26
27
К ак разобрать сцеплениеЧтобы получить доступ к муфте сцепления, необходимо снять левую крышку картера. Чтобы не вылилось масло, мотоцикл, сняв предварительно аккумулятор, кладут на правый бок. Можно, конечно, и спустить масло из картера. Болты крепления крышки удобнее отвертывать при помощи ключа и шестигранной (или круглой с запиленной лыской) отвертки. Крышка снимается вместе с рычагом переключения передач, установленным в рабочем положении. На конце вала переключения передач находится спиральная пружинка, за которой необходимо следить, когда снимаешь крышку. Сжимая ключом пружины сцепления, вытаскивают запорные штифты (рис. 4) и снимают диски сцепления. Внутренний барабан вынимают, отогнув усики стопорной шайбы и отвернув торцовым ключом (S=19) его гайку крепления. Чтобы барабан при этом не проворачивался, можно застопорить его простым приспособлением (рис. 5), состоящим из скрепленных вместе (сваркой, клепкой) ведомого и ведущего дисков. Если приспособления Нет, можно добиться того же эффекта, включив четвертую передачу и затормозив заднее колесо. Наружный барабан (вместе с цепью) вынимают так. Сначала надо извлечь втулку, находящуюся между ним и первичным валом коробки передач. Она выдвигается, когда барабан перемещают к себе и от себя. Теперь можно осмотреть и при необходимости снять пусковую шестерню с храповиком. Прежде чем снять вал переключения передач, удаляют кулачок автоматического сцепления. При выдвигании вала (рис. 6) собачки (переключающ'ие штифты) с пружинами не вылетят из гнезд, если под них подсунуть тонкую металлическую пластинку или фольгу. После того, как снят пусковой сектор с пружиной, открывается доступ к механизму переключения передач. Собирают сцепление в обратном порядке. После установки новых дисков нужно убедиться в легкости их перемещения, чтобы они не касались внутренней стенки наружного барабана и, конечно, равномерно прилегали один к другому.Помните: продольный люфт вала переключения должен быть в пределах 0,2—03 мм. Регулируют люфт установкой шайб на вал под кулачок автоматического выключения сцепления.Разнимаем картерПрежде чем приступить к разборке, снимают цилиндр, карбюратор, сцепление, статор генератора (а с двигателя «Ява-350» — дополнительно оба поршня и средний вкладыш); ввернув съемник (рис. 7) в центральное отверстие правой цапфы коленчатого вала, демонтируют якорь генератора. С левой цапфы съемником, показанным на рис. 8 (или 9), удаляют ведущую звездочку. Затем нужно снять кулачок автоматического выключения сцепления, вал переключения передач и удалить из крепежных отверстий двигателя две направляющие втулки. Вывернув болты, соединяющие половины картера (а на двигателе «Ява-350»— дополнительно два болта крепления средней опоры коленчатого вала), приступают к разъединению половин картера. Для этого пользуются съемником, показанным на рис. 9. Он устанавливается на правой половине картера и крепится двумя болтами с втулками (рис. 10), ввертываемыми в отверстия крепления генератора. При завертывании выжимного винта съемника, упирающегося в торец цапфы коленчатого вала, правая половина картера «съезжает» с коленчатого вала (при этом на «Яве-350» шатуны должны стоять в мертвых точках). Чтобы предотвратить перекос, можно постукивать деревянным, текстолитовым или резиновым молотком по задней части правой половины .картера. Теперь легко вынуть механизм переключения передач, валы и шестерни коробки передач. На некоторых двигателях осевая «игра» первичного и промежуточного валов отрегулирована дистанционными шайбами, которые при сборке обязательно устанавливают на прежние места. Коленчатый вал, оставшийся в левой половине картера, выпрессовывают съемником, применявшимся для разъединения картера. Крепится он двумя болтами, ввертываемыми в отверстия крепления крышки картера через втулки (рис. 11). Вынув сальники и стопорные кольца, Р и с. 7. Съемник для якоря генератора Рис . 8 Съемник для звездочки.«ЯВА» и «ЧЕЗЕТ»Окончание. Начало статьи опубликовано в предыдущем номере журналаР ис . 4. штифты.Таквытаскиваютзапорные выбивают подшипники оправкой внутрь картера. В двигателях, где левая цапфа коленчатого вала установлена на двух подшипниках с дюралевым лабиринтным уплотнением между ними, подшипник снимают приспособлением, изображенным на рис. 12. В тех случаях, когда подшипники скольжения (бронзовые втулки) или шариковые сидят плотно в гнездах, - чтобы не повредить картер при их удалении, его лучше нагреть до температуры 80—100 градусов в масляной ванне или над электрической плиткой. Чехословацкие шариковые подшипники 6203, 6301, 6302, 6303, 6305 можно заменить отечественными соответственно 203, 301, 302, 303, 305.щвшпш тшшшшт•а •эД- Ч»»»»»П»»»!1»»1Ш!.»ХСМ1 1W/Ж/ШШ/ШЖШ'154 Рис . 10. Втулка для крепления съемника при разъединении половин картера (2 шт.). Р ис . 11. Втулка для крепления съемника при выпрессовке коленчатого вала (2 шт.). Р ис . 12. Снятие подшипника коленчатого вала. Р ис . 13. Коробка передач (в разобранном виде): 1 — вторичный вал с шестерней 4-й передачи; 2 — ведущая звездочка задней передачи; 3 — резиновая прокладка; 4 — контровочная шайба; 5 — гайка; 6 — механизм переключения пе§едач; 7 — винты крепления механизма; — промежуточный вал с шестерней 4-й передачи; 9 — ось вилок; 10 — правая вилка; 11 — левая вилка; 12 — шестерня '(ведомая) 3-й передачи; 13 — шестерня (ведомая) 2-й передачи; 14 — шестерня (ведомая) 1-й передачи; 15 и 16 — регулировочные (дистанционные) шайбы; 17 — гайка; 18 — шайба; 19 — первичный вал с шестерней 1-й передачи; 20 — шестерня 2-й передачи; 21 — шестерня 3-й передачи. Р ис . 14. Проверка переключения передач при помощи специального ключа.ШШШШШвт45ti•,^ь( NСобираем картерВсе детали перед сборкой нужно промыть и осмотреть, чтобы определить их годность к дальнейшей эксплуатации. Бронзовые втулки, в которых вращается промежуточный вал коробки передач, заменяют при заметном люфте вала (более 0.2 мм). После запрессовки отверстие втулки растачивают или развертывают , . 4-0,027 до диаметра 14 ' мм. ш лицы валов коробки передач и шестерен не должны иметь сколотых или смятых выступов. Боковые кулачки шестерен должны свободно входить в отверстия соседних шестерен и надежно с ними соединяться. Вилки механизма переключения передач заменяют при износе поверхности, соприкасающейся с шестернями, более 0,2 мм, зазоре между отверстием вилки и ос4>ю более 0,3 мм или нарушении прямоугольное™ вилки (проверяется угольником). Если пришла в негодность одна из половин картера, менять приходится обе, так как для обеспечения соосности отверстий они обрабатываются в сборе. Стыковочные плоскости половин картера должны плотно прилегать одна к другой и не иметь забоин и сквозных рисок. При необходимости их можно притереть на чугунной плите. После установки стопорных колец приступают к запрессовке подшипников в картер. Если они входят в гнезда очень туго, опять пользуются нагревом. При установке подшипника оправка должна упираться в его наружное кольцо и поджиматься винтом приспособления, показанного на рис. 9. Запрессованный, он обязан вращаться легко, без заеданий и хруста. Если наружное кольцо подшипника проворачивается в гнезде, то увеличивают его наружный диаметр, нанеся гальваническим способом слои хрома или меди. Чтобы предохранить при этом остальные части подшипника, применяют две шайбы из целлулоида, полиэтилена или винипласта, стягиваемые болтом, проходящим через отверстие внутреннего кольца. Теперь можно приступить к сборке коробки передач (рис. 13). Предварительно все детали смазывают тонким слоем масла. После установки держателя с кулисой 6 обязательно надо законтрить головки четырех винтов плоским или конусным керном. В правую половину картера устанавливают главную шестерню 4-й передачи с вторичным валом 1 до упора в подшипник. А в левую — первичный 19 и промежуточный 8 валы. Затем, стянув половины несколькими болтами, проверяют осевой люфт и легкость вращения обоих валов. Люфт промежуточного вала допускается в пределах 0,2—0,3 мм, а первичного — вообще не должно быть. Регулируются люфты, дистанционными шайбами 16 и 15, устанавливаемыми между подшипниками и валами. У бронзовых втулок шайбы устанавливаются под буртик. Далее, разъединив половины картера и сняв валы, нагревают левую до 80—100градусов и вставляют в подшипник коленчатый вал. В двигателе «Ява-350» шатуны при .этом должны находиться в мертвых точках, а отверстия крепления на средней опоре коленчатого вала- занимать правильное положение относительно отверстий в картере. Для этого в них предварительно ввертывают два длинных болта М8. Затем, повернув кулису в положение включения 3-й передачи, устанавливают и осаживают до упора первичный вал 19, надев на него шестерню 20 (17 зубьев), вилку 11, шестерню 21 (20 зубьев) и вилку 10. Теперь можно вставить в отверстия вилок ось 9. В картере занимают свое место шестерни 14 (24 зуба), а затем 13 (19 зубьев) и 12 (16 зубьев), их проточки вставляют в вилки 11 и 10. После всего продевают через шестерни промежуточный вал 8. Теперь, когда коробка передач собрана, можно проверить переключение передач, поворачивая кулису в разные положения при помощи специального ключа (рис. 14). Положение шестерен при включении передач показано на рис. 15. Поставьте кулису в положение нейтральной передачи, а на «Яве-350» — установите средний вкладыш. Заканчивая сборку, необходимо обезжирить бензином стыковочные плоскости обеих половин картера. На плоскость левой половины нанесите тонкий сплошной слой бакелитового лака (заменяется шеллаком). Правую половину картера нагрейте, чтобы облегчить вхождение правой цапфы коленчатого вала в подшипник, и соедините ее с левой, стянув болтами. Наступила очередь установки сальников со стопорными кольцами на цапфы коленчатого вала и вторичного вала коробки передач. Для этого применяют насадки, чтобы не завернуть сальники и не соскочила пружина. После замены деталей поршневой или кривошипно-шатунной групп, коробки пе . редач и подшнипников мотоцикл следует обкатать. Б. СИНЕЛЬНИКОВ инженерР ис . 15. Положение шестерен при включении передач: а) нейтральная передача; б) 1-я передача; в) 2-я передача; г) 3-я передача; д) 4-я передача. I — шестерня 12 зубьев; II — шестерня 17 зубьев; III — ш естерня 20 зубьев; IVшестерня 19 зубьев; 1 — шестерня 24 зуба; 2 — шестерня 19 зубьев; 3 — шестерня 16 зубьев: 4 — шестерня 12 зубьев.