новоети-событиЯ'фактыЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКАНа Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москве в середине декабря открывается большая экспозиция автомобильной техники, посвященная 50-летию советского автомобилестроения. Наряду с диаграммами, плакатами, макетами там будут представлены около восьми десятков автомобилей и мотоциклов, среди которых свыше двадцати исторических машин, включая АМО—Ф15, НАМИ — 1 , ЗИС—5, КИМ—10, ЗИС—101, ГАЗ—AAA, ГАЗ—67Б.ла также мотоциклы «Союз», Л—300 и другие. Посетители смогут увидеть и современные модели автомобилей, выпускаемые нашими заводами, а также некоторые экспериментальные образцы машин и их агрегатов.НАШИ МОДЕЛИСТЫ - ВНОВЬ ЧЕМПИОНЫ ЕВРОПЫОчередной. 23-й чемпионат Европы по автомодельному спорту проходил во французском городе Лионе. В нем приняло участие 80 спортсменов из Болгарии, Венгрии, Польши. Советского Союза, Италии, Франции, ФРГ, Швейцарии и Швеции. Всего стартовало 106 моделей. Блестящего успеха в соревнованиях добились советские спортсмены. Второй год подряд они становятся чемпионами Европы. Мастер спорта международного класса Владимир Попов, выступавший 3с гоночной моделью класса 2,5 см , занял первое место, показав скорость 241,61 км/час. Это новый рекорд мира. Прежнее достижение — 233 км/час принадлежало итальянской спортсменке Марте Мандани. К. ТУРБАБО, судья всесоюзной категорииУ ИЛЬМЕНСКОГО ОЗЕРАВ сосновом бору, на высоком берегу Ильменского озера проходил второй Всероссийский слет автомототуристов. Немалый путь преодолели его участники, чтобы добраться до цели. День отдыха — и они вновь вступили в борьбу с пространством. временем и неожиданностями, которые встречали их в 550-километровых двухдневных соревнованиях на регулярность движения, а на финише померились мастерством в слаломе и разгоне — торможении. У них был строгий гра-. фик движения на каждом участке трассы, и мало кому удалось обойтись без штрафных очков. Высокое водительское мастерство, отличную подготовку машин продемонстрировали многие автомобилисты и мотоциклисты в ходе соревнований по туристскому троеборью (разгон—торможение, спринт и слалом). Проводилось оно в г. Миассе и привлекло много болельщиков. Большой интерес вызвали соревнования по преодолению мототуристской полосы препятствий. Надо было пробежать от старта до мотоцикла, проехать к палаткам, разобрать и уложить одну из них, перебраться через глубокую канаву, подняться на холм, разжечь костер, стрелять из пневматической винтовки, снять и установить переднее колесо, установить палатку и выполнить ряд других упражнений, требовавших сноровки, четкости в действиях, взаимовыручки. В составе команды три туриста на двух мотоциклах. Параллельно со спортивными соревнованиями проводились конкурсы: на знание правил движения, лучшие художественную самодеятельность, отчет о походе, туристский фильм и другие. Один из вечеров был отведен конкурсу на лучшее туристско-техническое оснащение автомобилей и мотоциклов. Вторая часть слета посвящалась соревнованиям по мотоориентированию на маркированной трассе и трассе по выбору. В итоге упорной двухдневной йорьбы лучший командный результат показали свердловчане, на втором месте — москвичи, на третьем — орловцы. Общее первое место по всем видам спортивной и конкурсной программы завоевали также свердловчане. За ними — представители Иркутской области и Москвы. А. ОСТАПЕЦ, г. Миасс мастер спорта3655 ТЫСЯЧ ЭКЗЕМПЛЯРОВТаков общий тираж учебника шофера 1-го класса за двадцать пять лет с момента выхода его первого издания. Совершенствовались программы подготовки водителей, повышались требования к учебной литературе, менялись конструкции автомобилей. И неизменно высок был спрос на учебник. Все новшества находили отражение в нем. За четверть века он выдержал 18 изданий на русском языке, три на украинском, три на эстонском. два на латышском. Переводился он на другие языки народов СССР, выходил и за рубежом. Авторами учебника выступали В. М. Кленников в содружестве сначала с В. И. Грузиновым, а потом с Н. М. Ильиным. Многие тысячи водителей благодарны книге, которая помогла им повысить квалификацию.СЕРИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ МАРОК ПРОДОЛЖАЕТСЯПервая марка, положившая начало филателистической галерее нашего автотранспорта, вышла в Советской России в 1922 году. У изображенного на ней «авто» бросаются в глаза открытая кабина для водителя, колеса с толстыми спицами, клаксон с резиновой грушей. На рисунке была сделана надпись: «голодающим». Это означало, что марка входила в «почтово-благотворительную» серию, выпущенную в пользу пострадавших от неурожая. В 1973 году Министерство связи СССР открыло серию марок под общим названием «История отечественного автомобилестроения». Название это говорит само за себя: на марках изображены машины, выпускавшиеся в годы становления советского автомобилестроения, когда перед нашей промышленностью стояла задача наладить крупносерийное и массовое производство автомобилей. Вслед за первыми пятью марками («За рулем». 1974, № 3) в этом году вышли еще пять миниатюр этой серии. На двухкопеечной марке изображен грузовой полуторатонный автомобиль ГАЗ—АА. На марке ценой три копейки показан автобус ГАЗ-03-30. созданный на горьковском автозаводе в 1933 году. Грузовой трехтонный автомобиль ЗИС—5 мы видим на марке достоинством в четыре копейки; его производство было налажено на московском автозаводе в 1933 году. В сле12 дующем году московский же автозавод стал выпускать 21-местный автобус ЗИС—8 (он показан на 14-копеечной марке). а с 1936 года — шестиместный легковой автомобиль ЗИС—101 (16-копеечная марка). В 1975 году серия будет продолжена.