19
20
Советскомуавтомобилестроению50летАВТОЗАВОДОВ1972 год. На строительстве переработано 30 миллионов кубометров грунта и 601,3 тысячи кубометров сборного железобетона. Вместо обычных столбчатых фундаментов строители КамАЗа применяют буронабивные сваи — впервые в практике промышленного строительства. Это сокращает объем земляных работ. Свыше 3 тысяч автомобилей занято на строительстве автогиганта. Сооружаются ТЭЦ, домостроительный комбинат, прокладываются дороги. На полигоне НАМИ идут испытания экспериментальных образцов КамАЗов. Несколько машин находится в опытной эксплуатации непосредственно на стройке. В позднем варианте автомобиля изменился внешний вид. Машина получила марку «КамАЗ». В ходе испытаний в конструкцию вносятся большие изменения. 1973 год. Переработано 29 миллионов кубометров грунта и 712 тысяч кубометров сборного железобетона. Пущена ТЭЦ. Вступил в строй РИЗ — ремонтноинструментальный завод, первый из шести заводов комплекса. Он выпускает весь необходимый инструментарий и технологическую оснастку для производств КамАЗа. Разработан типаж автомобилей марки «КамАЗ», куда вошло 12 моделей, составляющих три семейства. 1974 год. Наращивает мощности РИЗ. Близится к завершению сооружение автомобильного и кузнечного заводов. За четыре года освоено 900 с лишним миллионов рублей капитальных влбжений. Вместе со средствами, затраченными на сооружение нового города автомобилестроителей, общая цифра составляет 1 миллиард 300 миллионов рублей. КамАЗы успешно прошли государственные испытания на дорогах Крыма и Забайкалья.МИКРОАНКЕТА АВТОМОБИЛЯВ АЗ — 2 101 , КамАЗ—5320, РАФ—2203... М ы взяли наугад три индекса автомобиля. Что они означают? Специалисту до ­ статочно взглянуть на индекс отечественного автомобиля, чтобы получить ясное представление о таких конкретных вещах, как его вес, вид ( л егковой , автобус, г рузовики т. д.), завод-изготовитель, п орядковыйномермодели , степень мо ­ д ернизации , экспортный ли это вариант. Практически вся основная анкетная инф ормациямодели зашифрована в этом лаконичном обозначении, она отражается в четырех-пяти цифрах, как в капле воды. А сама микроанкета является частью целой системы классификации, складывавшейся годами . После войны каждому советскому автозаводу для обозначения моделейбы ­ ла выделена своя группа цифр. П ракти ­ чески это номера каждой сотни, если считать от 0до 1000. «Раздавались» эти сотни вхронологическомпорядке . Старейшие наши автозаводы — ГАЗ и ЗИЛ — получили группы цифр соответственно 0—99 и 100—199, а остальные заводы «разменивали» с ледующие сотни. ЯАЗ ( п озжеКрАЗ ) получил группу200 — 299. Есть и исключения. Так, А ЗЛКбы ­ ла дана группа цифр 400—449, и вод ­ ной сотне с ним «уместился» ульяновский автозавод — 450—499. Самые мо ­ лодые и пока еще небольшие предприя ­ тия располагают группой цифр в интервале 960—1000. Это запорожский , луцкий ирижский заводы. С развитием автомобилестроения в СССР появлялось все больше моделейи все больше информации окаждоймо ­ дели, к оторуюнеобходимо отразить в индексе, чтобы можно было ориентиро ­ ваться в автомобильном море . Поэтому была создана новая, усовершенствованная классификация и система обозначения автомобилей, которая действует с1 августа 1966 года. Это — отраслевая нормаль ОН 025270—66. Она распространяется на индексы моделей, выпуск которых начат с августа 1966 года. Словом, всем новым моделям присваиваются индексы по этой нормали. Как же строится обозначение автомобиля сегодня? Оно состоит из условного (сокращенного) наименования предприятия-изготовителя, а затем через тире указываются данные самой мо ­ дели. Базовая модель имеет индекс, о б ­ разованный, как правило, четырьмя цифровыми знаками , а для обозначения мо ­ дификаций и вариантов применяются пятый и шестой знаки. Но об этом несколько позже. Итак, четырехзначный индекс модели . О н основан на трех ступенях классификации. Первая цифра показывает класс машин — всего их семь. К аждый класс подразделяется на шесть—девять видов, они отражены во второй цифре индекса. В свою очередь, к аждый вид охватывает по 99 моделей, и их порядковые номера в пределах класса и вида — это третья и четвертая цифры индекса. Разумеется, индекс, присвоенный какой-либо конкретной машине (модели автомобиля), не может быть использован для обозначения другой .ЗАВОДЫ И ИХ АВТОМОБИЛИК урганский автобусный завод Рижский автобусный опытный завод Ордена Трудового Красного Знамени ульяновский автомобильный завод им. В. И. ЛенинаКАвЗ-685РАФ-977ДУАЗ-469J19 СоветскомуЧтобы нагляднее представить себе смысл первых двух цифр, обратимся к таблице на вкладке. Вертикальные ко ­ лонки соответствуют классу автомобилей. Зашифрованный первой цифрой, он определяется для легковых машин рабочим объемом двигателя, для автобусов — длиной, для других автомобилей — их полным весом. Тягачи классифицируются по своему полному весу плюс допустимая нагрузка на седло, пр,ичем одноосные тягачи — по собственному весу плюс полный вес полуприцепа. Класс автомобиля сохраняется в случае превышения или уменьшения его полного веса в пределах 0,25 тонны для 1-го и 2-го классов и1 тонны для остальных. В основу деления классов на виды по ­ л ожен признак эксплуатационного назначения. О б этом говорит вторая цифра (в таблице виды располагаются по горизонталям), Зная класс и вид машины, по таблице на пересечении соответствующих вертикалей и горизонталей можно легко оп ­ ределить, каковы должны быть первые две цифры в ее обозначении. И наоборот, отталкиваясь от полного индекса модели, м ожем расшифровать входящие в него буквы и цифры. Рассмотрим два примера. ВАЗ—2103: ВАЗ — условное наименование Волжского автомобильного завода; 2 — класс, легковые машины сдви ­ гателем рабочимобъемов свыше 1,2 до2л (у ВАЗ—2103 он составляет 1,45 л); 1 — вид, легковые автомобили; 03 — п о ­ р ядковыйномер модели. КамАЗ—5320: К амАЗ — условное наименование Камского автомобильного завода; 5 — класс, г рузовик полным весом свыше 14 до 20 т (у КамАЗ—5320 около 15 т); 3 — вид, бортовые грузо ­ вики; 20 — п орядковыйномер модели. Казалось бы , все просто. Но как быть с машинами, разработанными на базе той или иной основной модели? Наприм ер , с автомобилями повышенной и высокой проходимости, модификациями легковых машин скузовом «универсал», такси со специальным кузовом? В соответствии с отраслевой нормалью ониавтомобилестроению50летсчитаются не модификациями основной модели (то есть не приобретают пятого знака в индексе), а получают самостоятельные третью и четвертую цифры , — к ороче , рассматриваются как отдельные модели. А вот санитарные машины, созданные на базе автомобилей скузовом «универсал», рассматриваются как моди ­ фикации последних и, таким образом , имеют пятизначный индекс. Наконец, санитарным автомобилям на базе грузо ­ вых шасси присваиваются из соответствующих классов индексы специальных машин. Появление новой модели автомобиля, к оторой дается самостоятельный ин ­ декс, — это прежде всего изменение одного из основных параметров ее характеристики — полного веса, рабочего объема двигателя, колесной формулы, эксплуатационного назначения, а также кузова. В этом случае речь идет о третьей и четвертой цифрах индекса. Основным автомобильным заводам выделена группа по 10—12 цифр, к оторые служат для нумерации базовых моделей. П ри этом нормаль рекомендует сохранять по возможности третью и четвертую цифры индекса (то есть номер модели) при обозначении остальных видов специализированных и специальных автомобилей на их базе. Н апример : седельному тягачу, с проектированному на базе грузовика , обозначенного 0301, присваивается индекс 0401, самосвалу — 0501, автомобилю-цистерне — 0601, автомобилю-фургону — 0701 и специальной машине — 0901. А как быть с автопоездами? Их обоз ­ начение должно состоять из условного наименования предприятия, выпускающ его тягач, тире, индекса модели тягача, дефиса и индекса модели полупри ­ цепа. Н апример : КамАЗ—5320-8350. Теперь несколько слов о пятизначных и шестизначных индексах. М одификация автомобиля означает совокупность качественных изменений, вносимых в констр укцию базовой модели , ограничивающ ую или расширяющую область ее при ­ менения в эксплуатации. Она обозначается в индексе базовой модели прибавлением пятого знака в нарастающем порядке . Первая модификация получит индекс 00001, вторая — 00002 и т. д., адевятая (последняя) — 00009. Так, длиннобазная модификация грузовика КамАЗ—5320 имеет обозначение КамАЗ—53202. Если появится десятая мо ­ дификация, допускается присвоение ей нового индекса модели с цифрой 1в знаке модификации . А как обозначаются модернизирован ­ ные автомобили и вариантные исполнения? М одернизация (сумма усовершен ­ ствований), не изменяющая параметров автомобиля, указанных вего технической характеристике, не находит отраж ениявего индексе. М одернизация , значительно изменяющая отдельные параметры, характеристику и внешний вид машины, с появлением вариантного исполнения отражена в двухзначном цифр овом «суффиксе». Так, обозначение мо ­ д ернизированного варианта модели со ­ ставляется из условного наименования предприятия-изготовителя, тире, четырехзначного индекса, дефиса ицифро ­ вого двухзначного «суффикса» вариантн ого исполнения. Э кспортным вариантам присваивается однозначное цифровое обозначение в виде шестого знака индекса модели. При отсутствии модификации пятым знаком индекса модели будет ноль. За экспортными вариантами изделий устанавливаются следующие цифры: 6 — экспортный вариант; 7 — экспортный вариант для тропического климата; 8, 9 — резерв для других экспортных вариантов. И наконец, обозначение эксперимен ­ тальных автомобилей и их вариантов. И м присваивается индекс моделив установленном порядке. Рекомендуется ставить впереди индекса модели букву Э для первого варианта экспериментального образца, 2Э для второгои т. д. П ри окончательном уточнении иутвержде ­ нии конструкции знаки Э, 2Э и т. д. из индекса устраняются, и сам он остается без изменений. Нормаль на классификацию и систему обозначения автомобилей позволяет по индексу получить краткое точное пред ­ ставление об автомобиле иего назначении. Д умаем , что знакомство с этой си ­ стемой будет полезно для любого автомобилиста. Г. МИХАЙЛЮТА, инженерЗАВОДЫ И ИХ АВТОМОБИЛИТрижды ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени московский автомобильный завод им. Лихачева важды §намени ордена Ленина, ордена Красного и ордена Отечественной войны I степени завод горьковский автомобильный Ижевский автомобильный заводЗИЛ-114ГАЗ-24ИЖ-1500^20