10
11
СОВЕТСКАЯ ТЕХНИКАСОВЕТСКАЯ ТЕХНИКАЗИЛ - 1 17ВБольшинство читателей увидели его на экранах телевизоров во время праздничного парада, когда передавался репортаж с Красной площади. Командующий военным парадом ехал в открытом автомобиле ЗИЛ—117В. У машины был кузов с мягким складывающимся верхом. В журнале «За рулем» (1972, № 3) подробно рассказывалось о базовой модели — ЗИЛ—117. В отличие от нее у этой машины двухдверный кузов. Спинки передних сидений откидываются вперед, it в результате образуется достаточно широкий проход к заднему сиденью. Но главное — то, о чем уже сказано: автомобиль вместо крыши имеет легко складывающийся тент. Для завода это уже не первая модель легкового автомобиля с кузовом, имеющим складывающийся верх. У ЗИС—102, ЗИС—110Б, З ИЛ — Ш Ви ЗИЛ—111Д были семиместные четырехдверные кузова типов «фаэтон» и «кабриолет», у которых при наличии мягкого складывающегося верха была перегородка, отделяющая заднее, пассажирское помещение от места водителя. ЗИЛ—117В — фаэтон без перегородки. У него пятиместный кузов, как иу основной модели ЗИЛ—117. В сложенном состоянии тент укладывается в специальное гнездо за задним сиденьем. Складывающийся каркас тента гораздо надежнее и компактнее, чем на прежних моделях, и отличается меньшим количеством деталей благодаря применению литых звеньев сложной формы и измененной кинематической схеме. Число ручных операций при подъеме и складывании тента сведено к минимуму. Основную работу выполняет электрогидравлический механизм. На все уходит 10—15 секунд. Механизмом подъема управляет кнопкой со своего места водитель. Участиеего в фиксации тента сводится к застегиванию двух замков, прижимающих переднюю часть тента к раме ветрового стекла. Удачно решена конструкция механизма подъема стекол, что является достаточно сложной задачей при цилиндрической форме стекла и низкой поясной линии автомобиля.ЛАЗ — 6 99 „ У краина "^рзр^которых установлены кресла, — багажные отсеки. По отношению к ним проход несколько опущен, а поскольку высота этого прохода должна быть больше роста среднего пассажира, общая высота автобуса получилась равной 3194 мм. ЛАЗ—699 «Украина» — не только самый высокий, но и самый длинный среди наших автобусов: его база составляет 6390 мм, а габаритная длина — 11 940 мм. Ширина — 2500 мм. Солидчастности максимальную скорость 110 км/час, автобусу обеспечивает V-образный восьмицилиндровый дизель мощностью 210 л. с. (при 2600 об/мин), расположенный в задней части кузова. Такая компоновочная схема наиболее перспективна для междугородных и туристских моделей. Она дает хорошее распределение веса по осям, сводит к минимуму вибрацию и шум в салоне, позволяет предельно увеличить объем багажных отсеков. Благодаря применению дизельного двигателя удалось добиться хорошей топливной экономичности. Контрольный расход горючего составляет у ЛАЗ—699 30 л/100 км. Это очень важно именно для дальнерейсовой машины, поскольку позволяет сократить запас топлива. Большое внимание в новой модели уделено комфорту пассажиров и водителя. Пневматическая подвеска (независимая для передних колес), гидроусилитель руля, удобные сиденья делают длительные поездки неутомительными. Экспериментальный автобус ЛАЗ—699 «Украина» разработан головным конструкторским бюро по автобусам в г. Львове.Перед нами элегантный междугородный автобус. Это опытная модель ЛАЗ—699 «Украина», которая уже демонстрировалась на международной выставке «Автосервис-73» и автобусной экспозиции ВДНХ 1974 года. Машина предназначена для дальних рейсов. В ее светлом просторном салоне 34 комфортабельных кресла с подголовниками. В задней части туалет; под полом, а точнее, под теми его участками, наный габарит, естественно, сказался на массе машины — в снаряженном состоянии она весит 10 870 кг. Высокие динамические качества, в„ А ктивный " прицеп ММЗ — 8 81Для перевозки грузов в тяжелых дорожных условиях — по проселку, заснеженной, разбитой или обледеневшей дороге — наиболее подходят так называемые активные полуприцепы. Они снабжены приводом на колеса, который может быть электрическим, гидравлическим или механическим. Такой полуприцеп буксируют седельным тягачом повышенной проходимости, оснащенным специальным устройством для привода колес полуприцепа. Мытищинский машиностроительный завод, выпускающий самосвалы ЗИЛММЗ—555 и полуприцепы ММЗ—81021, разработал недавно интересную опытную конструкцию активного полуприцепа ММЗ—881, рассчитанного на 14 тонн груза. Он предназначен для буксировки седельным тягачом КрАЗ255Д со всеми ведущими колесами. Крутящий момент передается от раздаточной коробки тягача карданным валом через полый шкворень седельного устройства к раздаточной коробке полуприцепа, а от нее к ведущим мостам. Таким образом, автопоезд, по существу, представляет собой пятиосную систему со всеми ведущими колесами. СОВЕТСКАЯ ТЕХНИКАСОВЕТСКАЯ ТЕХНИКААвтобус ЗИУ - 5 250Читатели журнала уже знакомы с опытными образцами автобуса ЗИУ6—2М, построенного на базе троллейбуса ЗИУ—5. В столице испытывалась новая модель, разработанная заводом имени Урицкого в г. Энгельсе. Автобус ЗИУ—5250 (раньше его опытные образцы имели индекс ЗИУ—8) максимально унифицирован с новым троллейбусом ЗИУ—682Б (ЗИУ—9Б). У него вагонный цельнометаллический кузов несущей конструкции с основанием и каркасом, выполненным из трубчатых профилей. ЗИУ—5250 предназначен для работы на маршрутах с пассажиропотоком большой интенсивности и рассчитан для дорог с усовершенствованным покрытием. В салоне 27 мест для сидения. Номилиндровый дизель «Шкода—МЛ634» (ЧССР) с горизонтально расположенны- . ми цилиндрами. Он находится под полом кузова, в пределах колесной базы. Рабочий объем двигателя 11,94 л, максимальная мощность — 210 л. с. при 2000 об/мин. Наивысшая скорость — 70 км/час. Контрольный расход топлива — 29 л/100 км при скорости 40 км/час. На автобусе применена автоматическая гидромеханическая передача «Прага—2М70» (ЧССР), состоящая из одноступенчатого гидротрансформатора и двухступенчатой коробки передач. Автобус весит в снаряженном состоянии 9,62 тонны, и, как у большинства таких машин, его рулевой механизм снабжен гидравлическим усилителем. В отношении безопасности представляет интерес раздельный пневматический привод к тормозам передних и задних колес. Кроме рабочего (основного) и стояночного тормоза, на ЗИУ—5250 установлен вспомогательный моторный тормоз-замедлитель. Путь торможения со скорости 60 км/час составляет 36,7 м. Зависимая пневматическая подвеска с автоматическим регулированием давления воздуха обеспечивает плавный ход. Колеса — бездисковые, с шинами модели ИЯ—241 размером 320—508. Автобус оборудован комбинированным отоплением: салон обогревается теплым воздухом от системы охлаждения двигателя и от независимой отопительно-вентиляционной установки. Вентиляция также комбинированная: естественная — люки и окна — и принудительная — отопительно-вентиляционная система.АвтопоездМАЗ — 5 04Г - 5 232Внальная вместимость — 91 пассажир, а в часы «пик» автобус может перевозить до 126 человек. Длина автобуса 19 м, ширина — 2,5 м, высота — 2,86 м. Колесная база — 6,025 м. Наименьший дорожный просвет — 170 мм. На ЗИУ—5250 установлен шестициВ этом году минский автомобильный завод изготовил первую промышленную партию самосвальных автопоездов МАЗ—504Г-5232В грузоподъемностью 13,5 тонны. Автопоезд состоит из тягача МАЗ—504Г с обеими ведущими осями (в этом отношении он однотипен с уже выпускаемым лесовозом МАЗ—509) и самосвального полуприцепа МАЗ—5232В. Интересной особенностью полуприцепа является его безрамная конструкция. Кузов опирается на оригинальное седельно-подъемное устройство. Отсутствие рамы позволило заметно снизить (до 4,4 тонны) собственный вес полуприцепа. В снаряженном состоянии автопоезд весит 10,42 тонны. Снабженный 180сильным дизелем, МАЗ—504Г-5232В развивает скорость до 70 км/час. Новая машина, которая выпущена пока в количестве 200 штук, отличается хорошей проходимостью по грунтовым дорогам.ЛМЗ—2154 ..Автоматик"Для остановки достаточно убрать «газ» и затормозить при помощи педалей. Водитель, избавленный от необходимости согласованно манипулировать обычными рукоятками и рычагами сцепления, переключения передач и «газа», может сосредоточить все внимание на дорожной обстановке. Это делает мопед доступным людям любой водительской квалификации. В нынешнем году завод изготовил установочную партию новых мопедов ЛМЗ—2154 под названием «Автоматик». Машины поступили в продажу пока только во Львове и Львовской области. Это сделано для того, чтобы завод мог вести наблюдение за эксплуатацией новых мопедов, оперативно оказывать необходимую помощь их владельцам. В 1975 году производство «Автоматика» будет увеличено. Он создан на основе выпускаемого ныне мопеда «Верховина-4» и снабжен двигателем ВКР—53, имеющим те же параметры, что и двигатель «Верховины». Ходовая часть осталась без изменения. Рама и некоторые детали экипажной части приспособлены для размещения нового силового агрегата.Широкую популярность среди мотолюбителей приобрели ныне мопеды «Верховнна» Львовского мотозавода. Они просты, удобны, надежны в эксплуатации и, что теперь очень важно, имеют привлекательный внешний вид. Чтобы еще больше расширить круг потребителей машин, было решено максимально упростить управление мопедом, заменив в нем традиционную коробку передач и муфту сцепления автоматической силовой передачей — клиноременным вариатором. Этот механизм, разработанный ВНИИМотопромом и испытанный на его мопедах «Селена» (см. «За рулем», 1973, № 9), предельно упрощает управление, оставляя водителю лишь ручку «газа». Пользуясь только ею, можно тронуться с места и изменять скорость движения.