ЗИЛНОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ ВЫСОКОЙ ПРОХОДИМОСТИВ первой части статьи инженера-конструктора ЗИЛа В. П. Митрофанова («За рулем» № 4 за 1967 год) Мы познакомили читателей с общей характеристикой нового советского вездехода. В публикуемом на этих страницах продолжении статьи речь пойдет об отдельных узлах и агрегатах автомобиля, серийный выпуск которого — трудовой подарок автозаводцев 50-летию Советской власти. Конструкторы проявили заботу о создании возможно лучших условий для технического обслуживания автомобиля. Несмотря на усложнение конструкции в сравнении с ЗИЛ-157К, число точек, нуждающихся в периодической смазке, не увеличилось. Наоборот, повысился пробег между обслуживанием многих агрегатов. Достигнуто это благодаря использованию в ряде узлов подшипников, имеющих запас смазки на весь срок их службы, применению соединений, смазывать которые в процессе эксплуатации не требуется. Не последнюю роль играет здесь и герметизация агрегатов. Для облегчения доступа к подкапотному пространству на переднем бампере установлена откидная подножка. Шоферу не составит труда снять запасное колесо и установить его в транспортное положение: автомобиль ЗИЛ-131 оборудован подъемником, позволяющим одному человеку быстро и легко справиться с этой работой. Предусмотрены необходимые удобства и при демонтаже головок верхних реактивных штанг балансирной подвески: на картерах редукторов среднего и заднего мостов размещены специальные болты-съемники. Следует иметь в виду, что при сборке агрегатов двигателя и трансмиссии уплотнительные прокладки всех разъемов устанавливаются на специальной уплотнительной пасте. Ее надо применять ив том случае, если после разборки агрегатов при ремонте придется собирать их повторно. Эксплуатация автомобиля ЗИЛ-131 облегчается и благодаря тому, что по большинству агрегатов, узлов и деталей он унифицирован с автомобилями тех моделей,'которые выпускаются в настоящее время. Судите сами. Всего у ЗИЛ-131 3544 детали; из них лишь 1139 (менее трети, точнее 32,3 процента) оригинальной конструкции, 1585 (44,7 процента) взяты с ЗИЛ-130 и остальные 820 (23 процента) — с автомобилей других моделей. Вот перечень основных узлов и агрегатов, заимствованных у ЗИЛ-130: двигатель, система его охлаждения, радиатор с жалюзи, водяной насос, вентилятор; глушитель выхлопа; отдельные элементы системы питания (карбюратор, топливные фильтры и баки); сцепление; коробка передач; шарниры и шлицевые соединения карданных валов; некоторые поперечины и кронштейны рамы; передние буксирные крюкии задний буксирный прибор; рулевое управление и шарниры рулевых тяг; компрессор, тормозной .кран, воздушные баллоны, ручной тормоз; кабина с оборудованием; .капот двигателя и некоторые детали оперения; контрольные и измерительные приборы. Но значит ли это, что унифицированные агрегаты и узлы ЗИЛ-131 и, скажем, ЗИЛ-130 абсолютно одинаковы? Отнюдь нет. Почти все они имеют характерные особенности, определяемые спецификой назначения и условиями эксплуатации. Двигатель ЗИЛ-131, например, приспособлен к работе при значительных продольных наклонах и боковых кренах автомобиля, а также к преодолению глубоких бродов. Соответствующим образом изменена конструкция картера: он имеет ко-•ГТ 1ШШ12ДШП1С,^131ПИлодец, в который постоянно погружен неподвижный маслоприемник. Система вентиляции картера выполнена с таким расчетом, чтобы .можно было в любой момент отключить ее. Это необходимо для создания избыточного давления в картере, препятствующего попаданию в него воды во время движения вброд. В системе охлаждения привод водяного насоса и вентилятора раздельный, что позволяет отключать последний, ослабляя натяжение приводного ремня. Тем самым лопасти вентилятора предохраняются от ударов о воду, и в то же время продолжает работать водяной насос. Насос гидроусилителя руля и компрессор тормозной системы, питающий систему регулирования давления воздуха в шинах, п ри форсировании водной преграды остаются включенными. Радиатор обладает большей площадью охлаждения и снабжен конденсационным бечком. Когда автомобиль, начиная преодолевать брод, входит в воду, наиболее сильно нагревающиеся детали двигателя резко охлаждаются. Для того чтобы компенсировать температурные напряжения в них и избежать при этом нарушения герметичности соединений, на двигателе установлен составной выпускной коллектор. И еще одно новшество — на ЗИЛ-131 применен мощный пено-масляный фильтр с трехступенчатой очисткой воздуха. Это дает возможность длительное время двигаться по пыльным полевым и проселочным дорогам, причем износостойкость двигателя не снижается. Через этот же фильтр воздух поступает в тормозной компрессор. Система питания снабжена топливным насосом производительностью 180 л/мин. Благодаря такой' производительности двигатель бесперебойно работает даже при высокой температуре окружающего воздуха, когда в топливопроводах могут образоваться паровые пробки. Топливные баки соединены между собой уравновешивающим трубопроводом. Пробки у них «глухие» (без клапанов). А клапаны установлены в отдельном герметичном корпусе, который связан с атмосферой через специальную трубку, выведенную выше уровня максимально допустимого брода. Сцепление имеет уплотнение шипов вилки выключения. Оно препятствует попаданию воды в картер. При движении по суше вентиляция сцепления осуществляется через отверстие в пробке, которая установлена в крышке картера. Для самоочищаемости в него вставлен шплинт значительно 1меньшего диаметра, чем диаметр самого отверстия. На время преодоления брода пробку с отверстием заменяют «глухой» пробкой, которая при работе автомобиля в обычных условиях находится в резьбовом гнезде на крышке картера редуктора переднего моста. Особенность коробки передач — система вентиляции картера: Через сапун, соединенный с трубкой, выведенной выше уровня максимально допустимого брода. На автомобиле ЗИЛ-131 применена новая схема трансмиссии со сквозной карданной передачей. Такая схема позволила выполнить раздаточную коробку двухвальной (на ЗИЛ-157К она трехвальная из-за раздельного привода мостов). Само собой разумеется, новая коробка имеет меньше деталей и легче, несмотря на то, что рассчитана на передачу большего крутящего момента. Раздаточная коробка — двухступенчатая, двухходовая с муфтой включения переднего моста. У нее две передачи: прямая (передаточное отношение 1 : 1) и понижающая (передаточное отношение 2,08:1). Наличие прямой передачи повышает коэффициент полезного действия трансмиссии и значительно сокращает износ деталей раздаточной коробки, так как все шестерни вращаются без нагрузки. Это способствует также повышению надежности ее работы. Передачи переключаются рычагом, перемещающимся в одной плоскости и свя- РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА.занным тягами одновременно с обоими штоками включения передач. Таким образом, один рычаг служит для управления двумя муфтами переключения передач. Он крепится к кронштейну, установленному на картере коробки передач, через специальный промежуточный элемент — компенсирующую серьгу, Управление приводом переднего моста автоматизировано. При включении понижающей передачи раздаточной коробки передний мост включается автоматически и при переходе на прямую передачу также автоматически отключается. Достигается это при помощи установленных на раздаточной коробке пневматической диафрагменной камеры, воздействующей непосредственно на шток 'муфты включения привода переднего моста, и электропневматического клапана, электрическая цепь которого имеет специальный выключатель. Он срабатывает при перемещении штока включения понижающей передачи. Электропневматический клапан питается сжатым воздухом от тормозной системы автомобиля. Если возникает необходимость включить передний мост при движении на прямой передаче в раздаточной коробке (например, на скользкой дороге), сделать это можно принудительно, посредством выключателя. Последний установлен в кабине на 2 «За рулем* № 6внутренней панели передней части автомобиля. При включенном либо автоматически, либо принудительно приводе переднего моста в кабине на щитке приборов горит контрольная лампа. У ее электрической цепи свой выключатель. Он установлен на раздаточной коробке и срабатывает при перемещении штока муфты включения привода переднего моста. Раздаточная коробка имеет люк, позволяющий монтировать различные коробки отбора мощности. При этом не требуется специального масляного насоса для обеспечения нормальной работы коробки отбора мощности. Все ее шестерни постоянно вращаются, интенсивно разбрызгивая масло и создавая обильные масляные потоки и туман, достаточные для смазки. В сравнении с автомобилем ЗИЛ-157К значительно упрощена карданная передача. Сокращено число карданных валов, исключена промежуточная опора для карданного вала привода заднего моста. В. МИТРОФАНОВ, инженер-конструктор Окончание следует•9-