О бдительностиилегкомыслииУгнали машинуСнова приходится говорить на эту тему. К сожалению, уголовное преступление, именуемое угоном, в Алтайском крае обнаружило тенденцию к росту, и нужны самые действенные меры в борьбе с ним. Автомобильный парк страны чрезвычайно вырос, стремительно увеличивается количество транспортной техники в индивидуальном пользовании. Обилие машин стало привычным, обыденным явлением, которое сопровождается беспечным порой отношением к их сохранности. Для профилактики любого преступления необходимо хорошо знать не только его причины, но и, как говорят юристы, способствующие условия. С такой целью нами был проведен анализ всех случаев угонов за последние несколько лет в Барнауле. И вот какие мы получили результаты. Сразу же бросилось в глаза, что владельцы машин и особенно профессиональные водители очень редко применяют противоугонные средства. Между тем в тех единичных случаях, когда они были установлены на автомобилях, попытки угона окончились безуспешно. Отсюда первый вывод: агитация за различные технические приспособления, препятствующие угону, проводится явно недостаточно. Более того, в 18,2 процента случаев машины удалось угнать потому, что замок зажигания «отпирался» без всякого ключа, куском проволоки или даже, несколькими спичками. Но часто угонщики были избавлены и от таких «хлопот»: в 6,8 процента случаев водители оставляли ключи в замке зажигания, а в 9,3 процента — покидали кабину, не заглушив двигатель. Таким образом, каждый третий автомобиль или мотоцикл угоняются лишь потому, что даже такое противоугонное устройство, как замок зажигания, не является «замком» то ли из-за явной неисправности, то ли из-за непростительной беспечности водителей. Небезынтересна и статистика, характеризующая личности угонщиков. 72,5 процента из числа привлеченных к уголовной ответственности совершили это преступление, находясь в нетрезвом состоянии. А это очень серьезное основание для тревоги. Сам по себе пьяный за рулем — уже потенциальный преступник, способный наделать много бед. Вдвойне опасней пьяный угонщик, взбудораженный боязнью преследования, еще меньше считающийся с правилами движения. Кто же эти легкомысленные пьяницы, севшие за руль чужой машины? 8,7 процента из них — профессиональные шоферы; 28,2 процента — лица, по роду своей работы связанные с автомототранспортом: автослесари, автоэлектрики и другой технический персонал, лишенные прав водители, курсанты автошкол, трактористы; 4,6 процента — мотоциклисты. Объясняют они свои незаконные поездки самыми незамысловатыми причинами: давно не сидел за рулем — захотелось покататься, на курсах изучил теорию — захотелось попрактиковаться. Легкомыслие это в немалой степени объясняется тем, что среди работников автотранспорта многие просто не ведают, что угон влечет уголовное наказание. Незаконную, самовольную поездку на подвернувшемся чужом автомобиле они считают почти безобидным баловством. Слишком поздно они узнают, что это уголовное преступление, предусмотренное в Уголовном Кодексе РСФСР статьей 212', которая гласит: «Угон автомототранспортных средств или других самоходных машин без цели их хищения — наказывается лишением свободы на срок до одного года или исправительными работами на тот же срок, или штрафом до ста рублей, либо влечет применение мер общественного воздействия. Те же действия, совершенные повторно, — наказываются лишением свободы на срок до трех лет или исправительными работами на срок до одного года». Такие же статьи (с небольшими различиями) имеются в уголовных кодексах всех союзных республик. Под угоном понимается самовольный захват автомоби ля и незаконная поездка на нем. Захват заключается в том, что виновный самовольно проникает в кабину транспортного средства, пускает двигатель и на этом транспорте совершает поездку. Преступление будет считаться совершенным, как только машина тронулась с места. Если этого еще не случилось, а виновный застигнут при попытке завести мотор, это все равно преступление — покушение на угон транспорта. Когда же автомобиль или мотоцикл угоняются с целью присвоения или продажи либо когда с транспортного средства снимается какая-то деталь, преступление квалифицируется как кража и наказывается еще строже. Какие же выводы напрашиваются из всего сказанного? По нашему мнению, легкомысленные угоны можно было бы резко сократить правильно налаженной правовой пропагандой. Знать об уголовной ответственности за угон должны все работники автотранспорта, владельцы машин, учащиеся шоферских школ и курсов и даже ученики средних школ и профтехучилищ (в большинстве своем преступление это совершают юноши в возрасте до 20 лет). Необходимо широко популяризировать и применение противоугонных средств, апробированных специалистами и показавших свою эффективность. На производстве должны строго осуждаться беспечные водители, оставляющие машины без присмотра. И наконец, автозаводы должны обеспечить свою продукцию надежной защитой от злоумышленников. Вот ведь в конструкции «жигулей» и выпускаемых АЗЛК «москвичей», предусмотрено противоугонное устройство. В. ИШУТИН, начальник ГАИ Алтайского края, г. Барнаул В. ПАНТЕЛЕЕВ, майор милицииДа простят нам анекдот с «бородой», но его нельзя не вспомнить, глядя на эти снимки : «Иванов, вы почему сегодня на работу опоздали? — Так зато я уйду раньше!» Вот и здесь, возле железнодорожного вокзала в Риге, сложилась примерно такая анекдотическая ситуация. В кадре вверху явно одного знака не хватает: табличка «Направление главной дороги» одна применяться не может, она (цитируем Правила дорожного движения) «...Устанавливается под знаками 1.6, 2.15, 4.1» («Пересечение с главной дорогой», «Проезд без остановни запрещен», «Главная дорога»).» Но зато на другом снимке , который сделан буквально через десять шагов, один знак явно лишний . Зачем же вывешивать перед путепроводом знак «Остановка запрещена», если это и без него очевидно: достаточно прочитать пункт 99 «б» Правил. В первом случае вроде бы ставна на доверие: водители, мол, и тан разберутся. Во втором — явное сомнение в их способностях: давай-на на веяний случай и знак повесим. И еще одна странность: ГАИ города находится почти напротив..3--J27