СОЗДАЮТ ВИДИМОСТЬ...Недавно мы отметили десятилетие автомоделизма в нашей области. Ростовчане — одни из зачинателей этого вида спорта. Скоростные достижения моделей Н. Склифуса из Батайска, О. Гречко из Новочеркасска, В. Кузнецова из Таганрога одними из первых попали в таблицу рекордов СССР, а И. Подваркин стал первым победителем Всесоюзных соревнований по радиоуправляемым моделям. Если говорить о вкладе ростовчан в развитие автомоделизма, то можно вспомнить и многое другое. Например, что первые Всесоюзные соревнования проводились в Ростове-на-Дону ив Таганроге, что команда области неоднократно побеждала на республиканских соревнованиях, что только за последние годы у нас построено шесть кордодромов — в Таганроге, Новочеркасске, Шахтах, Каменске и два в Ростове-наДону. Это хорошая база, позволяющая ежегодно разыгрывать городские, районные и областные первенства, проводить соревнования школьников. К слову сказать, в большинстве городских (и даже сельских) домов пионеров созданы команды спортсменов-автомоделистов. Многие сотни ребят заняты конструированием моделей. И может быть, именно потому, что автомоделизм в нашей области не замыкается в одной-двух лабораториях, а имеет массовое распространение, нам особенно заметны недочеты и промахи в руководстве этим видом спорта со стороны Федерации автомодельного спорта СССР. Она существует не первый год, однако до сих пор не решены многие жизненно важные для автомоделизма вопросы. Начнем с кадров тренеров-инструкторов. Моделированием в основном увлекаются юные. Их надо научить конструировать, подготовить к самостоятельной постройке моделей автомобиля. Дело это отнюдь не простое. Оно требует специфических- знаний и умения. Кто и где готовит у нас кадры таких работников? Мы, например, не слышали, чтобы Центральная лаборатория автомоделизма созывала сборы руководителей областных секций, знакомила их с новинками и достижениями ведущих конструкторов и спортсменов. Больше того, в автомотоклубах, которые по логике вещей призваны возглавить автомоделизм, им попросту никто не занимается: в штатах клубов не предусмотрены тренеры или руководители автомодельных секций (между прочим,'в аэроклубах для авиамоделизма такие штатные единицы есть). В результате даже в нашей «автомодельной» области только два клуба из десяти — в Ростове и Таганроге — имеют возможность более или менее серьезно готовить спортсменов. Вызывает тревогу и состояние материальной базы автомоделизма. Его никак не назовешь удовлетворительным, отвечающим требованиям времени. О каком росте рядов конструкторов и спортсменов может идти речь, если повсюду ощущается острая нехватка микродвигателей, шестерен, колес и других узлов и деталей. Не раз подвергалась критике продукция завода ДОСААФ, выпускающего двигатели низкого качества. Не оправдали себя и так называемые «посылки».— комплект для изготовления определенной модели. Не говоря уже о том, что они непомерно дороги, сама идея выпуска «посылок» ошибочна и сужает творческие возможности конструкторовспортсменов. Гораздо проще, да и много дешевле для завода и потребителей организовать производство отдельных узлов и деталей: шестерен, колес и пр. Какой бы это дало простор инициативе конструкторов. К сожалению, Федерация до сих пор не может решить эту проблему. И вот каждый моделист вынужден делать сам, а чаще всего окольными путями добывать необходимые ему вещи. Где-то заказывает прессформу1ЧИТАТЕЛЯШ-1для колес, кому-то платит за шестеренки, каким-то способом достает сырой каучук. Дорого это обходится и спортсмену и государству. Такое положение сужает базу автомодельного спорта, тормозит достижение результатов высокого класса. Федерация допускает ошибки в определении программы соревнований. Например, нам совершенно неясно, чем руководствовался президиум Федерации, введя в этом году в командные первенства РСФСР и СССР десятикубовые модели. Двигателей этой кубатуры у нас не выпускают, на всю страну едва ли найдется дюжина таких моторчиков. Не правильнее ли в таких условиях ограничиться личным первенством? Ведь база для разлития этого класса не обеспечена, а Федерация пытается создать видимость, что она уже есть. Серьезные претензии можно предъявить президиуму нашей Федерации ив том, что он не совершенствует правила, не ищет путей повышения спортивного интереса соревнований, их зрелищной увлекательности. (Лы имеем в виду одновременные гонки двух и более автомоделей, преодоление препятствий, программированные заезды с массовым стартом и т. д. Нас удивляет, что журнал «За рулем» отошел от автомоделизма, не уделяет ему должного внимания, не популяризирует автомодельный спорт. В этом письме мы высказали то, что наболело. Может быть, мы в чем-то заблуждаемся, не учитываем каких-то обстоятельств, известных президиуму Федерации, но не известных нам, периферийным спортсменам. В одном мы глубоко убеждены: Федерация не нашла своего места в руководстве автомодельным спортом, не направила свои усилия на решение его главных задач. Д. МАРЕНКОВ, Н. КРАВЧЕНКО, Ю. МЕЛЕЖИК, автомоделисты г. Ростов-на-Донун ШИГп нжнпяОАКПДОБРЫЙ ПОМОЩНИК МОТОЛЮБИТЕЛЯвыхода новых пособий в надежде получить эти сведения и, к сожалению, часто разочаровываются, не встречая их. Ижевские товарищи провели большие работы по испытаниям машин в длительных пробегах. Главная цель — поиск того, к ак повысить надежность и долговечность машины. Исследования помогли собрать и материалы, определяющие необходимость ремонта деталей и узлов. В результате появилась возможность опубликовать обоснованные рекомендации. Инженеры В. А. Абрамян и В. А. Забелин — работники завода, хорошо знакомые читателям журнала «За рулем» к ак авторы статей об устройстве мотоциклов ИЖ. выпустили пол редакцией начальника СКВ завода Г. Л. Писарева книгу «Советы водителю мотоцикла ИЖ»*. В ней приведены сведения. касающиеся всех пери одов эксплуатации мотоциклов, — признаки необходимости ремонта, способы его проведения, а также ориентировочный пробег, при котором наступает критический износ деталей. Надо учитывать, что сведения о величинах пробега даны авторами на основании результатов испытаний, проведенных в тяжелых дорожных условиях. Так что многие владельцы мотоциклов, особенно при тщательном уходе и умелой эксплуатации, могут добиться значительно более высоких по* В. А. Абрамян, В. А. Забелин. Советы водителю мотоцикла ИЖ. Ижевск, ияпвтельство «УДМУРТИЯ», 1966, 100 000 экз., 260 стр., цена 49 коп. казателей. Однако приведенные в книге данные о предельно допустимых взносах от этого не меняются. Информация, изложенная в пособии, безусловно, потребуется каждому владельцу мотоцикла, поэтому, на наш взгляд, следует внести ее в инструкцию по эксплуатации. Пора бы и другим заводам дать владельцам выпущенных ими мотоциклов подобные сведения. Книга В. А. Абрамяна и В. А. Забелина — хороший тому пример. В заключение следует отметить, что тираж книги — 100 000 экземпляров — не обеспечивает даже большей части владельцев мотоциклов ИЖ. сошедших с конвейера только за один год. а ведь они выпускаются уже много лет. А. ЮДИН, инженерУ владельцев мотоциклов всегда возникают самые разные вопросы, но не всегда ответ на них можно найти в инструкции. Это касается обычно того периода эксплуатации, когда пробег мотоцикла значительно превышает гарантийный и начинают выходить из строя изношенные детали и узлы, появляется необходимость в их ремонте или замене. До сих пор в книгах по эксплуатации и ремонту мотоциклов и мотороллеров давалось обычно более или менее подробное описание конструктивных особенностей машин, способов их восстановительного ремонта и необходимого при этом инструмента. И только на один, самый главный вопрос труднее всего было найти ответ: в каких случаях, при каких износах необходим ремонт. Понятно, что любители с нетерпением ожидают