Зеленая волнаВ зеркалестатистикиСтраницы 24—29РАЗМЫШЛЯЯ НАД ПЕРВЫМИ ИТОГАМИподразделения по монтажу и эксплуатации средств регулирования движения. Только за последнее время введены в действие новые Правила дорожного движения, Государственный стандарт на дорожные знаки, новые нормы на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, правила проведения техосмотров автомобилей. С 1975 года начнет действовать новый ГОСТ на разметку проезжей части дорог. Все это, конечно, известные факты. Я напомнил о них с одной целью — еще раз подчеркнуть, что поставленная задача решалась разносторонне, комплексно, и это тоже примета нового этапа в работе по предупреждению несчастных случаев на дорогах. Все предпринятые меры позволили уже в 1971 году остановить рост дорожных происшествий, а в 1972—1973 гг. даже снизить их количество и число пострадавших. Наилучших результатов достигли в этом Латвия, Белоруссия, Грузия, Таджикистан. Хотя в нынешнем году абсолютное число дорожных происшествий несколько увеличилось, удельные показатели в нашей статистике (то есть количество происшествий, погибших и раненых на каждые 10 тысяч транспортных средств), как ив предшествующие три года, продолжали снижаться. Такие результаты радуют, но они, бесспорно, должны были быть и могли быть еще лучше. Что помешало достичь этого? В преддверии завершающего года пятилетки, на наш взгляд, самое время остановиться на этом вопросе и наметить, что еще надо сделать. В нынешнем году несколько снизилось количество дорожных происшествий по причине неисправностей транспортных средств и тех, что вызывались плохим состоянием дорог. Безусловно, в этих фактах нашла отражение объективная реальность: качество ремонта и технического обслуживания автомобилей постоянно повышается, да и сами они стали значительно надежнее, непрерывно совершенствуется и дорожная сеть. Но между намеченным и осуществленным здесь еще большая дистанция. Скажем, своевременное обнаружение в машине дефектов, угрожающих безопасности движения, и вообще действенный контроль за техническим состоянием транспортных средств немыслимы сегодня без использования современных диагностических средств. Два года назад Совет Министров СССР обязал министерства и ведомства создать диагностические линии во всех автохозяйствах, где есть 200 и более автомобилей. К сожалению, работы в этом направлении разворачиваются медленно. Лучше положение дел на предприятиях министерств автомобильного транспорта РСФСР (160 постов), Украины (200), Грузии (86). А вот у автотранспортников Армении постов диагностики только семь, в Туркмении — шесть, в Азербайджане и Молдавии — по два. Всем руководителям автотранспортных предприятий пора понять, что диагностические линии работают не только на безопасность движения, они способствуют подъему всей экономики автотранспорта. Один пример. 10-й автокомбинат Моспромтранса за один год использования диагностической линии во время технических осмотров увеличил выпуск автомобилей на 1165 единиц и сэкономил свыше 66 тысяч рублей. Отстает в своем развитии от общих темпов автомобилизации и сеть станций технического обслуживания. А это сдерживает повышение уровня технического состояния автомобилей индивидуальных владельцев. В РСФСР, например, только Министерство автомобильного транспорта должно было в этой пятилетке построить 32 мощные СТО в общей сложности на 1150 постов, в том числе четырнадцать 50-постовых и восемнадцать 25постовых. До настоящего времени ни одна из них, увы, не введена в строй, а в стадии строительства находится меньше десятка. Нам кажется, что эффективному использованию отпущенных на развитие службы автосервиса, и немалых притом, средств, проведению единой политики в этой области существенно мешает то обстоятельство, что созданные несколько лет назад во всех союзных республиках специализированные объединения «Автотехобслуживание» подчинены разным министерствам и ведомствам. Может быть, этим и объясняется различный порой подход к проблеме? По нашему мнению, следовало бы наделить Главное управление по техническому обслуживанию Министерства автомобильной промышленности СССР правами всесоюзного специализированного объединения, подчинив ему все организации, занимающиеся ремонтом и обслуживанием индивидуальных легковых автомобилей. Еще один факт в статистике дорожных происшествий обращает на себя внимание. По количеству дорожных происшествий мы выглядим значительно лучше своих соседей в табели о рангах стран с развитым автомобильным производством, но по тяжести их последствий по-На исходе четвертый — определяющий — год девятой пятилетки. Пятилетки, в которой Директивами XXIV съезда КПСС среди задач в области транспорта сформулирована следующая: «Принять меры к повышению безопасности движения транспорта». Продвинулись ли мы в решении этой задачи на новые рубежи? Безусловно. Хотя впереди еще год напряженной работы, о предварительных итогах ее уже сегодня можно говорить с достаточной степенью достоверности. Строка из Директив была развернута в программу практических действий рядом постановлений. Надо подчеркнуть, что в течение'минувших трех лет не проходило года, чтобы вопросы безопасности движения не обсуждались на самых высоких уровнях. Внимание к этой стороне массовой автомобилизации, постоянный контроль за исполнением принятых решений ввели проблему обеспечения безопасности дорожного движения в круг государственных задач. Значительно усилили работу по предупреждению дорожных происшествий Советы Министров союзных республик, исполкомы местных Советов депутатов трудящихся, все министерства и ведомства, эксплуатирующие автомобили. И это дало свой результат. В ходе осуществления в 1971—1973 гг. целого ряда крупных мероприятий сложилась и прошла проверку на практике система организации всей работы в стране по повышению безопасности движения. Разговор о ней можно начать с созданных в министерствах и ведомствах специальных служб безопасности движения, с координирующих их деятельность комиссий по безопасности дорожного движения Советов Министров союзных и автономных республик, краевых и областных исполкомов Советов депутатов трудящихся. Можно перейти затем к получающим все более широкое развитие в автотранспортных предприятиях линиям диагностики и пунктам предрейсовых медицинских осмотров водителей, что резко повысило надежность и самой автомобильной техники и людей, которые ею управляют. Кстати, появились новые медицинские требования к лицам, желающим получить удостоверение на право управления транспортными средствами, и специальные регистрационно-экзаменационные пункты ГАИ, создание которых подняло работу по присвоению квалификации водителя на уровень предъявляемых сегодня требований. Наконец, специализация коснулась и работы ГАИ — в ее составе появились даже 24