• 1917 г., ДЕКАБРЬ. Совет Народных Комиссаров поручил «Автоцентру», временно приданному Комиссариату по демобилизации, объединенное руководство всем военным и гражданским автомобильным транспортом. ф КОНЕЦ 1917 И НАЧАЛО 1918 гг. Профсоюзы транспортных рабочих, шоферов и автотехников в Петрограде, Москве и других городах пошли за большевиками. Формировали красногвардейские отряды, которые сражались за власть Советов. • 1918 г., 15 МАРТА. Из шоферов-добровольцев сформирован 1-й Московский военный автомобильный отряд, который потом принимал активное участие в борьбе против интервентов и белогвардейцев на многих фронтах гражданской войны. • 1918 г., МАИ. При научно-техническом отделе ВСНХ создана научно-исследовательская автомобильная лаборатория, превратившаяся впоследствии в Научный автомоторный институт (НАМИ). ф 1918 г., 28 ИЮНЯ. В кузовном цехе Московского автомобильного завода АМО состоялся митинг рабочих, на котором выступил глава Советского правительства В. И. Ленин. Он призвал амовцев к сплоченности, стойкости для победы в гражданской войне. После выступления участники митинга окружили Владимира Ильича тесным кольцом. Сама собой началась дружеская беседа. Ленин разъяснил рабочим коренные вопросы строительства новой жизни и вооруженной защиты молодой Советской республики. ф 1918 г., 28 ИЮНЯ. Декретом Совнаркома РСФСР за подписью В. И. Ленина национализирован автомобильный завод АМО. ф 1918 г., 14 ИЮЛЯ. Состоялось первое в Советской России соревнование мотоциклистов, по маршруту Москва — Клин — Москва (157,9 км). Победителями стали Махурин (класс 500 см3) и Вейс (750 см 3 ). • 1918 г., 21 СЕНТЯБРЯ. Решением Совнаркома из народного хозяйства республики мобилизовано для Красной Армии 25 процентов исправных автомобилей. ф 1918 г., 28 НОЯБРЯ. Организовано Главное управление государственных автозаводов, объединившее три предприятия: АМО, Русско-Балтийский и «Русский Рено» с общим числом рабочих 1700 человек. ф 1918 г., ДЕКАБРЬ. Автомобильный парк Красной Армии включал 2210 автомобилей. Из них: 1007 легковых, 1050 грузовиков и 153 специальных. Имелось, кроме того, 1524 мотоцикла. ф 1919 г., ЯНВАРЬ. При ВСНХ организован ТРАМОТ (транспортно-материальный отдел) с задачами руководства, планирования перевозок грузов всеми видами транспорта. ф 1919 г., ЯНВАРЬ. ЦАС (Центральная автомобильная секция) при ВСНХ предложила ведомствам и учреждениям объединить распыленные автобазы в укрупненные автохозяйства. ф 1919 г., 4 АПРЕЛЯ. Открыты первые в Советской республике автомобильные курсы для подготовки шоферов. ф 1919 г., АПРЕЛЬ. Образована единая ремонтная комиссия для организации восстановления неисправных автомобилей, скопившихся на авторемонтных военных и ведомственных заводах. ф 1919 г., 23 АВГУСТА. Постановлением Совета Труда и Обороны из народного хозяйства республики для Красной Армии мобилизовано 50 процентов автомобилей. ф 1919 г., НОЯБРЬ. Автомобильный парк Красной Армии доведен до 5090 автомобилей. Кроме того, войска имели 2743 мотоцикла, 92 броневика. В боевых дейст; виях на Южном фронте участвовало свыше 1000, на Западном и Восточных фронтах — по 500 автомобилей. ф 1919 г., НОЯБРЬ. В Первой Конной армии, которой командовал С. М. Буденный, создано Автомобильное управление. Подчиненные ему 52-й, 9-й и 32-й автобронеотряды не раз отличались в боях с белогвардейцами и интервентами.— Чем славился наш район? Арбузами и солью. А сейчас: арбузами, солью и... мотогонками. В этой шутке, которую я услышал в Соль-Илецке, большая доля правды. Нынешний Соль-Илецк с полным правом можно назвать «маленькой Уфой». А что такое «большая Уфа», читателям «За рулем», думается, объяснять не надо. Столица Башкирии, давшая миру плеяду замечательных гонщиков, издавна известна у нас как признанный центр советского мотоспорта. Мотогонщики Соль-Илецка пока еще не заявили о себе блестящими выступлениями на всесоюзной арене, здесь нет пока своих Кадыровых, Самородовых, Шайнуровых. Но разве в этом главное? Куда важнее, что за последнее время мотоспорт в Соль-Илецке стал одним из популярнейших, если не самым популярным видом спорта. Фигурное вождение, кроссы, гонки по льду, мотобол — без всего этого сейчас немыслимо представить себе спортивную жизнь этого населенного пункта, да и всего района, объединяющего более двадцати колхозов и совхозов. Мотоболисты Соль-Илецка стали чемпионами области; в прошлом году, когда началась Спартакиада, на пьедестал почета поднялись и кроссмены. Три спортсмена из Соль-Илецка входят сейчас в сборную области, которой предстоит выступать на Спартакиаде России. Наконец, Соль-Илецкий спортивно-технический клуб за лучшие показатели в работе уже второй год держит переходящее Красное знамя обкома ДОСААФ . Клуб стал подлинным спортивно-техническим очагом в районе. Здесь не затихает жизнь, Люди охотно заходят в клуб не только по делам, но и просто так, посидеть, обменяться новостями, потолкаться среди мотоциклов, а если есть какая нужда, то и предложить свои услуги. А ведь недавно в Соль-Илецке даже понятия не имели о спортивном мотоцикле, разве что видели его в кино или на страницах журналов. Теперь же здесь столько по-настоящему влюбленных в мотоспорт болельщиков, что даже ни одна тренировка не обходится без зрителей. До приезда в Соль-Илецк я беседовал в Оренбурге с председателем обкома ДОСААФ Дмитрием Павловичем Четверговым. Узнав о цели моей командировки, Дмитрий Павлович оживился: — В Соль-Илецк, значит, к Гузееву? Там один из наших лучших клубов. Правда, есть ив других районах спортивно-технические клубы. В Сакмаре, например, но... все есть — и клуб, и спортсмены, а спорта настоящего нет. — А опыт Соль-Илецка? Неужели нельзя... — Можно, Только для этого там надо иметь своего Гузеева. Похвала, безусловно, очень высокая, но не преувеличена ли она? Признаться, мне просто не терпелось увидеть «в деле» Эдуарда Михайловича Гузеева, начальника клуба, председателя райкома ДОСААФ, кандидата в мастера спорта... В Соль-Илецке я провел больше недели, ежедневно бывал в клубе, встречался со спортсменами, руководителями района, и все они единодушно говорили о том, что история мотоспорта в районе начинается с той поры, когда местный спортивно-технический клуб•6-