ЭТО ПРОТИВОРЕЧИВОЕЛюбопытная деталь. В письмах, которые редакция «За рулем» получает от любителей автомобильного спорта, едва ли не в каждом втором содержится просьба: помогите приобщиться к соревнованиям, называются все виды (картинг, кольцевые и ипподромные гонки, ралли), кроме одного, самого доступного — многоборья. Может быть оно неинтересно? Ведь без привлекательности не будет массовости — одними призывами заниматься спортом не убедишь. А в том, что многоборье — вид автомобильных соревнований, наиболее отвечающий этой задаче, сомневаться не приходится. Согласно статистике, ежегодно в автомобильных соревнованиях участвуют сотни тысяч людей. С картингом, ралли и тем более с кольцевыми и ипподромными гонками связана лишь небольшая часть их. Хотя бы по той простой причине, что число занимающихся этими видами соревнований лимитировано наличием специальных трасс и техники. Многоборье же, в программу которого входит скоростное маневрирование («фигурка»), езда на экономию топлива, стрельба и гранатометание, свободно от таких ограничений. Всего и нужно-то: более или менее просторная площадка и один автомобиль. Словом, многоборье — самый массовый вид автомобильных соревнований. И все же о нем почти ничего не знает подавляющее большинство тех, кто сидит за рулем, — автолюбители. В этом первый парадокс многоборья. Задуманное с самого начала как соревнование для всех, оно со временем усложнялось, дополнялось новыми испытаниями и выросло теперь в достаточно громоздкое по организации спортивное мероприятие. К тому же в программу республиканских и всесоюзных чемпионатов (а она, как правило, копируется на местах) вошли выступления на автомобилях только двух марок — грузовом ГАЗ—51 и легковом ГАЗ—24. Это в конечном счете и определило круг занимающихся многоборьем — шоферыпрофессионалы (водители автотранспортных предприятий, инструкторы практического вождения из автомотоклубов). Нет у нас другого соревнования, которое было бы так тесно связано с повседневной практикой вождения, как многоборье. Ведь все упражнения, входящие в скоростное маневрирование, каждому сидящему за рулем автомобиля постоянно приходится выполнять в городских условиях — разворот на ограниченной площадке, остановки возле тротуара и многое другое. Участие в подобных соревнованиях просто необходимо для любого водителя. И странно. почему этой возможности практически лишены те, кто больше всего нуждается в совершенствовании водительских навыков, — автолюбители. Замена марок автомобилей в многоборье, конечно, не простой вопрос в организационном и техническом отношении. Но ведь в конечном счете речь идет о социальном изменении состава участников. Так что игра стоит свеч. Проще с грузовым автомобилем — здесь давно пора выводить на спортивную трассу ЗИЛ—130. Что же касается «москвичей» и «жигулей», то на первых порах они должны присутствовать обязательно хотя бы на районных, областных и республиканских соревнованиях. Возможно, тут существуют какие-то другие пути, известные комитету массовых видов спорта ФАС СССР? Ясно же одно — рамки многоборья нужно раздвигать, оно действительно должно быть соревнованием для всех. Но этим противоречия, существующие в многоборье, не ограничиваются. Самое массовое и по идее самое доступное соревнование не имеет пока стимулов для роста. Ведь каждый выходящий на старт думает о спортивных разрядах. А в многоборье получить их оказывается порой труднее, чем в остальных видах автомобильных соревнований. Требования, предъявляемые Единой Всесоюзной спортивной классификацией, не позволяют проводить на местах состязания по первой и второй группам. Для этого необходимы выступления большого количества мастеров иСПОРТ«ШИЕУРШ-ТОиЫШжурнала «За рулем». Так сказать, в качестве поощрения инициативы работников общества. ...На базе Калужского городского комитета по физкультуре и спорту все готово к проведению соревнований. Легкий ветерок полощет флаги ДОСААФ, четкими рядами выстроились стойки, обозначающие упражнения «фигурки» — коридор, круг, восьмерку, зигзаг и другие. На просторную площадку — арену состязаний одна за другой прибывают команды из районов и городов, первичных организаций ДОСААФ. Тут же судьи просят участников пройти несложную процедуру — заполнить специальные карточки, предъявить 'мандатной комиссии водительские права и получить стартовые номера. Пока не окончены эти обычные для каждого соревнования хлопоты, самое подходящее время побеседовать с председателем Калужского областного совета общества автомотолюбителей Иваном Александровичем Ремизовым. Он уже немолод, но в его высокой, плотной фигуре без труда угадывается армейская выправка. Да, Иван Александрович — подполковник в отставке, много лет прослужил в частях связи. И давно связан с автомотоспортом. В молодости выступал в мотоциклетных соревнованиях, гонялся на «Индиане», потом взял на себя роль арбитра. Судья республиканской категории, обслуживал множество автомобильных и мотоциклетных состязаний. Может, эта давнишняя привязанность к спорту и послужила причиной того, что в первый же год существования возглавляемый Ремизовым областной совет общества сразу же обратился к организации соревнований? Но ведь сейчас, видимо, есть у его помощников проблемы куда важнее, чем провести «фигурку». Да ив Уставе общества среди многочисленных пунктов, определяющих основные задачи, спорт далеко не на первом месте: лишь записано «содействовать развитию автомототуристской и спортивной деятельности». — Дел столько. — говорит Иван Александрович, — не знаешь, за что браться в первую очередь. Организационный период всегда самый трудный. И все же решили провести для мотолюбителей, недавно вступивших в общество, эти простейшие соревнования. Вот сейчас агитируем всех, кто имеет собственные машины. стать членами нашей массовой организации. Но ведь пора уже и что-то делать для них конкретное, да ио себе, о своем существовании заявлять практическими делами. В этом смысле спорт имеет несколько достоинств: любое соревнование, в том числе «фигурка», — хорошее средство для повышения водительского мастерства и. значит, борьбы за безопасность движения (наша основная задача), это, кроме того, одна из форм пропаганды общества, а в ней мы сейчас очень нуждаемся. По словам И. Ремизова, в Калуге и области насчитывается более 40 тысяч владельцев личных автомобилей и мотоциклов. Пока же в общество вступило 600 человек. С каждым днем цифра эта растет. На промышленных предприятиях, в совхозах и колхозах, учреждениях проходят организационные собрания, создается актив. В первую очередь внимание обращается на членов гаражных кооперативов. Только в последнее время здесь создано 14 организаций. Но лучшая агитация — это практиче-В спортивные календари они. как правило. не попадают. И не потому, что имеют второстепенное значение. Просто их великое множество — соревнований по фигурному вождению мотоцикла. И в программе продолжающейся сейчас VI Спартакиады народов СССР они. конечно, занимают самое почетное место. Ведь «фигурка» доступна всем: организовать и провести ее может любая секция, для участия в ней не требуется специальной подготовки мотоцикла. Да и оборудование здесь самое незатейливое: стойки с флажками, несколько досок, которые легко превращаются в трамплин и колейный мост, — вот и весь инвентарь. Эта простота и придала «фигурке» обыденную, домашнюю обстановку. Нигде не встретишь афиш, оповещающих о предстоящих стартах, публика не балует их особым вниманием, как правило, обходит молчанием эти соревнования и пресса: она не видит в фигурном вождении той спортивной изюминки, которая присуща стремительным кольцевым, трековым гонкам, мотокроссу. Впрочем, бывает такое, к счастью, не всегда. Свидетельство тому — полученная редакцией «За рулем» афиша, уведомлявшая о состязаниях в калуге. Выл интересен, конечно, не сам по себе этот факт. Гораздо более важным представлялось другое — главным организатором «фигурки», как явствовало из афиши. значился областной совет Всероссийского общества автомотолюбителей. Это была. таким образом, одна из первых весточек деятельности в области спорта недавно созданного массового общества. Вот почему в редакции решили не только побывать в Калуге, но и учредить для победителей соревнований несколько призов30