34
35
КЛУБавтолюбительВ домашних условияхНаверное, нет нужды агитировать за правильную регулировку углов установки передних колес — думаем, что не знающих этого среди владельцев автомобилей нет. Несколько раз на страницах нашего «Клуба» шла речь о разных способах контроля за стабильностью этнх регулировок (последний такой материал был в апрельском номере этого года). Редакция получила несколько писем с различными вариантами «домашних» способов проверки углов установки колес. Одно из этих предложений, поступившее от московского автолюбителя Владимира Алексеевича ЩЕРБАКОВА, мы сегодня обсудим.ЭТОТ метод, в сущности, вариант описанного в статье Л. Шувалова (см. «За рулем», 1974, № 4), но обладающий, на мой взгляд, некоторыми преимуществами. Главное — он позволяет провести замеры с большой точностью даже малоопытному автолюбителю. Очень несложные приспособления, которые может изготовить практически каждый, некоторый запас времени, зависящий от вашей сноровки, и горизонтальная площадка, на которой вы должны проводить эту работу,— вот и все, что понадобится. Как проверить, горизонтальна ли поверхность площадки? Об этом писалось в мартовском номере «За рулем» за 1968 год (стр. 14). Конечно, строго горизонтальную площадку достаточной величины вряд ли удастся найти. Да это и не требуется. Достаточно будет, чтобы передние колеса были на одном уровне, а задние — почти на том же, так, чтобы автомобиль самопроизвольно не катился. Но наиболее подходят для наших целей эстакада или осмотровая канава: без доступа снизу работа осложняется. «Продавим» три-четыре раза подвеску, с силой нажав на передний бампер, и приступим к замерам. Вначале установим на передних колесах планки (рис. 1), закрепив каждую из них двумя колесными болтами. (Все это относится к «Жигулям» моделей «2101»,ПРОВЕРЯЕМ СХОД И РАЗВАЛ«2102» и «2103»; для «москвичей» или «волг» понадобятся планки с видоизмененным основанием 1, рассчитанные на три точки крепления гайками, и, конечно, свои, несколько иные регулировки, которые нетрудно рассчитать, исходя из паспортных данных и нашей таблицы.) Сами планки могут быть из любого материала—даже из твердого дереваглавное, чтобы на них были строго зафиксированы штыри 3, выступающие за плоскость на равную величину. Между штырями должна быть нанесена прямая линия, а положение планки 2 относительно основания 1 должно меняться за счет упругости резиновой прокладки при вращении барашков 4. Теперь нужно вывесить передние колеса (надеюсь, все знают, что, поднимая «передок»,' обязательно надежно зафиксировать задние колеса подставками-клиньями). В этом деле очень удобен гидравлический или винтовой домкрат, который можно поставить под балку и таким образом поднять сразу оба колеса. Следующий этап — установка планок в плоскостях вращения колес. Открываем капот, а на крылья автомобиля кладем рейку с двумя грузикамиотвесами на тонких прочных нитях (отлично подойдет, например, леска толщиной 0,15 мм). Отвесы должны с каждой стороны проходить в 15—20 мм от планок. Ставим планку вертикально по отвесу так, чтобы нить проходила по средней линии, и, вращая барашки, добиваемся, чтобы расстояния от верхнего и от нижнего штырей до нити отвеса были одинаковы. Затем поворачиваем колесо на 180°, чтобы концы планки поменялись местами, и вновь добиваемся одинаковых расстояний. Так устанавливаем планку в плоскости вращения колеса с одной стороны, затем делаем то же самое на другой. Теперь опускаем машину на колеса, убеждаемся, что планки остались в строго вертикальном положении (контроль по отвесу!), и проверяем углы развала колес (рис. 2). Автомобиль должен быть полностью загружен — четыре человека в салоне, 40 кг груза в багажнике и 25—30 л бензина в баке. Разница расстояний от нити отвеса до верхнего и нижнего штырей и даст намДляаВАЗ-2103©сборка3НОВОЕ ПЛАТЬЕ ВАШЕЙ34 В домашних условияхРис. 1. Планка: 1 — основание; 2 — планка; 3 — штырь; 4 — барашки; 5 — резиновая прокладка. Рис. 2. Проверка развала (а): 1 — рейка; 2 — отвес; 3 — планка. Проверка сходимости (б): 1 — первое положение рейки: 2 — второе положение рейки; 3 — отвес; 4 — планка. величину развала. Например, если до верхнего штыря 5 мм, а до нижнего 8 мм — положительный развал равен 3 мм. В пересчете на угловые величины это развал + 3 0 минут, то есть норма. В таблице приведены угловые и соответствующие линейные значения развала. В случае отклонений от нормы больше чем на ± 2 0 минут потребуется регулировка — надо снять или поставить специальные шайбы на регулировочных болтах. Если снять с обоих по одной стандартной регулировочной шайбе толщиной 0,5 мм, это увеличит развал на 7—9 минут, а добавление такой шайбы — на столько же уменьшит. Когда расстояние от отвеса до верхнего штыря меньше, чем до нижнего, — развал отрицательный, и соответственно понадобится регулировка. Таким же образом проверяем и при необходимости выправляем развал на другой стороне. Покончив с развалом, займемся сходимостью. Замеряем ее тоже при полной нагрузке. Для этого замера прокатим машину, чтобы планки стали горизонтально, найдем расстояния от отвесов до передних штырей с обеих сторон автомобиля и суммируем данные; затем передвинем рейку с отвесами назад, измерим и так же суммируем расстояния от нитей до задних штырей. Разность полученных сумм и покажет величину сходимости колес. Норма — от 3 до 5 мм (большая сумма у передних штырей).З амеренная разниСоответствующий царасстояний от отвеса до штырей, угол развала. мм градусыи минуты 0,5 1.0 1,5 2,0 2,5 3,0 5,5 5' 10' 15' 20' 25' 30' 1°Вот уже более двух лет регулирую я таким образом углы установки колес на своих «Жигулях» и на машинах друзей. Результаты надежные.ДляЧехлы на сиденьях автомобиля. Нужны ли они? Подавляющее большинство владельцев машин отвечает: «Да, нужны». Мы согласны с ними. Чехлы не только украшают салон, свидетельствуют об аккуратности. Роль их еще ив том, что ткань создает пусть тонкую, но все же изоляцию от прямого контакта с почти «недышащей» искусственной кожей сидений «москвичей», «жигулей», «запорожцев» (несколько лучше в этом отношении сиденья ВАЗ—2103 и ГАЗ—24, имеющие тканевые вставки на спинках и подушках). Мы уже рассказывали о том, как скроить и сшить чехлы на сиденья «Волги», «Москвича», «Запорожца» и ВАЗ—2101 (см. «За рулем», 1969, № 12, 1970, № 7; 1971, № 4, 6, 8). Сегодня очередь ВАЗ—2103. Приглашаем владельцев этой модели с ножницами, нитками, швейными машинами и тканями, которые нравятся. Материалы могут быть самые разные, от ситца до искусственного меха — это дело вкуса и средств. Наиболее практичны и красивы льняное полотно, корд, гобелен, обивочные ткани. Сколько метров понадобится? Это зависит от ширины материала. Если она 1,5—1,6 м, нужно купить 5,5 м, при 75 см — 11 м, ширина 90 см и 1,0 м потребует соответственно 9,3 и 8,3 м ткани.ВАЗ-2103городов, случайных царапин и т. п.. на кузов при длительной стоянке можно надеть чехол-тент. Выкройка такого тента показана на рис. 4. Ткань, естественно, иная, чем для чехлов на сиденья. Здесь хороши плащпалатка или грубый тик шириной 1,5 м. При такой ширине понадобится 14,7 м материала. Углы скруглите радиусом 8—10 см, по периметру тента внизу вшейте шнур, чтобы закреплять чехол на автомобиле.Не торопитесь сразу кроить. Вначале внимательно изучите чертежи (рис. 1 и 2) и сделайте по ним выкройки из бумаги. Немного хлопотно, конечно, зато все станет понятно и можно будет прикинуть детали «по месту», когда еще не поздно исправить. Если вам покажется, что детали несколько великоваты, учтите, что размеры заданы с припуском на швы (1—1,5 см) и некоторую усадку ткани, неизбежную при стирке. Все размеры на чертежах даны в сантиметрах. Пунктиром показаны места. где вшивается шнур, стягивающий чехол на сиденье. Штрих-пунктиром обозначены осевые и линии перегибов. Теперь несколько технологических указаний. Юбка 2 (рис. 1 и 3) пришивается выпуклой стороной к верхней детали 3 подушки, а боковая часть 6 спинки — вогнутой стороной к передней части 5 спинки. На заднюю деталь -4 спинки пришивается карман 1 (снизу на сборке), а в его верхнюю часть вшивается резинка. Советуем сшивать детали надежным и красивым двойным (так называемым бельевым) швом. На рис. 3 приведен наиболее экономичный вариант раскроя ткани при ширине 1,6 м (вы. конечно, понимаете, что это только половина деталей, вторая — симметрична). При ширине 1,5 м деталь 2 наставляется дополнительными клиньями, а детали 7 выкраиваются длиннее настолько, насколько уменьшится низ детали 9. Количество и наименование деталей чехлов приведены в таблице. И наконец, о «верхней одежде» ВАЗ—2103. Чтобы сберечь машину от капризов погоды, грязи и сажи большихSa v 'а ЯлПередние сиденья Карман Юбка подушки Верхняя деталь подушки Задняядеталь спинки Передняя деталь спинки Боковая деталь спинки Задние сиденья Боковая детальподушки89 10 Боковая деталь спинки Верхняя деталь подушки Передняядеталь спинки ДеталиКоличество в комплекте1 234562 222222 (левая и правая) 2 (левая и правая) 1 135