СОВЕТСКАЯ ТЕХНИКАНаши читатели уже знакомы в общих чертах со снегоходом «Буран», выпускаемым рыбинским моторостроительным заводом. Журнал писал о нем в ноябрьском номере за прошлый год, а в этом году рассказывал об испытании снегоходов (1974, № 8). Подошло время рассмотреть его устройство. Предоставляем слово заместителю главного конструктора завода Г. П. ДЕРУНОВУ.СОВЕТСКАЯ ТЕХНИКАном. Наиболее успешно справляется со всеми этими трудностями резинотканевая гусеница, армированная стальными стержнями, которая применяется на «Буране». В ней сделаны прямоугольные сквозные окна шагом 50 мм (окантованные металлическими скобами), в которые входят зубья ведущих и направляющих звездочек. Благодаря применению двух гусениц шириной по 380 мм удельное давление снегохода на поверхность дороги составляет всего 0,025 кг/см', и поэтому он идет даже по мягкому снегу, углубляясь всего на несколько сантиметров. Передняя часть машины через эллиптическую рессору опирается на короткую металлическую лыжу. Она двумя валами связана с трубчатым рулем мотоциклетного типа, которым и управляют при движении. Корпус снегохода состоит из двух частей — рамы и легкосъемного стеклопластикового капота, закрывающего переднюю часть машины, где расположены двигатель, трансмиссия и топливный бак. Рама сварена как одно целое из предварительно собранных узлов. Основной материал — стальной лист толщиной 1,2 мм. Электрооборудование «Бурана» включает источники тока — аккумуляторную батарею и магдину, потребители — стартер, систему зажигания и приборы освещения (фару, задний фонарь). В магдину встроен прерыватель с автоматом опережния зажигания. Г. ДЕРУНОВ, инженер г. Рыбинск Техническая характеристика Общие данные: количество мест — 2; полезная грузоподъемность — 200 кг; сухой вес — 290 кг; вес с полной нагрузкой — 530 кг; габаритные размеры (длина — ширина — высота) — 2(380—900 — 980 мм; длина опорной поверхности гусеницы — 850 мм; минимальный радиус поворота (по наружной кромке снега) — 6 м. Эксплуатационные данные: максимальная скорость — 50 км/час; средний расход топлива — 30 л/100 км; запас хода по топливу — 100 км; тормозной путь со скорости 30 км/час — не более 10 м; гарантийный срок службы — 2000 км; применяемое топливо — бензин АИ-93 (или А-76) в смеси с маслом. Силовая установка: двигатель — РМЗ —640; тип—двухтактный, двухцилиндровый с кривошнпно-камерной продувкой; диаметр цилиндра х ход поршня — 76>70 ММ; рабочий объем —635 смЗ; максимальная мощность — 35 л. с. при 5500 об/мин; мощность, передаваемая вариатором, — не менее 25 л. с; крутящий момент — 4 кгм при 5000 оо7мин: вес двигателя — 60 кг; карбюратор — РМЗ—385 с диффузором диаметром 38,5 мм; бензонасос — диафрагменный; охлаждение — воздушное принудительное; трансмиссия — клиноременный вариатор с кулачковой нагрузочной муфтой; передаточное число вариатора — 0,9—3.6. Тормоз — дисковый с плавающей скобой. Ходовая часть: движитель — гусеничный с цевочным зацеплением и передним расположением ведущих звездочек; ведущие и направляющие звездочки — пластмассовые двухвенечные; подвесканезависимая пружинно-баланснрная. Электрооборудование: аккумуляторная батарея — 6 СТ-45ЭМ; номинальное напряжение — 12 в; магднна — ЫБ-2; выпрямитель ВУ-2; свечи — А7.5ХС или А7.5СС.«Буран» — двухместная открытая лыжно-гусеничная машина, предназначенная для движения по заснеженным дорогам и целине. Он может буксировать лыжный прицеп общим весом до 250 килограммов и на ровной дороге развить более 50 км/час. Что же обеспечивает «Бурану» столь высокие и необычные качества? Это в первую очередь движитель — гусеницы и двухтактный двигатель (рис. 1) мощностью до 35 л. с. при 5500 об/мин. Рабочий объем двух его цилиндров — 635 см 3 . Поскольку обычно снегоход движется со сравнительно небольшой скоростью, когда встречного потока воздуха недостаточно для охлаждения цилиндров, двигатель снабжен принудительной вентиляцией. Ее обеспечивает осевой вентилятор 42, 43, заключенный в кожух 3и приводимый клиновым ремнем 41 от коленчатого вала 31. Благодаря специальной рубашке, окружающей цилиндры и головки, развитому их оребрению и большой производительности вентилятора система охлаждения начинает работать при любых, даже самых малых оборотах коленчатого вала. По конструкции мотор «Бурана» во многом сходен с нашими мотоциклетными двигателями. Но есть и ряд существенных отличий. К ним можно отнести прежде всего горизонтальный (а не вертикальный) разъем картера 11 и 16, использование игольчатых подшипников 25 в соединении шатуна 9с поршнем 4и коленчатым валом 15. Для приготовления топливо-воздушной смеси применен беспоплавковый карбюратор с мембранным насосом. Он хотя и более сложен, чем обычный мотоциклетный, зато исправно работает при любом положении двигателя. Это имеет большое значение, поскольку на снегоходе приходится ездить по крутым склокам. Кроме того, получить на снегоходе достаточный напор топлива установкой бака выше двигателя, как это делается на мотоцикле, невозможно из-за особенностей его компоновки. Одна из самых интересных систем «Бурана» — трансмиссия. Вместо привычных механизма сцепления и коробки передач, посредством которых задаются тяговое усилие и скорость движения, здесь использован клиноременный вариатор (рис. 2). Он автоматически, в зависимости от сопротивления движению (мокрый глубокий снег или лед, спуск или подъем) и оборотов двигателя изменяет плавно, без ступеней передаточное отношение от 0,9 до 3,6. Вариатор позволяет плавно тронуться с места и разогнаться, уменьшить скорость и остановиться, подчиняясь единственно рычагу «газа», которым управляет водитель. Вариатор состоит из ведущих конусных шкивов 1, 3 и центробежного регулятора 5,10, установленных на левом конце вала 8, а также ведомых конусных шкивов 13 и 22 и кулачковой нагрузочной муфты 20, закрепленных на валу 15 коробки реверса. Шкивы связаны клиновым ремнем 12, являющимся одной из самых ответственных и нагру> женных деталей механизма. Когда двигатель работает на малых (холостых) оборотах, ремень 12 неподвижен, так как в это время не касается подвижного конуса 3. По мере увеличения оборотов под действием грузиков, расходящихся от центробежной силы, конус приближается к ремню, заставляя его перемещаться на все больший и больший радиус ведущего шкива (конусов 1и 3). На ведомых же шкивах 13 и 22 ремень 12, преодолевая сопротивление сжимающей пружины 21, переходит на меньший радиус. Таким образом и меняется передаточное отношение вариатора. Снегоход разгоняется до тех пор, пока силы, вызванные крутящим моментом двигателя, не сравняются с силами сопротивления движению машины. Когда же на его пути встретится препятствие (подъем, тяжелый снег и др.), на кулачках нагрузочной муфты 20 возникнет осевое усилие, смещающее посредством кулачков и пружины подвижный конусный шкив 22. Передаточное число вариатора увеличится, а стало быть, возрастет тяговое усилие (произойдет как бы включение низшей передачи). Для движения «Бурана» задним ходом и отъединения двигателя от гусениц (при прогреве мотора и на остановках) в трансмиссию введена так называемая коробка реверса 19. В ней находятся два вала, шестерни с торцевыми кулачками и звездочки. Коробка управляется рукояткой, расположенной справа от водителя, и имеет три фиксированных положения: нейтральное, прямой ход и задний ход. Посредством втулочно-роликовой цепи вращение от коробки передается ведущему валу гусениц. На нем закреплены четыре звездочки — по две с каждой стороны, зубья которых входят в окна гусениц. Сзади гусеницы поддерживаются направляющим валом (тоже с четырьмя звездочками), снабженным балансирами и натяжным устройством. Снегоход опирается на гусеницы шестью тележками, имеющими по четыре катка. Оси катков прижимаются к гусенице цилиндрическими пружинами, которые воспринимают толчки при движении машины. Большое количество катков позволяет гусенице полнее облегать неровности и сохранять контакт с дорогой. Гусеницы, пожалуй, вторая после вариаторного ремня деталь, работающая в очень тяжелых условиях. Здесь низкие температуры и большая скорость движения, различные препятствия на пути (камни, грунт, пни) и большие нагрузки, в том числе боковые, возникающие при езде по склонам со значительным (до 20 градусов) кре