16
17
18
ВОКРУГ «ЗАПОРОЖЦА»Микролитражка находит все больше поклонников. Естественно поэтому, что ив повестке дня нашего «Клуба» все чаще можно увидеть беседы о «Запорожце». На ряде заседаний уже выступили с советами заводские инженеры. Сегодня мы предоставляем слово автолюбителям. Они делятся своим опытом эксплуатации автомобиля, рассказывают о несложных приспособлениях, создающих удобства. Автором первого, второго, четвертого, пятого, шестого и седьмого предложений является И. ВАЙСМАН из г. Соль-Илецка Оренбургской области; третье принадлежит Ю. МАРГОЛИНУ из г. Коммунарска Луганской области; восьмое предложение вносит Р. БОГДАНОВ из г. Долгопрудного Московской области; девятое прислал житель поселка Томилино Московской области В. ХАБАРОВ.I. Для собственной безопасностиПри ремонте и обслуживании машины часто приходится вывешивать одну из сторон ее на домкрате. Работать без надежной подпорки опасно, а соорудить ее в пути не всегда можно из-за отсутствия подручных материалов. В таком случае очень удобна подставка (рис. 1) из двух досок, скрепленных с одного конца шарнирной петлей (неразъемная дверная петля). Чтобы торцы досок не расщеплялись, 'хорошо обить их жестью. С одной стороны (в средней части) доски соединяются крепким ремнем, который ограничивает угол раскрытия (50—55 градусов). Найти для подставки место в автомобиле нетрудно. Еще лучше сделать и вторую: на двух можно, например, вывесить .«передок», подставив их под нижнюю трубу. Пригодятся они ив других случаях.Рис.1. Подставка под автомобиль.Р ис . 2. Съемник для шаровых пальцев: а — рабочее положение; б — траверса.2. С ъёмникдля пальцев шаровых шарнировКому приходилось ремонтировать шарниры рулевого привода «Запорожца» (а это обычно приходится делать через каждые 20—25 тысяч километров пробега), знает, как трудно бывает выбить шаровые пальцы из посадочного отверстия рычагов. Эту работу значительно облегчает несложный съемник (рис. 2). Он состоит из .шайбы с тремя расположенными по диаметру отверстиями (среднее имеет резьбу М13), траверсы, двух стяжных болтов М8 и центрального болта М12. Перед тем как выпрессовывать шаровой палец, траверсу съемника вводят скошенными краями паза между капроновой шайбой и головкой рычага и вдвигают съемник до упора. Вращая центральный болт, устанавливают его конусный конец в центровое отверстие шарового пальца. При этом важно, чтобы болт и палец были на одной оси. Вращая болт гаечным ислючом, выпрессовывают палец. Для облегчения выпрессовки нужно, затягивая болт, время от времени постукивать молотком по рычагу. При постановке шарового шарнира на место полезно смазать посадочное отверстие рычага и конус шарового пальца нигролом — это значительно облегчит последующую разборку.пературой и давлением масла, если использовать комбинацию приборов указателя давления масла и температуры воды от автомобиля «Москвич-407» (402, 403). Для этого ввинчиваем датчик давления масла типа ММ-9 взамен установленного на двигателе («Запорожца», а датчик температуры воды типа ТМЗ — вместо датчика, ввернутого в поддон. Замена не требует .каких-либо переделок: у датчиков одинаковая резьба. К ом ­ бинация приборов удобно закрепляется на отбортовке нижнего края панели приборов при помощи двух болтов Мб, для установки которых просверливают отверстия в .корпусе приборов и отбортовке панели (рис. 3). Подключение. К новым датчикам присоединяют те же провода, что ик прежним, Вторые концы этих проводов отсоединяют от контрольных ламп на щитке и подключают к соответствующим приборам по схеме, приведенной на рисунке. Напряжение на приборы лучше подвести от клеммы предохранителя, к которой подключен провод указателя уровня бензина. Хорошо установить в корпус приборов лампочку подсветки (гнездо есть). Подключить ее следует к переключателю света на клемму лампочки освещения спидометра. Поскольку «баланс» электроэнергии «Запорожца» не имеет особых запасов, неплохо взять амперметр, который позволит следить за величиной зарядного и разрядного тока. Для этого подойдет любой автомобильный амперметр, который устанавливается в удобном месте, например, вместо контрольных ламп, теперь ненужных, если есть приборы давления и температуры масла. Минусовую клемму амперметра нужно соединить с клеммой стартера, к ко ­ торой подходит провод от аккумулятора, а провод, который соединял эту клемму с клеммой «Б» реле-регулятора, — ликвидировать. Клемму «Б» теперь надо соединить с плюсовой клеммой амперметра. Для этого нужно два новых провода сечением не меньшим, чем, скажем, у провода, который мы ликвидировали.4. Фонарь — в багажникОттого, что у шЗапорожца» багажник меньше, чем у «Москвича», «Победы» и «Волги», в нем ничуть не легче найти нужную вещь, когда темно. Скорее, наоборот. Между тем можно закрепить на крышке багажника подкапотный фонарь ПД1-М — такой, как в моторном отсеке, и тогда темнота не помеха.8. Л юбителямточного контроляНа «Запорожцах» выпуска до 1965 го ­ да можно установить контроль за темЗАСЕДАНИЕ •16-СОРОКВТОРОЕ Фонарь устанавливаем под поперечной панелью крышки, между отверстиями под основной и предохранительный крюки замка, и закрепляем двумя винтами с потайными головками (рис. 4). Провод к подкапотному фонарю прокладываем с внутренней стороны крышки по ее середине и крепим шплинтами, которые удерживают молдинг. В местах поджима шплинтами нужно надеть на провод отрезки пластмассовой иди резиновой трубки соответствующего диаметра. Провод подключаем к нижней клемме предохранителя звукового сигнала (предохранитель № 3). Когда крышка поднята, фонарь располагается над багажником и хорошо освещает его.Рис. 3. Комбинация приборов и ее подключение.К ПРЕДОХРАНИТЕЛЮК ШАЛЬНОМУ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЮ СВЕТА«МАСЛОР и для ка: ка; с. 4. Установка лампы освещения багажни1 • к рышка багажни— 2 —. провод;'3 — под каиотная лампа.5. Вслед зазаводомВ последних выпусках «Запорожца» звуковой сигнал устанавливается в багажнике, где он хорошо защищен от воды и легко доступен. Но это малоутешительно для владельцев автомобилей прежних выпусков: на трубе переднего моста под машиной сигнал забрасывается грязью, ржавеет и быстро выходит из строя. Снять его для ремонта трудно. Если изготовить кронштейн по рис. 5а, можно перенести сигнал в багажник. Для крепления кронштейна в полке панели «передка» просверливаем два отверстия в углублениях по сторонам предохранительного запорного крюка крышки (рис. 56). Головки винтов не должны выступать из углублений (надо спилить или использовать винты с потайными головками). Сигнал крепится двумя болтами. Прорези в панели «передка» перед сигналом, как это сделано на последних «Запорожцах», пропиливать не обязательно, так как сигнал достаточно хорошо слышен и без этого.6. Нак расположиться на ночлегВопрос этот весьма и весьма сложен для владельца «Запорожца». Расположиться в нем на отдых не просто. На восьмом заседании клуба («За рулем» № 8, 1964 г.) подробно рассматривалась раскладка сидений в двух вариантах, каждый из которых имел свои достоинства и недостатки. Заметим, что один из способов требовал переделки каркасов обоих сидений, а это многим не под силу. Есть еще один способ. Снимают передние сиденья с салазок и устанавливают их рядом справа, спинками к двери (рис. 6). Для того чтобы они находились на одном уровне с задним сиденьем, под них со стороны двери подкладывают деревянные бруски размером примерно 70X70X200 мм. Вместо брусков можно подложить две подставки (в сложенном виде), описанные в первом предложении. Левое спальное место устраивают из спинки заднего сиденья, уложенного на одном с ним уровне. Под спинку кладут 20-литровую канистру, которая всегда имеется в дальней поездке, и примерно такой же толщины чемодан. Неровности сглаживаются мягкими вещами и постельными принадлежностями. Чтобы это не отнимало много времени, в проушинах крепления спинки пропиливают лазы, направленные вниз и вперед, как изображено на рис. 7. Теперь достаточно наклонить спинку вперед и, подняв вверх, легко снять с кронштейнов кузова.Р ис . 5. Кронштейн крепления сигнала в багажнике: а — размеры для изготовления; б — крепление сигнала в дополнительных отверстиях по сторонам предохрани тельного крючка.Р ис . 6. Расположение сидений для отдыха: 1 и2 — передние сиденья;. 3 — ааднее сиденье: 4 — спинка заднего сиденья. 7. Порядок вхозяйствеМелкие вещи, уложенные на багажную полку за задним сиденьем, при тряске падают, проваливаются в щель, а стоит откинуть спинку, как они рассыпаются. Нужно время и терпение, чтобы водворить их на место. От этих неприятностей спасает веревочная или проволочная сетка, натянутая на стойках, прикрепленных к передней части багажной полки (рис. 8). Стойки изготовляют из металлической полосы шириной 25—30 мми толщиной 3мм . Они не должны выступать над спинкой сиденья. Для крепления сетки в них сверлят отверстия. Сетка особенно удобна, когда спинка снимается для раскладки постели.Р ис . 7. Пропиливание проушин в спинке заднего сиденья: 1 — проушина; 2—пропил. Р ис . 8. Предохранительная сетка: 1 — основание багажной полки; 2 — стойки; 3 — сетка.8. Д ля улучшения посадки водителяВажно и сиденье ло росту. Стандартное сиденье, как известно, рассчитано на средний рост. Что же делать людям «ниже среднего»? Лодкладывать подушки и другие вещи нецелесообразно, так как при этом уменьшается высота спинки и быстро устает спина. Предлагается простой способ. Сиденье 1 (рис. 9) устанавливается на деревянные бруски 3, к которым шурупами прикреплены скобы 7 для крепления в них при помощи пальцев 6 полозьев 2. Бруски крепятся пальцами 5в скобах 4, приваренных к полу кузова. Бруски в той части, где они входят в угольники, для прочности снабжены металлическими накладками 8. Подобная переделка сохраняет сиденье как съемное и откидное и-позволяет, как и прежде, сдвигать его вдоль оси автомобиля.Р ис . 9. Увеличение высоты сиденья водителя: 1 — сиденье; 2 — полоз; 3 — брусок; 4 — скоба; 5 — п а : лец; 6 — палец; 7 — скоба: 8 — косынка.9 . Путевая электро ­ бритваАвтотуристам-мужчинам известно, сколько неудобств приносит бритье в дороге и как хороша для этого электробритва. Но владельцы «(Запорожца» (и других машин без радиоприемника или имеющих транзисторный) лишены возможности подключить ее к высоковольтному выходу блока питания (ом. 19-е заседание клуба «Автолюбитель» — «За рулем» № 7, 1965 г.). И все же выход есть: сделать маленькую электробритву «низкого» напряжения. Конструкция и размеры ее видны на рис. 10. Работает она при напряжении 4 в, либо от двух «банок» батареи, либо от карманных батареек (если надо удалиться от машины). Такая бритва обладает еще одним маленьким удобством: ею можно выбриться чище, чем обыкновенной бритвой со спаренными ножами. Бритва действует от микроэлектродвигателя ДП-4. У нее два ножа — неподвижный (решетка) и подвижный (детали 8и 10). Ось двигателя нужно укоротить на 5 мм. Крышки 1и6 «штампуются» из органического стекла после размягчения его в горячей воде или над пламенем газовой плиты. Верхнее отверстие (диаметром 2 мм) предназначено для периодической смазки оси. Дюралюминиевое кольцо 3 после бритья снимают, чтобы продуть бритву (через отверстия в опорном кольце). Бритва потребляет ток примерно 0,2 аи при бережном обращении хорошо слу-Рис. 10. Бритва в сборе и ее детали: 1 — крышка; 2 — опорное кольцо из органического стекла, которое приклеивается к корпусу двигателя клеем БФ-2; 3 — защитное дюралюминиевое кольцо, надеваемое на опорное кольцо (скользящая посадка); 4 — вилка; 5 — провод; 6 — крышка двигателя; 7 — наконечник оси двигателя (приклеивается к оси клеем БФ-2); 8 — неподвижный нож (направляющая бритвы типа «Харьков»); 9 — стопорное кольцо неподвижного ножа; 10 — подвижный (вращающийся) нож; 11 — поджимная пружина.