• 1917 г., ДЕКАБРЬ. Совет Народных Комиссаров поручил «Автоцентру», временно приданному Комиссариату по демобилизации, объединенное руководство всем военным и гражданским автомобильным транспортом. ф КОНЕЦ 1917 И НАЧАЛО 1918 гг. Профсоюзы транспортных рабочих, шоферов и автотехников в Петрограде, Москве и других городах пошли за большевиками. Формировали красногвардейские отряды, которые сражались за власть Советов. • 1918 г., 15 МАРТА. Из шоферов-добровольцев сформирован 1-й Московский военный автомобильный отряд, который потом принимал активное участие в борьбе против интервентов и белогвардейцев на многих фронтах гражданской войны. • 1918 г., МАИ. При научно-техническом отделе ВСНХ создана научно-исследовательская автомобильная лаборатория, превратившаяся впоследствии в Научный автомоторный институт (НАМИ). ф 1918 г., 28 ИЮНЯ. В кузовном цехе Московского автомобильного завода АМО состоялся митинг рабочих, на котором выступил глава Советского правительства В. И. Ленин. Он призвал амовцев к сплоченности, стойкости для победы в гражданской войне. После выступления участники митинга окружили Владимира Ильича тесным кольцом. Сама собой началась дружеская беседа. Ленин разъяснил рабочим коренные вопросы строительства новой жизни и вооруженной защиты молодой Советской республики. ф 1918 г., 28 ИЮНЯ. Декретом Совнаркома РСФСР за подписью В. И. Ленина национализирован автомобильный завод АМО. ф 1918 г., 14 ИЮЛЯ. Состоялось первое в Советской России соревнование мотоциклистов, по маршруту Москва — Клин — Москва (157,9 км). Победителями стали Махурин (класс 500 см3) и Вейс (750 см 3 ). • 1918 г., 21 СЕНТЯБРЯ. Решением Совнаркома из народного хозяйства республики мобилизовано для Красной Армии 25 процентов исправных автомобилей. ф 1918 г., 28 НОЯБРЯ. Организовано Главное управление государственных автозаводов, объединившее три предприятия: АМО, Русско-Балтийский и «Русский Рено» с общим числом рабочих 1700 человек. ф 1918 г., ДЕКАБРЬ. Автомобильный парк Красной Армии включал 2210 автомобилей. Из них: 1007 легковых, 1050 грузовиков и 153 специальных. Имелось, кроме того, 1524 мотоцикла. ф 1919 г., ЯНВАРЬ. При ВСНХ организован ТРАМОТ (транспортно-материальный отдел) с задачами руководства, планирования перевозок грузов всеми видами транспорта. ф 1919 г., ЯНВАРЬ. ЦАС (Центральная автомобильная секция) при ВСНХ предложила ведомствам и учреждениям объединить распыленные автобазы в укрупненные автохозяйства. ф 1919 г., 4 АПРЕЛЯ. Открыты первые в Советской республике автомобильные курсы для подготовки шоферов. ф 1919 г., АПРЕЛЬ. Образована единая ремонтная комиссия для организации восстановления неисправных автомобилей, скопившихся на авторемонтных военных и ведомственных заводах. ф 1919 г., 23 АВГУСТА. Постановлением Совета Труда и Обороны из народного хозяйства республики для Красной Армии мобилизовано 50 процентов автомобилей. ф 1919 г., НОЯБРЬ. Автомобильный парк Красной Армии доведен до 5090 автомобилей. Кроме того, войска имели 2743 мотоцикла, 92 броневика. В боевых дейст; виях на Южном фронте участвовало свыше 1000, на Западном и Восточных фронтах — по 500 автомобилей. ф 1919 г., НОЯБРЬ. В Первой Конной армии, которой командовал С. М. Буденный, создано Автомобильное управление. Подчиненные ему 52-й, 9-й и 32-й автобронеотряды не раз отличались в боях с белогвардейцами и интервентами.— Чем славился наш район? Арбузами и солью. А сейчас: арбузами, солью и... мотогонками. В этой шутке, которую я услышал в Соль-Илецке, большая доля правды. Нынешний Соль-Илецк с полным правом можно назвать «маленькой Уфой». А что такое «большая Уфа», читателям «За рулем», думается, объяснять не надо. Столица Башкирии, давшая миру плеяду замечательных гонщиков, издавна известна у нас как признанный центр советского мотоспорта. Мотогонщики Соль-Илецка пока еще не заявили о себе блестящими выступлениями на всесоюзной арене, здесь нет пока своих Кадыровых, Самородовых, Шайнуровых. Но разве в этом главное? Куда важнее, что за последнее время мотоспорт в Соль-Илецке стал одним из популярнейших, если не самым популярным видом спорта. Фигурное вождение, кроссы, гонки по льду, мотобол — без всего этого сейчас немыслимо представить себе спортивную жизнь этого населенного пункта, да и всего района, объединяющего более двадцати колхозов и совхозов. Мотоболисты Соль-Илецка стали чемпионами области; в прошлом году, когда началась Спартакиада, на пьедестал почета поднялись и кроссмены. Три спортсмена из Соль-Илецка входят сейчас в сборную области, которой предстоит выступать на Спартакиаде России. Наконец, Соль-Илецкий спортивно-технический клуб за лучшие показатели в работе уже второй год держит переходящее Красное знамя обкома ДОСААФ . Клуб стал подлинным спортивно-техническим очагом в районе. Здесь не затихает жизнь, Люди охотно заходят в клуб не только по делам, но и просто так, посидеть, обменяться новостями, потолкаться среди мотоциклов, а если есть какая нужда, то и предложить свои услуги. А ведь недавно в Соль-Илецке даже понятия не имели о спортивном мотоцикле, разве что видели его в кино или на страницах журналов. Теперь же здесь столько по-настоящему влюбленных в мотоспорт болельщиков, что даже ни одна тренировка не обходится без зрителей. До приезда в Соль-Илецк я беседовал в Оренбурге с председателем обкома ДОСААФ Дмитрием Павловичем Четверговым. Узнав о цели моей командировки, Дмитрий Павлович оживился: — В Соль-Илецк, значит, к Гузееву? Там один из наших лучших клубов. Правда, есть ив других районах спортивно-технические клубы. В Сакмаре, например, но... все есть — и клуб, и спортсмены, а спорта настоящего нет. — А опыт Соль-Илецка? Неужели нельзя... — Можно, Только для этого там надо иметь своего Гузеева. Похвала, безусловно, очень высокая, но не преувеличена ли она? Признаться, мне просто не терпелось увидеть «в деле» Эдуарда Михайловича Гузеева, начальника клуба, председателя райкома ДОСААФ, кандидата в мастера спорта... В Соль-Илецке я провел больше недели, ежедневно бывал в клубе, встречался со спортсменами, руководителями района, и все они единодушно говорили о том, что история мотоспорта в районе начинается с той поры, когда местный спортивно-технический клуб•6- сальИЛЕЦНПЕ н ыд аНаши читатели уже знают о Соль-Илецком спортивно-техническом клубе. На встрече за «круглым столом» журнала (№ 3, 1967 г.) начальник клуба Э. М. Гузеев рассказал, как ему и его помощникам удалось увлечь мотоспортом сельскую молодежь. Опыт передового клуба заинтересовал редакцию, и мы направили в СольИлецк своего сотрудника для того, чтобы он «на месте» ознакомился с тем, о чем шла речь на заседании «круглого стола». Корреспонденцию из Соль-Илецка мы не случайно печатаем под рубрикой «Спартакиада юбилейного года». В эту горячую пору не только приобщаются к спорту новые тысячи, десятки тысяч членов ДОСААФ, не только рождаются новые рекорды и достижения. Спартакиада вызвала к жизни также новые секции и клубы, которым суждено стать опорными пунктами автомотоспорта в тех районах страны, где раньше о нем мало что знали. Нам представляется, что дела соль-илецких активистов, добившихся больших успехов в развитии мотоспорта, завоевавших призовые места на областной спартакиаде, не только свидетельствуют о больших возможностях технических видов спорта на селе, но и подсказывают, как эти возможности претворять в действительность. возглавил Э. М. Гузеев. Новому начальнику пришлось начинать, что называется, на голом месте. Клуб, который он принял, ютился в заброшенном здании, на ходу был всего один мотоцикл. Гузеев хорошо сознавал, что без базы — техники, инвентаря, классов, доходов, наконец, — работа не может быть успешной. И в первый же день он собственноручно написал и вывесил объявление о том, что Соль-Илецкий клуб (спортивно-технический) организует платные курсы мотоциклистов. Сразу же записалось 140 желающих. Некоторое время спустя такие же курсы были организованы в колхозе «Путь коммунизма», в совхозе «Авангард». Напористый, умеющий увлечь людей, хороший знаток автомотодела, Гузеев как-то сразу заставил поверить в себя, э молодежь, которая всегда тянется к спорту, увидела в его лице достойного вожака. Очень хорошо сказал о нем первый секретарь райкома партии Владимир Николаевич Большаков: — Когда видишь, что человек так старается, душой болеет за дело, как ему не помочь. Гузееву помогли. Райком партии, райисполком, руководители предприятий, спортивное общество «Урожай». Уже через год было расширено помещение клуба (сейчас здесь пять хорошо эборудованных учебных классов), за успехи в работе обком ДОСААФ премировал клуб тремя спортивными мотоциклами. Автоинспекция сообщала О писанных в районе мотоциклах, и те цетали, которые могли еще послужить, попадали в клуб. Постепенно была созцана настолько богатая учебная база, что клубу разрешили готовить шоферов второго и первого классов. В хозрасчетной деятельности клуба это стало статьей дохода. Появилась возможностьСпартакиада юбилейного годаназывают здесь гузеевцами. Это и мальчишки, которые бредят романтикой мотоспорта, и юноши, которые уже «прописаны» в спортивной секции клуба. Я познакомился с некоторыми из них — с Рифгатом Исхаковым, Маратом Мазитовым, Николаем Галкиным. Это ребята испытанные, не из тех, что любят мотоспорт до первого падения. Прежде чем выступать в настоящих соревнованиях, они участвовали в различных пробегах, совершаемых по традиции в День победы, в День молодежи, в дни, когда завершается уборка урожая в колхозах и совхозах. Моторизованная колонна — со знаменами на машинах, с перекинутыми через плечи гонщиков лентами — выезжает в села, организует там показательные выступления. Распространению мотоспорта на селе «расщедриться» на покупку новых спорво многом, конечно, способствует потивных Мотоциклов. Сейчас их здесь вышение уровня жизни. Только за продвадцать четыре. Стоит ли после этого шедший год более 300 жителей района удивляться, что за короткий срок в Приобрели мотоциклы. Совхоз «Маяк» Соль-Илецке выросли четыре первораздаже подал заявку на спортивные морядника, около тридцати спортсменов тоциклы. А соревнования на мастерство второго разряда и свыше шестидесяфигурного вождения стали здесь нати — третьего, что на старты спартакиастолько популярными, что райисполды в этом небольшом районе выходят ком учредил специальный приз, за сотни мотоциклистов! Почти каждую который будут бороться мотоциклисты субботу и воскресенье в Соль-Илецке колхозов и совхозов. ревут моторы — идет очередное соревнование. Если неделю-две тихо — люди Соревнованиям на селе клуб придает не дают прохода Гузееву: большое значение, а организацию их рассматривает как важную составную — Ну, что замолчал, Михалыч? часть своей работы. Спортсмены Соль-Илецка расширяют — Спорт, — справедливо считает Гугеографию своих выступлений. Они еззеев, — делает досуг молодежи интедили в Волгоград на кросс, посвященресным. Кроме того, спорт — это неный битве на Волге, на различные тозаменимая школа технической грамоты. варищеские и официальные соревноваИ еще, — добавляет он, — я очень блания в Пятигорск, Орджоникидзе, Акгодарен мотоспорту за то, что он востюбинск, Ижевск, Свердловск. Часто гопитывает волю, мужество, благородство. стят иу них гонщики из других городов. В устах Гузеева эти слова звучат осоТак, например, сюда приезжали на бенно убедительно. Мне много расскапервенство зоны Урала опытные ледозывали о начальнике клуба. И особенно вики из Уфы. Их визит вышел за обычзапомнился случай, когда Гузеев, не ные рамки спортивного соперничества. жалея ни сил, ни времени, чинил перед Николай Чернов и Виктор Субач помогсрревнованием мотоцикл соперника. ли Гузееву и его товарищам подготоВсе это лишь штрихи, выхваченные вить мотоциклы к ледяным баталиям по из повседневной жизни. Но и они, ду«уфимским чертежам». «Большая Уфа» мается, достаточно ярко рисуют харакпротянула руку «маленькой Уфе». Пусть тер человека. это станет добрым предзнаменованием! Вырастут в Соль-Илецке и спортсмены Успехи, -достигнутые клубом, еще всесоюзного класса. Здесь и сейчас больше утвердили авторитет Гузеева, есть молодые перспективные гонщики. убедили в важности дела, которым он Назову хотя бы 19-летнего первораззанимается. рядника Виктора Калашникова, чемпиоИ легко понять секретаря райкома на области, второго призера Александпартии Владимира Николаевича Большара Дементьева. Да и сам Гузеев не кова, когда он говорит: собирается покидать спортивные трас— Ведь сколько тысяч одних только сы. Ведь он поставил перед собой шоферов подготовлено! А спортивноцель стать мастером. А если что и не массовая работа, а военно-патриотичеудастся осуществить ему, будем наское воспитание молодежи! Все это нам деяться, довершат его ученики, те, кого очень, очень нужно... Р. ДАНЕЛЯН, спец. корр. «За рулем» Соль-Илецк Оренбургской области