>№Какой же выход? Можно ли избежать 'чередования этих ярких и темных пятен во время дождя? Оказывается, можно, если ориентировать световой поток светильников строго по направлению движения автомобилей. В этом случае мокрая проезжая часть будет казаться водителю одинаково темной, но зато все препятствия на ней будут отчетливо видны. Такая система освещения недавно создана в Мюнхене. Светильник состоит из ртутной лампы, расположенной в фокусе параболического отражателя. Световые лучи от отражателя, проходя через рассеивающее стекло, падают на плоское зеркало, наклон которого подобран так, что максимальная сила света, равная 16 000 св., неправлена вниз под углом 4 градуса. Эти светильники располагаются на разделительной полосе по два на-опоре. Один из них освещает Я не буду приводить новые примеправую сторону дороги, посылая луч ры. Водители без труда припомнят под углом 45 .градусов к направлению много случаев, когда во время дождвижения транспорта, другой—таким дя при искусственном освещении им же образом левую. Такие установки освещение, похожее на приходилось тормозить перед кажусоздают щимся препятствием. А объясняется ближний свет автомобильных фар, а это только тем, что при дожде на слепящее действие светильников свопроезжей части улиц создаются мнодится до минимума. Предварительгочисленные яркие блики от осветиные испытания нового вида уличного дали обнадеживающие тельных установок, чередующиеся с освещения темными, хуже освещенными полосарезультаты. Благодаря высокой верми. При быстрой смене темных и яртикальной освещенности предметов ких пятен зрение не успевает адаптина дороге, «двое большей по сравроваться, глаза быстро утомляются, нению с горизонтальной, повышается и водителю в затемненных местах наих контрастность ив то же время чинают мерещиться то пешеходы, то уменьшаются блики на мокрой прокакие-то предметы. Это ощущение езжей части. Однако такой принцип применим Наснимке : Ленинград. Невский появляется много раз, водитель перестает реагировать на него, что только на улицах с односторонним проспект. Фото Ю. Смирнова очень опасно — однажды действи- движением или с разделительной по-Жизнь города не затихает и ночью. На его улицах остается немало машин — продуктовые и такси, перевозящие стройматериалы и уборочные, «медицинская помощь» и множество других.вот почему хорошее освещение города'в 1 темное время имеет большое значение для безопасности движения. Совершенно очевидно, что чем лучше освещение улиц, тем меньше дорожно-транспортных происшествий. Так в чем же дело? Казалось бы, давайте увеличим мощность осветительных установок на улицах, и безопасность движения будет обеспечена. Однако «се не так просто. Расход электроэнергии на наружное освещение городов уже сейчас весьма велик, и его нельзя повышать до бесконечности. Да и одна только количественная мера не решает проблему. Немаловажное значение имеет и качество освещения. ...Шел небольшой дождь. Водитель Н. ехал по освещенной улице, миновал перекресток и вдруг лишь в самый последний момент увидел перед автомобилем пешехода. Тормоза уже не помогли. Оказывается, из-за неровностей проезжей части перед пешеходным переходом образовалась лужа, в которой, как в зеркале, отразились лучи светильника и внезапно ослепили водителя. Мгновенье. Но этого было достаточно, чтобы не заметить вовремя пешехода.тельно перед машиной человек.Улииа ночьюоказываетсялосой, бульваром посредине. Иначе не избежать ослепления водителей встречных экипажей. А как быть на улице, не имеющей разделительной полосы? Оказывается, и здесь можно найти выход. Недавно в США была запатентована конструкция светильника, предназначенного для освещения транспортных магистралей. Он удовлетворяет всем светотехническим требованиям и при сухом и при мокром покрытии. Светильник состоит из экранирующего колпака или колпака с отражателем, размеры которых выбраны так, чтобы в сухую погоду обеспечивался нормальный защитный угол. Нижняя часть светильника по всему периметру окаймлена желобом, стенки которого изготовлены из стекла или прозрачной пластмассы. В этот желоб во время дождя натекает •ода, образуя призму, преломляющую световые лучи. Выбирая угол схождения боковых стенок желоба, можно обеспечить нужное отклонение световых лучей. Таким образом, этот светильник автоматически изменяет свои характеристики в дождливую погоду. Светильники, подобные описанным, в значительной мере улучшают безопасность движения по мокрым ночным улицам. Разработкой таких конструкций должны заняться и наш Всесоюзный научно-исследовательский светотехнический институт, а также конструкторские бюро заводов, выпускающих светильники. Особое внимание специалистовосветителей должны привлечь выходы с бульваров. Они опасны неожидан-•21-