В организацияхАвтомотоклуб во Владимире — одна из лучших учебных организаций ДОСААФ. Два года подряд он держит переходящее Красное знамя Военного Совета округа, перевыполняет планы по подготовке водителей-электромехаников, выпускает шоферов, подготовленных к службе в армии. Одна из основ этих успехов — хорошо организованное социалистическое соревнование. Творческое, гласное, оно охватывает все стороны жизни коллектива. В него вовлечены все курсанты, преподаватели, инструкторы. Соревноваться — значит быть всегда в поиске, не останавливаться на достигнутом, критически оценивать результаты своего труда, видеть перспективу. Именно об этом в беседе с нашим корреспондентом Е. ЕРМОЛАЕВЫМ говорили преподаватели клуба.ДОСААФСлева направо: инструктор обучения вождению В. Г. Ландышев. преподаватель М. Ф. Шацкий, мастер производственного обучения Н. М. Губарев.ВСЕГДА В ПОИСКЕВалентин Григорьевич ЛАНДЫШЕВ, инструктор обучения вождению. Награжден почетным знаком победителя социалистического соревнования, занесен в книгу Почета города Владимира. — Кто из нас, водителей, не испытал волнения первого выезда, сидя за рулем рядом с инструктором? Каждый раз, когда я сажусь в кабину вместе с очередным новичком, стараюсь учитывать его состояние. Конечно, индивидуальные способности ребят не равноценны: одни быстрее усваивают необходимые навыки, другие — медленнее. Но ив том ив другом случае важно прежде всего найти верный тон, контакт с курсантом. Думаю, что именно этот, педагогический фактор служит одной из составляющих успеха в социалистическом соревновании преподавателей, в качестве обучения. И не случайно 98,6% наших воспитанников с первого раза сдают экзамен в ГАИ. Вообще в 1973/1974 учебном году курсанты получили хорошую подготовку в нашем клубе. Этому способствовало то, что был значительно расширен парк учебных автомобилей — мы получили машины новых моделей. Выигрыш здесь двойной: во-первых, к 50 часам практического вождения, необходимым каждому курсанту для допуска к экзаменам, мы добавили еще 10 часов профилактического осмотра — каждый раз перед выездом на линию и после возвращения из учебного рейса. Значение таких занятий трудно переоценить. Ведь именно техническая профилактика служит основной гарантией безотказной работы. А для молодого водителя, готовящего себя к службе в армии, где приходится работать в самых разнообразных условиях, приобретение таких навыков особенно ценно. Во-вторых, «омоложение* учебного парка (начиная с 1970 года мы на 95% обновили техническую базу клуба) сделало более рациональным преподавание: у начинающего водителя нет теперь необходимости осваивать автомобили незнакомых марок, едва самостоятельно сев за руль. Одним словом, се3. «За рулем» № 11 годня мы имеем неплохие результаты, но это, конечно, не предел наших возможностей. А залог будущих успехов я вижу в укреплении материальной базы и совершенствовании педагогического мастерства. Это как раз и есть основные пункты наших социалистических обязательств. Николай Михайлович ГУБАРЕВ, мастер производственного обучения. — В клуб приходят 17-летние юноши. Через несколько месяцев они самостоятельно садятся за руль. Моей практической задачей является научить начинающих водителей правильному обращению с автомобилем, довести до сознания ребят всю меру ответственности за вверенную им технику. Индивидуальные беседы с курсантами, примеры из личного опыта — это стало как бы частью занятий. Постепенно ребята проникаются сознанием практической значимости предмета, лучше и внимательнее занимаются, глубже вникают в суть дела. Очень важно также развязать их инициативу на занятиях, чтобы они сами стали активной стороной, а преподаватель был как бы консультантом. Мастер проводит с группой 226 учебных часов. Из них 128 отводится на обслуживание машины — изучение сортов смазок, регулировочных и крепежных работ и т. д. Уже одно это соотношение говорит о практической важности навыков обслуживания. Добиться же успеха можно тогда, когда под рукой есть все необходимые узлы, агрегаты, детали. Должен сказать, что в этом году с централизованными поставками запчастей и учебных пособий дело обстояло неважно. Приходилось «кустарными» способами искать самое необходимое для занятий оборудование. И хотя мы имеем неплохие итоги (средний балл за знание материальной части на экзаменах составляет 4,7), мне бы хотелось пожелать, чтобы в следующем году соответствующие ведомства уделялибольше внимания оснащению клуба наглядными пособиями и деталями. Принимая обязательства, мы серьезно взвешиваем наши возможности и, конечно, думаем.о том, как обеспечить со всех сторон выполнение этих обязательств. Михаил Федорович ШАЦКИЙ, преподаватель. — Говоря об итогах 1973/1974 учебного года, можно смело сказать: это был хороший, деловой год для нашего клуба. Все 18 классов переоборудованы для изучения новых моделей машин — ЗИЛ—130 и ГАЗ—53А, что дало возможность теснее приблизить теорию к практике. Хорошим подспорьем в нашей работе было использование плакатов по новым Правилам движения и устройству современных автомобилей. А вот в чем мы испытывали существенный недостаток, так это специальные узкопленочные фильмы как по новым Правилам движения, так и по теории. Те фильмы, которыми мы располагаем, уже устарели и нуждаются в замене. Было бы очень важно решить этот вопрос. Несколько слов хотелось бы сказать о методической работе, проведенной за год. У нас в клубе широкое распространение получила новая форма такой работы. Каждый преподаватель получал индивидуальное задание по той или иной теме. Например: составить методическую разработку по системе охлаждения новых моделей машин. Такой метод обладает целым рядом преимуществ: во-первых, он служит взаимному обмену знаниями среди преподавателей; во-вторых, материалы разработки можно использовать в других клубах. Кроме того, сам процесс работы над темой дает преподавателям дополнительную пищу для размышлений по другим вопросам теории и методики. Хочу отметить то внимание, которое уделяется в клубе гласности социалистического соревнования. Каждые 10 дней вывешиваются боевые листки, каждые полмесяца на всеобщее обозрение представляются оценки всех курсантов, а в конце месяца выводится средний балл успеваемости. Это лишь два характерных штриха.13