«ЗАРУЛЕМ»Мы подсчитали, что для удовлетворительного обслуживания все возрастающего парка автомобилей и мотоциклов в Российской Федерации следует построить как минимум 600 станций. В наших же силах возвести за два-три года лишь около 150 станций технического обслуживания автомобилей. На большее нужны централизованные капиталовложения, а мы пока что черпаем наши возможности из нецентрализованных источников финансирования. Конечно, качество технического обслуживания автомобилей зависит не только от количества станций. Еще очень велики сроки ремонта, чаще всего из-за нехватки запасных частей. Мы широко внедряем сейчас агрегатный метод ремонта. Скажем, в этом году наши станции шолучили большое количество задних и передних мостов, двигателей и других механизмов «Москвича» моделей 403, 407 и 408. Хотелось бы, чтобы Госплан СССР чаще выделял нам такие агрегаты ив дальнейшем. На наш взгляд, представитель министерства вольно или невольно выдал сокровенные чаяния технической службы — заниматься большими работами по замене целых узлов и агрегатов автомобиля или мотоцикла. Не спорим, есть случаи, когда это наискорейший, а иногда и единственно приемлемый способ ремонта. Но ведь путешествующим чаще всего нужно совсем другое — всего лишь вымыть машину, отрегулировать JOT или иной прибор, перемонтировать шину и т. д. — К сожалению, мелкий заявочный ремонт — узкое место в нашей работе, — рассказывает Б. Е. Фишман. — Трудности заключаются в том, что нам не хватает оборудования. Я имею в виду, в частности, моечные установки, оптические стенды для проверки и регулировки развала и схода колес, стенды для проверки электрооборудования. Эти вопросы нашей технической оснащенности должен решать Госплан. Со своей стороны мы начали строительство большого количества открытых эстакад для мелкого ремонта и технического обслуживания в таких районах, как Ставропольский край, Краснодарский край, Ростовская область ив других местах. — Всего около 40 станций технической помощи имеет и Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог, — продолжает эту тему начальник Гушосдора РСФСР Г. Н. Бородин. — Туристы, правда, могут отремонтировать машины за наличный расчет в мастерских дорожно-эксплуатационных участков. В прошлом году мы оказали услуги 3500 автотуристам, а могли бы принести больше пользы, если бы имели необходимые запчасти. На мой взгляд, дело чрезвычайно страдает от того, что часть станций технического обслуживания подчинена Министерству автомобильного транспорта, а другая — Министерству бытового обслуживания. Надо бы всю службу сосредоточить в одной организации. Создать, скажем, фирму «Росавтотехобслуживание», которая имела бы прямые договоры с заводами-поставщиками и не знала бед с запасными частями.— В новой пятилетке темпы строительства АЗС возрастут вдвое, — встуОкончание. пает в беседу заместитель начальника Главнефтеснеба РСФСР В. В. Разумов,— Начало см. а могли бы быть еще выше. Почему — на стр. 10 «могли бы»? Потому что Госстрой добивается мнимой экономии, исключая из планов строительства новых дорог автозаправочные станции. Потом мъ\ их все равно строим, но делается это уже с большими трудностями и затратами. Сейчас у нас насчитывается почти 1800 АЗС. На трассе от Ленинграда до Кавказа они располагаются в основном через 60—70 километров. В других районах — через 150—250, а иногда и того больше. Это, конечно, очень плохо. На пятилетку мы запланировали построить 1000 АЗС. Еще столько же должно передать нам в эксплуатацию Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР. Согласен, что порядок продажи горюче-смазочных материелов не выдерживает никакой критики. Мы ставим вопрос о том, чтобы торговать бензином и маслами только за наличный расчет. Талоны неудобны и просто невыгодны. Подумайте сами, сейчас мы закупаем талонов для индивидуальных владельцев транспортных средств примерно около ста миллионов, а ведь к 1970 году их потребуется около миллиарда. Сколько же будет зря расходоваться бумаги, тратиться впустую труда на их производство, продажу, учет! Хочу обрадовать путешествующих на мотоциклах и мотороллерах. Наладился выпуск смесительных колонок. Более 250 ручных колонок уже работают на АЗС. Сейчас мы закупили 250 механических колонок за рубежом. 50 штук установили в прошлом году, остальные монтируем сейчас. Так что в 1967 году смесительные колонки получат автозаправочные станции почти на всех туристских маршрутах. Перемены, конечно, налицо. Однако немало и огорчительных фактов. Просто непонятно, какими соображениями руководствуется Госстрой СССР, исключая из проектов строительство автозаправочных станций. Что же получается: проигрывает не только авто- или мотолюбитель; в накладе государство, ибо те же самые АЗС обходятся много дороже. Да и только ли А ЗС?Эх, дороги...— К сожалению, в погоне за ложно понимаемой экономией Госстрой исключает в проектах дорог и другие элементы обслуживания, — рассказывает начальник Гушосдора РСФСР Г. Н. Бородин. — Возьмите дорогу Москва Волгоград. Историческая трасса, по которой скоро потоком хлынут туристы. Но на Протяжении 900 километров от Каширы до Волгограда всего три станции технического обслуживания и одна гостиница: Госстрой посчитал их излишеством. В этом году мы намечаем закончить строительство двух станций — у Махачкалы и за Серпуховом. Но ведь это капля в море. Мы строили бы больше, но, откровенно говоря, просто боимся «связываться» с ними. Потому что строим за счет нецентрализованных источников финансирования, а фондов нет. Например, станцией под Серпуховом занимаемся пятый год. Если бы Госплан выделил соответствующие фонды на материалы, такого не было бы. Теперь о самих дорогах. У нас еще мало магистральных дорог. Поэтому существующие явно перегружены. В особенности дороги, которые ведут на юг ,— на Кавказ ив Крым. Ведь откуда бы вы ни ехали — с Урала, из Прибалтики, Белоруссии — попадаете все на ту же магистраль Москва—Харьков—Симферополь или Харьков—Ростов—Краснодар. Но так будет продолжаться недолго. К 50-летию Великого Октября мы введем в строй новую южную трассу. От Каширы, направившись на Воронеж, туристы мимо Павловска и Новочеркасска выедут прямо к Ростову. Эта дорога короче «симферопольской» на 150 километров и значительно свободнее, так как не входит на улицы крупных городов; расчетная скорость здесь выше. Дорога интересная, она пересекает жи ­ вописные места Подмосковья и средней полосы России. Изменит свой облик и трасса Москва—Симферополь. Строятся обходы крупных городов, что резко улучшит условия движения. Мы закончили обход города Подольска под Москвой, ввели в эксплуатацию обход Серпухова с большим мостом через Оку. В этом году предполагается вывести транзитные потоки из Курска и Пятигорска. Путешествующим на колесах это говорит о многом. Надо сказать, отдых, питание, ночлег в пути организованыД алено ли до ближайшей АЗС?— Пока еще далеко, — говорит начальник отдела автотракторного горючего «Союзглавнефти» К. А. Сироткин. — АЗС у нас не хватает. Их приблизительно в четыре раза меньше того количества, которое требуется сегодня. Я имею в виду здесь потребности не только автомотолюбителей, но и вообще автомобильного парка страны. Неудачен и порядок продажи горюче-смазочных материалов по предварительно оплаченным талонам. Правда, с этого года разрешено открывать отдельные автозаправочные станции, торгующие за наличный расчет, но практически это можно делать только в таких крупных городах, как Москва и Ленинград. Совсем плохо мотоциклистам. Если в Российской Федерации более или менее налажена продажа готовой смеси для мотоциклов, то и на Украине ив Молдавии мотолюбитель должен готовить нужную ему смесь сам.•14« «КРУГЛЫЙСТОЛ»ЖУРНАЛА«ЗАРУЛЕМ»из руквонплохо . М инистерствоторговли кивает на местные власти, те — на Потребсоюз , а витогениктоэтимпо - н астоя ­ щ ему не занимается . Н ужнынедорогиедорожныегостиницымотели на 50—100 мест. У нас, если начинают строить, так обя ­ зательно гигант на 500—600 мест. А это ни кчему . Л учшема ­ ленькие дорожные гостиницы с небольшим кафе иларьком , в которомможнобыло бы купитьсамоенеобходимоевпуте ­ ш ествии . О нидолжны располагаться вблизи населенногопунк ­ та ( а втотуризм — явление сезонное ) . К ак , в прочем , и станции техническогообслуживания . Ведь в селах кругомпочтовыеотделения , б ольницыидругиеучреждения , г де есть машины . Не строить жеимсобственныемастерские .Не секрет, что наши главные дороги «перенаселены» потому, что все едут в одни и те же места. Что же у нас больше посмотреть не на что, больше отдохнуть негде? Отнюдь нет. Но для автотуриста на карте нашей огромной Родины еще слишком много «белых пятен». Почему? Очень просто: нет дорог. — Д обавлю , что, к акизащитные шлемы, нужны ремни И наших читателей, разумеется, интересует, в какие новые безопасности на автомобилях, — б ерет слово начальник отде ­ края они смогут отправиться в ближайшее время. ла безопасностидвиженияНИИохраныобщественногопоряд ­На этот нашвопрос ответил заместитель начальника Главд орстрояМинистерстватранспортного строительства СССР С. В. Колдобский. — В этомгодувойдетвстройдорога по Хакассии и Туве. К райэтосвоеобразный и, н есомненно , п ривлечеттуристов . К расивейшая трасса от АбазыдоКызылапротянется на 252 километра, поднимется на перевал. Будет закончена в пятилетии идорогаКуйбышев — У фа — Ч елябинск протяженн остью 852 километра . П родолжается строительство автомо ­ бильных дорогЛенинград — М урманскиМосква — Р ига . К кон ­ цу пятилеткиони частично войдутвстрой . В Полесьепрокла ­ дывается дорогаПинск — Р огачев . Я называюдорогиобще ­ с оюзного значения. К сожалению , м ызатрачиваем на строительство большиесредства , а дорогипреждевременностареют . П роисходит это потому , что за нимиплохосмотрят . Н адо , ч тобыудорогбыл один хозяин. ка полковникмилиции Б. Г. Чернышев. — Это вовсе не мода , к акнекоторые хотят представить. Вдумайтесь: в странах, г деводители не пользуютсяпоясамиишлемами , о дин убитый приходится на трех - ч етырехпострадавшихприпроисшествиях , а там , г деонипривились , с оотношение иное — о дин на три ­ дцать. Вот что такоепоясаишлемы . Так что здесь есть над чем поразмыслить и Министерству автомобильной промыш ­ л енности СССР иМинистерствуторговли СССР.На нашвзгляд , п ричинаэтого — н изкаядисциплина автои мотолюбителей , н евысокийуровень мастерства. А какповы ­ шать их сознательность и «шлифовать» в одительские навьжи, если владельцы автомобилейимотоциклов по существу пре ­ д оставленысамим себе? Представители Госавтоинспекциибылирады услышать на этомзаседании , что Центральныйклубавтомототуризма нак онецсоздан . М ывозлагаем на него большиенадежды . Еще одинвывод из анализа дорожно - т ранспортныхпроис ­ ш ествий . Почти половинапострадавшихв них мотоциклистовполучилатравмыголовы . М еждутем есть надежноепрофи ­ л актическоесредство — запретить мотоциклистам ездить беззащитныхшлемов . С июляпрошлого года такое правило при ­ нято вЭстонии , но ввести егов действие по всей территории страны мы не можем . В Прибалтикедавно наладили производ ­ ство таких шлемов , а наше Министерствоторговли все еще не в силах ничегопредложитьмотоциклистам .До сих пор все присутствующие говорили о том, что надо — К онечно , это безобразие , — заявляет тов . Ч ернышев . — сделать и что уже сделано для того, чтобы не омрачалось настроение в пути, чтобы авто- и мототуристы имели все услоТакие ограниченияскоростейещебылипонятны , к огда на на ­ ших автомобилях стояли механическиетормоза . Но сейчас так вия для спокойного и хорошего отдыха. снижать скоростьможно лишь в очень редких случаях. Н аш Однако, когда заседание «круглого стола» уже подходило отдел проводит специальные исследования о влиянии скоро ­ к концу, один из его участников поставил вопрос совсем в иной плоскости. Автомототурист должен не только отлично сти на безопасностьдвижения . В ероятно , у жевэтомгодумысможем дать на места соответствующиерекомендации , к ото ­ отдохнуть, но и...У наших туристов есть претензии ик работе автоинспекции. Очень уж много на дорогах разнобоя в режимах движения, ненужных ограничений и требований, масса запрещающих знаков и совсем мало информационных, без которых вдали от населенных мест просто не обойтись. Ограничение скоростей чаще всего вводится решением исполкома без всякой установки дорожных знаков, да к тому же эти режимы не гибки: уж как поставят «30 км/час», так на все время суток и любое время года.Вернуться домой невредимымВы догадываетесь, конечно, кому могла принадлежать эта фраза — представителю Госавтоинспекции. И оказалось, что для этого у него были достаточные основания. — Четвертая часть всех происшествий , — сказал старшийавтоинспекторГАИ СССР подполковникмилиции С. А. Гороховский, — падает на машиныиндивидуальногопользования . И главное — число несчастных случаев на дорогах не умень ­ шается.рые положат конец разнобоюи подобной самодеятельности. А возьмитеинформацию на трассах. В опрос «Куда ведет дорога ? » — о дна из серьезнейшихпроблем . М ы сейчас под ­ г отовилипособие по применениюдорожныхзнаковиуказа ­ телей. П остараемсяспомощьюжурнала «За рулем » д овести его содержание до широкого круга автомотолюбителей ишо ­ феров-профессионалов. У верен , что автомототуристамивсем , к то ездит по нашимдорогам , п ридется по душе новый ГОСТ на разметкупроезжей части улицидорог . П роектего , о публикованный , кстати, в мартовскомномережурнала «За рулем » , п одготовленнашиминститутомискоробудетутвержден . В ГОСТе предусмотренанепременнаяразметкапроезжей части дорогвопределенных условиях, и он обязателен для всех союзныхреспублик . Эти меры , н есомненно , повысят безопасностьдвиженияипро ­ п ускную способность автомобильных дорог .Что сказать в заключение, когда наше отношение к происш едшему разговору достаточно ясно выражено в названии отчета о заседании — «...у семи нянек...» И все же комментарии не лишни. Хотя заседание происходило за так называемым «круглым столом», в ходе беседы явственно обнаружились многие «острые углы» — препятствия на пути развития автомототуризма. Н ебудем возвращаться к сказанному. Хотелось бы только добавить вот что. Все мы свидетели того, к ак новые методы хозяйствования успешно проявляют себя в различных отраслях промыш ­ ленности, в строительстве, на транспорте. Отчего же этой инициативы и хозрасчета мы не ощущаемв сфере обслуживания! Именно в этих отраслях технического и всякого другого обслуживания автомототуристов нужно использовать методы экономического стимулирования. Заинтересовать работников службы сервиса, вовремя поддержать полезную инициативу. П риумелом использовании тех возможностей, которые открывает хозяйственная реформа , такую важную и стремительно развивающуюся область нашей жизли, к ак автомототуризм, м ожно быстро двинуть вперед.Но, разумеется, не все зависит от инициативы и расторопности работников сферы обслуживания. И нам думается, что упреки, высказанные за «круглым столом» в адрес Госплана СССР, обоснованны. Энтузиазмом крыло автомобиля не залатаешь ихорошее настроение вместо подшипника тоже не поставишь. Это всем известно. Почему же складывается впечатление, будто работники отделов Госплана, занимающиеся планированием выпуска запасных частей, не в курсе состояния дел с производством автомобилей и мотоциклов, а Госстрой не ведает отом , что дорога сама по себе не движет автомобили и мотоциклы, что для этого обязательно нужны автозаправочные станции и ремонтные мастерские! П ри всей полезности произошедшего во время заседания «круглого стола» обмена мнениями приходится с сожалением констатировать, что многие вопросы, волнующие туристов на колесах, е ще остаются без ответа. Но от решения этих вопросов все равно не уйти. Потому что автомобильный и мотоциклетный туризм — это не чья-то прихоть или забава. Это серьезное, м ожно сказать, государственное дело. И подходить к нему также нужно по-государственному. Репортаж вели Г. З ИНГЕРи М. Т ИЛЕВИЧ•15-