Новаямеждународнаяконвенцияо дорожномдвиженииСначала немного истории. Первые правила движения автомобилей появились 70 лет назад в Англии, где, не мудрствуя лукаво, распространили на них правила городских железных дорог в ограничении скорости (около 23 км/час1), требованиях к освещению, сигнализации и пожарной безопасности. В самом начале XX века первые автомобильные «уставы» возникают и на континенте, в Германии. Однако уже с «младенчества» автомобиль отправляется в дальние путешествия, пересекает границы государств. За полстолетия международные автомобильные сообщения получили небывалое развитие. Бурные темпы роста производства автомобилей во многих странах и строительство усовершенствованных дорог способствуют дальнейшему развитию межгосударственных автомобильных перевозок, международному авто- и мототуризму. Понятно, что ездить по дорогам мира, как говорят, со своим уставом нельзя. Возникла необходимость в унифицированных международных правилах движения и дорожных знаках. Еще в 1909 году на совещании в Париже были приняты первые, хотя и весьма примитивные, но устанавливающие определенное единообразие, рекомендации по правилам движения. Этот документ был назван «Международной конвенцией» и содержал, в частности, 'первые четыре международных дорожных знака. И все же автомобильные правила по-прежнему опирались на опыт организации движения гужевого и рельсового транспорта. Конечно, это могло быть только на заре автомобилизации. Очень скоро стало ясно, что первые рекомендации по правилам движения нуждаются в дальнейшем совершенствовании. В 1926 году была принята «Международная конвенция о дорожном транспорте», дополненная в 1931 году «Конвенцией о введении единообразия в сигнализации на дорогах», а также конвенцией о правилах движения автотранспорта между американскими странами. Но и эти документы со временем устарели. Тогда Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН были подготовлены проекты «Международной конвенции о дорожном движении» и «Протокола о дорожных знаках и сигналах», которые и были приняты « 1949 году на конференции по дорожному и автомобильному транспорту в Женеве. Эти два документа стали типовыми для правил движения и дорожной сигнализации. Разумеется, в странах, присоединившихся к конвенции. Казалось бы, правила движения и система дорожной сигнализации настолько близкие вопросы, что их следовало объединить в один документ. Однако исторически сложилось так, что если общие принципы правил движения в большинстве стран совпадают, то системы дорожных знаков имеют существенные различия. Великобритания, например, наряду с символическими изображениями прибегает к надписям, в частности на предупреждающих знаках. В США вообще основным средством информации и введения ограничений являются стандартные таблички с надписями. Есть «свои» дорожные знаки ив других странах. И с этим приходится считаться. Самостоятельное значение «Международной конвенции о дорожном движении» и «Протокола о дорожных знаках и сигналах» позволяет этим странам принять общие рекомендации, не меняя з то же время своей системы знаков. Достаточно сказать, что число стран, присоединившихся к Конвенции, приближается к 80, а принявших Протокол — всего 34. Как известно, Советский Союз признал обязательными для себя оба документа и присоединился к Конвенции и Протоколу в 1959 году. Напомним, что Конвенция содержит 35 статей, которые определяют терминологию а вопросахбезопасности и организации движения, формулируют правила действий водителей при управлении транспортными средствами и основные технические требования безопасности движения к автомобилям и транспортным средствам вообще. Протокол о знаках и сигналах предусматривает разделение всех знаков на «знаки, предупреждающие об опасности» (в СССР — предупреждающие), «приказательные», среди которых различают «запрещающие» и «обязательные к выполнению» (в СССР — соответственно: запрещающие и предписывающие) и, наконец, «дающие лишь указания», подразделяющиеся на «указательные», «указывающие направление» и «указывающие населенные пункты и маршрут» (в СССР — указательные). В основном тексте Протокола были приняты символы 21 предупреждающего знака, 18 запрещающих идр . Он устанавливает также основные значения разметки проезжей части, сигналов светофоров и регулировщиков. Однако за минувшие 10—15 лет в автомобильном мире многое изменилось. Еще значительнее перемены, которые ожидают нас впереди. И Конвенция и Протокол уже не отвечают в полной мере тому уровню автомобилизации, который достигнут большинством стран. Развитие автомобильного транспорта за прошедшее время привело к необходимости введения ряда новых или более развернутых п.оавил поведения водителей и пешеходов на улицах и дорогах, расширения и уточнения требований к конструкции и техническому состоянию транспортных средств, наконец, пополнения свода дорожных знаков. Это лишний раз доказывают многочисленные поправки и дополнения к Конвенции и Протоколу, принятые в различные годы и обсуждавшиеся рабочими органами Комиссии по внутреннему транспорту. Такая подготовительная работа, в которой участвовали и авторы этой статьи, велась в течение последних двух лет и после ряда обстоятельных обсуждений и внесения многочисленных изменений завершилась. Теперь уже можно в общих чертах говорить о том, что будет представлять собой новая Конвенция, каковы новые тенденции в организации движения транспорта. В новом тексте Конвенции о дорожном движении сохранен прежний принцип — ее статьи говорят о том, как должен действовать водитель (или пешеход), а не что ему запрещается делать. Этим самым Конвенция как бы приближается к инструкции, разъясняющей основные принципы обеспечения безопасности на улицах и дорогах, которыми должны руководствоваться организаторы движения и все его участники. Более того, если в Конвенции 1949 года содержались лишь наметки основных правил безопасности движения, то новая редакция значительно более детально рассматривает эти положения. Это соответствует происшедшим изменениям в дорожном движении — резкому росту его плотности и интенсивности, значительному повышению скоростей, что требует в свою очередь большей четкости и быстроты ориентировки водителей, большей осмотрительности. Чтобы читатели лучше представили себе характер требований и рекомендаций, устанавливаемых Конвенцией, и смысл тех уточнений, которые «несены в новую редакцию, мы предлагаем сравнить тексты одной из основополагающих статей Конвенции — выбор скорости движения. Международная Конвенция о дорожном движении 1949 г. С татья 10. «Каждый водитель транспортного средства всегда должен быть в состоянии регулировать скорость движения и управлять разумно ис осторожностью. Окончание см. на стр. 24•21а ояноаппанеmеН