«ТУРИСТВ Ирландском море между Англией и Северной Ирландией приютился небольшой гористый остров. Он хорошо известен всем мотогонщикам мира. Имя ему Мэн. Здесь в 1907 году впервые состоялись гонки «Турист Трофи», от которых, собственно, и ведет начало кольцевой мотоспорт. Первоначально они были задуманы как соревнования на Трофей туристских машин, то есть на приз для дорожных мотоциклов. С тех пор многое изменилось, но «Турист Трофи», 1или, как их принято называть, «ТТ», по-прежнему гвоздь каждого мотоспортивного сезона. Издавна победа на этой трассе считается не менее почетной, чем лавры чемпиона мира. Трасса <«ТТ» начинается близ Дугласа, столицы Мэна. Она вьется по каменистым дорогам, продирается через горные деревеныки, обрастая коварными поворотами, захватывающими дух «трамплинами», затяжными подъемами. Один круг этого «кольца» — всегоннавсего... 60,72 км! Здесь на мотоциклах, способных «ходить под 230», гонщики совершают многометровые прыжки у моста Баллоу, одолевают труднейший участок трассы Салыби Бридж, оставляют позади карусель из 260 головоломных поворотов, у каждого из которых свое имя: Гусиная Шея и Губернаторский Мост, Шпилька и Коттедж Сары, Закоулок и Мельница, Размашистый... Большой перепад высот трассы (450 м), а также частые дожди и туманы еще более усложняют гонку для тех, кто выступает на двухтактных мотоциклах. Их моторы очень чувствительны к изменениям атмосферного давления, температуры и влажности воздуха. Не далее как в прошлом году в классе 250 см 3 все мотоциклы «Ямаха» и МЦет не дошли до финиша. На холмистых открытых участках трассы резкие порывы ветра буквально стремятся сдуть мотоциклы с дороги. Особенно чувствительны к этому легкие машины классов 50 и 125 см 3 . Но именно в таких трудных условиях и вырастают прославленные мастера мотогонок. Здесь, на острове Мэн, возмужал и одержал десять побед ирландский виртуоз двадцатых—тридцатых годов Стэнли Вудс. Здесь в 1961 году сенсационного успеха добился юноша Майк Хэйлвуд, победив в трех классах — 125, 250 3и 500 см (ныне у него в активе девять первых мест на «ТТ»). По шесть выигрыТРОФИ»шей имеют герой довоенных лет Д. Гезри и асы последних лет Д . Редман и Д. Сертисс. Пытали счастья на «ТТ» и русские гонщики. Первым из них был Борис Михайлович Кремлев-Толокнов. В 1913 году он довольно удачно дебютировал «а мотоцикле .«Рудж-Мульти» (500 см 3 , одноцилиндровый, 15 л. с , 110 км/час). В первый день соревнований финишировал 29нм среди 106 стартовавших. Во второй день шел к концу гонки шестым. Только случайное падение за полтора километра до финиша вывело его из борьбы. «Турист Трофи», будучи самой сложной в мире кольцевой трассой, неизменно привлекала внимание не только гонщиков, но -и конструкторов. Для них это был прекрасный испытательный полигон,Схема трассы «Турист Трофи».ФиншШЕСТЬДЕСЯТ ЛЕТгде проверялись новые идеи. Так, в 1926—1930 гг. на «ТТ» добились первых успехов «Велосетты», АЖС и «Нортоны» с верхними кулачковыми валиками. Позже получили признание четырехклаланные моторы «Рудж-ТТ» и «Эксцельсиор», специальные гоночные карбюраторы , «Амаль», а в 1936 году «Нортоны» с пружинной подвеской заднего колеса. Правда, после войны интерес к гонкам у английских мотозаводов несколько ослаб и их место заняли итальянские, а позже японские фирмы. Но все же, несмотря на это, за 60 лет больше всего побед (33) у английских мотоциклов «Нортон». За ними идут «MB Агуста» (26) и мХонда» (15). Что же касается гонщиков, то львиная доля успехов на «ТТ» досталась англичанам. Дело в том, что при большой длине круга и сложности трассы на ее («разучивание» требуется масса времени. Хозяева трассы, чаще выступающие на этом кольце, имеют поэтому 'неоспоримое преимущество. Зато у длинного круга «ТТ» есть немалое достоинство: он может принять большое число гонщиков. Так, в соревнованиях 1964 года в классе 350 ом 3 выступало 104 спортсмена, а «а мотоциклах с колясками — 57 экипажей. Чтобы «разрядить» эту массу, старт издавна дается попарно с десятисекундными интервалами. Гонки на острове Мэн идут целую неделю, когда день соревнований (только для двух классов мотоциклов) чередуется с днем тренировок. Сегодня дистанция гонок «Турист Трофи» — шесть кругов для мотоциклов классов 500, 350 и 250 см 3и три круга — для остальных классов. Быстрый прогресс в конструкции мотоциклов, постоянное совершенствование трассы, рост мастерства гонщиков привели к тому, что за последнее время на «ТТ» показаны очень высокие результаты. Так, прошлогодний победитель в классе 50 см3 Р. Брайане на 14-сильной «Хонде» показал такую же среднюю скорость (около 138 км/час), что и С. Вудс в 1936 году, выступавший тогда на «Нортоне», мотор которого имел рабочий объем в десять раз больше и обладал втрое большей мощностью. Первыми победителями «Турист Трофи» были: в «старшем» классе (предок нынешнего 500 см 3 ) — Р. Фоулер на «Нортоне» — 58,2 км/час ив «младшем» классе (ныне 350 см 3 ) — Ч. Колльер на «Матчлессе» — 61,5 км/час. Стокилометровый рубеж средней скорости в 1925 году взяли X. Дэвис и В. Хэндлей, а «за 150» первым шагнул в 1951 году непобедимый тогда Джеффри Дюк. В итоге за шестидесятилетнюю историю гонок средняя скорость возросла более чем в два с половиной раза. Л. ШУГУРОВМомент гонок.РЕКОРДЫ ТРАССЫ «ТТ» 500 CMS: 350 смЗ: 250 смЗ: 125 смЗ: 50 смЗ: 500 емз Г. Хокинг — «MB Агуста» Д. Агостини — «MB Агуста» М. Хэйлвуд — «Хонда» У. Айви — «Ямаха» Р. Брайане — «Хонда» с коляской: М. Дейбель О. Хорнер — БМВ — — — — — 166,68 км/час 162,29 км/час 163,78 км/час 157,13 км/час 137,82 им/час — — — 1962 г. 1966 г. 1966 г 1966 г 1966 г— 146,01 км/час - 1966 г-