10
11
«КРУГЛЫЙСТОЛ»ЖУРНАЛА«iAРУЛЕМ»Наши представления об истинном размахе автомобильного и мотоциклетного туризма в стране в общем-то пока приблизительны. Статистики -*- служители науки цифр — еще не вторглись в эту сферу жизни, а электронно-вычислительные машины не просчитали, сколько же автомототуристов приходится на тысячу жителей. Но и без статистических данных можно смело утверждать: процесс моторизации туризма идет чрезвычайно бурно.неиссякаемые источники нашего духовного обогащения! Веселая, молодая весна вступает в свои права. Шумит ледоход на реке, звенит капель, и в такт ей радостно бьются сердца туристов. Весна 1967 года необычная — пятидесятая весна Советской власти. Вот-вот в путешествия, посвященные юбилею Октября, двинутся караваны автомобилистов и мотоциклистов. Среди них будут и ветераны революции и те, кто знает о ней и первых пятилетках только по книгам и фильмам,Тот, кто ездил в разгар прошлого сезона по главным туристским маршрутам, сам ощущал, как они «перенаселены». Со всех концов страны мчались к морю, горам, к солнцу сотни тысяч моторизованных странников. Да, человек XX века ищет отдых не в однообразии и покое, а в постоянной смене впечатлений, движении. И здесь уже его не устраивают скорости праотцов. Автомобиль, мотоцикл, мотороллер стали верными спутниками путешественников. В самом деле, есть ли более приятный способ передвижения для туриста, чем машина! Есть ли лучшая возможность увидеть, как прекрасна страна, в которой ты живешь, как Много в ней чудесных, неповторимых мест! Автомобиль дарит нам незабываемые встречи с природой, с замечательным настоящим и героическим прошлым Советской Родины. А этокто не слышал свиста бомб, не видел руин Сталинграда. Они едут в дальние походы, чтобы ощутить дыхание пламенных лет и отдать должное памяти борцов за счастье народа. Прежде, чем пожелать веем отправляющимся в путешествия «попутного ветра», удач на дорогах, добрых встреч и хороших впечатлений, редакция журнала «За рулем» вместе с автосекцией Центрального дома журналиста решила пригласить за свой «круглый стол» ответственных работников ряда министерств и ведомств, призванных заботиться об авто- и мототуристах. Нам хотелось узнать, как идет подготовка к новому сезону, как устраняются многочисленные неурядицы, с которыми сталкивались водители в прошлом году ио которых они писали в редакции газет и журналов, и, бесспорно, заглянуть в завтрашний день.горяОткрывая встречу в Центральном доме журналиста, мы, повторяем, прежде всего хотели собрать интересующую туристов информацию и порадовать их добрыми вестями. Увы, беседа началась с сообщений, которые добрыми никак не назовешь.Путешествие можетне состояться!Такими словами начал разговор начальник управления торговли культтоварами Министерства торговли СССР П. В. Зеленяк. — Вы спрашиваете, какие новые товары для туристов поступят в продажу. Но есть ли смысл покупать багажник, надувные матрацы и палатки, коль ваш автомобиль или мотоцикл неисправен и вы не можете отремонтировать его? Ни самостоятельно, ни в мастерской. Внесу ясность. В этом году торгующим организациям выделено запасных частей к автомобилям даже меньше, чем в предыдущем Всего на 19,9 млн. рублей (в прошлом — 26,5 млн. рублей). А по самым скромным подсчетам потребность в них определяется суммой в 57 млн. рублей. Иными словами, спрос на запасные части удовлетворен лишь на одну Представьте теперь положение авто- и мототуристов. А их у нас целая армия — миллион автолюбителей и больше пяти миллионов мотоциклистов. Откровенно говоря, мы не собирались на этом совещании касаться проблемы запасных частей. Но она сама прорвалась к «круглому столу» и привлекла внимание всех собравшихся. Представить себе злоключения человека, который хочет подготовить автомобиль к путешествию, но не может найти необходимых деталей, конечно, нетрудно. Но нас больше занимает другое: почему это происходит? — Существующий порядок планирования и поставок запчастей для торговли и ремонта, — говорит П. В. Зеленяк, — устарел. Точнее, он с самого начала не отвечал интересам автолюбителей. Почему-то эту работу возложили на отделения «Сельхозтехники». А у них полно своих забот с машинным парком совхозов и колхозов. Об индивидуальных владельцах некогда и думать.Те, кто отвечает за продажу запчастей и снабжение ими ремотных баз, — я имею в виду министерства торговли — те и должны централизованно получать их. Собственно, в этом смысл одного из главных пунктов нового порядка обеспечения владельцев автомобилей запчастями, который рассматривается сейчас Госпланом СССР и Госкомитетом по материально-техническому снабжению. Если он будет принят, автолюбит<гли заметно выиграют. При одном, естественно, непременном условии — улучшении работы заводов, повышении внимания Министерства автомобильной промышленности СССР к производству запчастей. Мы вошли с предложением в плановые органы увеличить выпуск запасных частей уже в этом 1967 году.О куртках из „чертовой ножи" и шлемахпудовикахМытарства автотуристов — одна из любимых тем карикатуристов. В каких только видах не изображают они бедолагу-водителя на отдыхе. Смотришь на эти рисунки и смеешься: «Точно схвачено!» А между тем ничего смешного 1ут нет. Когда же эта тема станет наконец неактуальной? Когда же у путешествующих на колесах будет вдоволь вещей, обеспечивающих туристский комфорт? — Положение улучшается, — констатирует тов. Зеленяк. — Спрос на туристские товары в ближайшем будущем будет удовлетворяться значительно полнее. Уже в этом году на прилавки поступит свыше 400 тысяч мотошлемов, курток спортивных полтора миллиона, более 1 миллиона мотоочков. Конечно, промышленность в большом долгу перед туристами. В особенности когда речь идет о качестве туристских товаров. Сравните наши палатки, тяжелые, унылого цвета, с теми, что мы получаем из ГДР и Польши, — легкими, радующими глаз разнообразием расцветок. Вспомните куртки из негнущейся «чертовой кожи» {поставишь — не упадут), пудовые мотошлемы (проехал час — голова отваливается), почти непрозрачные очки. — Нельзя, разумеется, во всем винить предприятия, — «КРУГЛЫЙСТОЛ»ЖУРНАЛА«ЗАРУЛЕМ»считает начальник отдела Роскультторга Л. М. Глобус. — Они не располагают необходимыми материалами. Почему палатки только защитного цвета? Потому что нет цветных пропиток. Почему шлемы тяжелы? У фабрик нет стекловолокна. Планирующие органы должны больше внимания уделять туристскому инвентарю, обеспечивать производство современными материалами.Путеводитель ...из-под полыОт подготовки к путешествию разговор, естественно, перешел к выбору маршрутов. Куда поехать? Что посмотреть? Казалось бы, наметить план поездки — дело нехитрое. Собрались друзья по клубу или члены семьи на совет, раскрыли справочники, путеводители и... Сейчас автомототуристам приходится пользоваться в основном самодельными, размноженными кустарным способом схемами маршрутов и картами, которые нередко продаются из-под полы, — так обрисовал положение дел заместитель директора Профиздата А. Г. Поргин. — С одной стороны — это большой укор нам, издателям, а с другой — показатель того, «ак .велика нужда в подобной литературе. К сожалению, в планах Профиздата туристская тема занимает весьма скромное место. Выходит книга «Туристские маршруты 1967 года» да несколько схем по общеизвестным маршрутам. Думаю, главный упрек заслужил здесь Центральный совет по туризму. Как-то вяло, ненастойчиво продвигает он свои заявки на туристскую литературу, я бы сказал, не отстаивает эту тематику. Вот мы собираемся переиздать книги, которые давно исчезли с прилавков магазинов, — «Кавказское кольцо» и «Крымское кольцо». Но нет гарантии, что это удастся без поддержки Центрального совета. Дело не только в том, что путеводителей с картами и схемами у нас крайне мало. Ничтожен и их тираж. За «Атласом автомобильных дорог СССР», который вышел после пятилетнего перерыва, буквально охотятся. Ни издательство ДОСААФ, ни издательство «Транспорт», ни «Физкультура и спорт», ни, как выяснилось, Профиздат почти не выпускают литературы для автомототуристов. Кто же должен этим заниматься? Кто должен рассказать автотуристу, где ждет его кемпинг или пансионат? На такие вопросы мы пока не получили ответа. Если уж речь зашла о пристанище для автомототуристов, то у читателей возникает вопрос: что же такое кемпинг?наты и кемпинги нас не пускали, а если и пускали, то спать приходилось в машине. Так было в Ростове, Лазаревском, Евпатории». А. Л. Карпович (Ухта): «Останавливался яв кемпингах в 1964 ив 1966 годах. Вместо прогресса — регресс. Во Львове за двое суток я не смог получить места в палатке. В Одессе после 7 часов вечера администратор вообще не принимает. В воскресенье оформляет только отдыхающих по путевкам, а автомобилистов не обслуживает». — Такие жалобы будут продолжаться ив этом году, — соглашается заместитель председателя Центрального совета по туризму ВЦСПС Б. Г. Фадеев. —. Нам приходится ломать сложившиеся традиции, когда кемпинги выполняли план за счет коньяков и шашлыков. Говорят, нельзя устроиться на ночлег. Но ведь кемпинг — хозрасчетная организация, она должна «оправдывать» свое содержание. Путешествия на автомобилях и мотоциклах — дело сезонное, а мы должны загрузить обслуживающий персонал на весь год. Поэтому Центральный совет по туризму вынужден продавать путевки всем желающим. Чтобы к нам было меньше претензий, решено с 15 июня по 15 сентября пятьдесят процентов мест в кемпингах предоставлять автомототуристам. В первую очередь тем, кто едет по маршрутным листам автомотоклубов и секций. Несколько странно было слышать это от представителя организации, которая, казалось бы, больше, чем другие, должна заботиться о том, чтобы каждая поездка на машине по родной стране превращалась в увлекательное путешествие и приносила радость, а не муки. Видно, в Центральном совете все еще не могут отказаться от устарелых представлений об автотуристе как о личности, не заслуживающей внимания. Иначе чем объяснить, что улучшение организации дела в автопансионатах и кемпингах идет за счет интересов тех, для кого они предназначены. Теория о «нерентабельности» автомототуризма в корне неверна. И, признаться, нам так и неясно, почему, чтобы обеспечить круглогодичную занятость, надо продавать путевки именно на летний период? Конечно, чего проще — продать путевки «отдыхающим», получить денежки, и нет тебе ни забот, ни хлопот. Но нет и туризма! Как все-таки думают работники Центрального совета вести дело дальше? — Мы намерены всячески развивать базу автотуризма, — говорит Б. Г. Фадеев. — На дорогах Прибалтики, Украины, Кавказа, Крыма, республик Средней Азии предполагается построить более 20 комфортабельных кемпингов и пансионатов. Благоустраиваются и существующие — идет замена палаток стандартными домиками. Советам по туризму мы рекомендуем организовать в городах широкую сеть стоянок. Выпускаются специальные путевки для автомототуристов. Для тех, кто хочет иметь гарантированное место. Едет, скажем, человек с Урала. Он должен знать, что ему на 10 или 20 дней обеспечена стоянка и ночлег. Основные же наши надежды мы связываем с созданием Центрального клуба автомототуристов. Он родился совсем недавно, но, надеемся, быстро встанет на ноги и объединит усилия многочисленного актива. Однако авто- и мототурист — особая разновидность путешественника. Ему мало устроиться самому: надо как-то приютить и своего четырех- или двухколесного «коня», «напоить» и «накормить» его, «подлечить», если потребуется и т. п. Какие же здесь у него виды?Лагерь автотуристов или дом отдыха?Каждый водитель, увидев указатель с контурами палатки, понимает его в буквальном смысле — как приглашение на отдых, на ночлег. Тем более, что руководители Центрального совета по туризму, в ведение которого переданы кемпинги, заверяли всех о готовности с распростертыми объятиями принять путешествующих на колесах. И вдруг всюду таблички: «Свободных мест нет». Оказывается, ВЦСПС продает путевки в автокемпинги всем желающим как в обычный дом отдыха. Вот выдержки из нескольких писем заочных участников «круглого стола» — наших читателей. В. М. Новиков (Волгоград): «Перед выездом у нас был слет автомототуристов, на котором председатель нашей секции сообщил, что все кемпинги в целях улучшения обслуживания автотуристов |Переданы Центральному совету по туризму. А вот что мы увидели в действительности. В Архипо-Осиповке лет пять назад был пансионат. Теперь на его месте турбаза. В Анапе был пансионат. Теперь он фактически ликвидирован. Закрыли ремонтную мастерскую и магазин, а в пансионате размещаются «организованные» отдыхающие по путевкам». И. А. Чубарев (Свердловск): «Перед выездом мы взяли маршрутный лист в областном совете по туризму. Полагали, •T имеем право на привилегии как автотуристы. Не тут-то IO было! На лист не обращали никакого внимания. В автопансио„Полустанки" технического обслуживания— Увы, в работе по обслуживанию автотуристов пока хвалиться нечем. В РСФСР, например, — поведал собравшимся заместитель начальника Главного управления по ремонту автотранспорта Министерства бытового обслуживания РСФСР Б. Е. Фишман, — у нас всего 88 станций технического обслуживания, что, разумеется, очень и очень мало. Правда, к этому числу следует прибавить 250 мастерских, оказывающих автолюбителям различные услуги в ремонте и обслуживании машин. Но и при этом пункты технической помощи приходятся у нас почти на 500 километров пути, а в некоторых областях и более. Окончание см. на стр. 14—15 W