36
37
МОТОУЧЕТВЕРТЬ МИЛЛИОНА ПОЛЬСКИХ АВТОМОБИЛЕЙС каждым годом наращивает выпуск продукции автомобильная промышленность народной Польши. Ее восемь заводов в 1973 году изготовили 202 тысячи грузовиков, автобусов, легковых машин. Начата сборка легковых автомобилей ФИАТ-127 и ФИАТ-132. а также производство автобусов «Ельч-ПРЮО» (по лицензии «Берлие») и малолитражек ФИАТ-126П. На 1974 год запланирован дальнейший рост выпуска с таким расчетом, чтобы дать народному хозяйству около 250 тысяч автомобилей.Выпуск автомобилей в ПНР (тысячи штук ) 1974 год (план) 151,0 95,0 10.0 3.0 3.0 33.0 7,0 92,9 6.21973 год Легковые «Варшава» ФИАТ-125П ФИАТ-126П ФИАТ-127П ФИАТ-132П «Сирена-105» «Снрена-Р20» Грузовые Автобусы 115.2 4,3 72.3 1,5 2.7 0,4 32,9 1.1 80,2 6,7—КОРОТКО• • •Летом 1974 года с конвейера завода «Предом-Ромет» в г. Быдгоще (ПНР) сошел миллионный мопед «Комар». Предприятие выпускает эти машины с 1960 года. До конца нынешнего года оно изготовит более 70 тысяч мопедов четырех модификаций. Австрийская фирма «Пух», у читывая , что с 1975 года чемпионат мира по мотокроссу будет разыгрываться ив классе 125 смз, подготовила новый кроссовый мотоцикл (123 смз, 21 л. с. при 8800 об/мин, 5 передач, вес — 99 кг ) . Американский автомобильный концерн «Форд» приобрел у голландской фирмы «Филлипс» право на использование ее патентов в области двигателей Стирлинга. Недавно концерн провел в Швеции испытания автомобиля «Форд-пинто» с таким мотором. У современных гоночных автомобилей формулы 1 сечение шин задних колес почти вдвое больше, чем передних. Причина втом , что на задние колеса (при полностью заправленной машине с гонщ икам на борту) приходится 67 процентов полного веса, а на передние — 33 процента (автомобиль «Тайрелл-007»).••••••«Чемпионами» по приемистости среди мотоциклов серийного производства являются модели «Мюнх» (1177 смз, 88 л. с , 198 кг ) производства ФРГи английская «Нортон-коммандо-750» (745 смз, 51 л. с , 179 кг ) . Первая разгоняется с места до 100 км/час за 3,7 секунды, вторая — за 4,0 секунды .МОТОЦИКЛЫ КТМНебольшой завод КТМ в г. Матигофен (Австрия) на протяжении многих лет делал велосипеды и мопеды, а также легкие мотороллеры. Недавно в производственной программе появились минимотоцикл и мофа (упрощенная разновидность мопеда). Все они оснащаются двигателями «Пух» (50 см 3 , 2,6 л. с ) , так как моторов для дорожных моделей КТМ не выпускает. В 1969 году завод начал строить мотоциклы классов 100 и 125 смз для кроссов и многодневок с двигателями фирмы «Сакс» мощностью соответственно 16 и 19 л. с. Через два года КТМ приступил к производству малыми сериями собственных спортивных двигателей, сначала класса 175 см 3 , а позже и класса 250 см 3 . Первый сблокирован с шестиступенчатой. а второй — с пятиступенчатой коробкой передач. В кроссовом варианте их мощность составляла (для продажных образцов) соответственно 25 и 37 л. с. при 7000 об/мин. Вариант для многодневки менее форсирован (на 3 л. с. меньше), но обладает повышенной надежностью. Силовой агрегат установлен в очень жесткой дуплексной раме. Вес машины 99 кг. Для выступлений на чемпионате мира по мотокроссу в классе 250 см 3 завод КТМ с 1971 года изготовляет уникальные машины с очень высокими мощностными показателями, малым весом и хорошей управляемостью. Один из последних образцов снабжен двухтактным одноцилиндровым двигателем с пятиканальной продувкой и бесконтактной транзисторной системой зажигания. Диаметр цилиндра — 72,5 мм, ход поршня60 мм, рабочий объем — 246 см 3 . Цилиндр отлит из алюминиевого сплава, и его зеркало покрыто слоем твердого хрома. Ребра охлаждения сильно развиты — ширина цилиндра (по ребрам) вчетверо больше его диаметра. Двигатель снабжен карбюратором" «Бинг» со смесительной камерой диаметром 36 мм. Мощность составляет 42 л. с. при 7500—7700 об/мин — наибольшая для кроссовых машин этого класса. У мотоцикла — колеса с дюралюминиевыми ободами и ступицами, отлитыми из электрона. Передняя вилка имеет ход 200 мм, угол наклона ее к горизонтали — 61 градус. Весит машина 92 кг. 3 Наряду с мотоциклом класса 250 см КТМ подготовил н кроссовую «пятисотку» с двигателем рабочим объемом 380 см 3и мощностью свыше 50 л. с. Первая победа на кроссах пришла к марке КТМ в 1973 году, когда Г. Моисеев выиграл первый заезд этапа первенства мира в Югославии. В прошлом году благодаря мастерству советского гонщика, занявшего в итоге пятое место, мотоцилы КТМ получили мировое признание. В нынешнем году Г. Моисеев, как известно, стал чемпионом мира. Помимо чемпионатов мира по мотокроссу, где машины КТМ дебютировали осенью 1971 года, мотоциклы завода представлены ив многодневных соревнованиях. Так, в этом году итальянец И. Те стори стал чемпионом Европы по многодневке в классе свыше 350 смЗ.Дорожный мотоцикл «КТМ-комет-кросс» (49 см3, 2,6 л. с , 4 передачи, 60 км/час).Кроссовый мотоцикл КТМ-МК250. подготовленный для чемпионата мира.36 ЭЛЕКТРОННЫЙ КОНТРОЛЕРЕсли водитель или пассажиры на переднем сиденье не застегнули поясные н плечевые ремни безопасности, двигатель не пускается. Это действует электронная система блокировки в автомобиле. По требованию федерального законодательства США все легковые машины, выпускаемые в стране, должны иметь такую блокировку с датчиками от ремней безопасности. Эта система с интегральными схемами контролирует открывание передней двери, следит за тем, как люди занимают места и как защелкиваются ремни. Лишь после правильного выполнения всех операций срабатывает реле стартера. Система должна исправно действовать в разных условиях — при больших уровнях электрических помех или резких перепадах температур, в режиме холостого хода с малой потребляемой мощностью, при токе в среднем около 5 мА (когда надо быстро пустить холодный двигатель).СЕАТ133Крупнейшим в Испании предприятием по производству автомобилей является завод СЕАТ. который строит по лицензии фирмы ФИАТ легковые машины. В 1973 году он изготовил 354.3 тысячи автомобилей (53 процента произведенных в стране). Недавно завод выпустил на рынок первую модель, не являющуюся копией итальянских машин, — СЕАТ-133. Узлы ее шасси однотипны с узлами заднемоторной малолитражки ФИАТ 850. однако кузов совершенно новый. Конструктивно он отличается от известных моделей ФИАТ, хотя и выполнен в одинаковом с ними архитектурном стиле. СЕАТ снабжен четырехцилиндровым 3 двигателем рабочим объемом 843 см мощностью 37 или 34 л. с. Все колеса имеют независимую подвеску, привод тормозов сделан раздельным для передних и задних колес. Автомобиль развивает скорость 120 или 125 км/час (вариант с 37-сильным двигателем). Расход топлива — 7 л/100 км.ЯПОНСКИЕ ФИРМЫ НАСТУПАЮТ8 миллионов мотоциклов было выпущено в 1973 году в мире. Почти половина из этого количества (3,75 миллиона) изготовлена японскими предприятиями, которые за последнее время начали настоящее нашествие на экспортные рынки. Об этом можно судить по таким цифрам: 80 процентов всех мотоциклов, вышедших из ворот четырех основных заводов, было экспортировано: 1100 тысяч в США, 592 тысячи в страны юговосточной Азии, 391 тысяча в Европу, 89 тысяч в Африку и 73 тысячи на Ближний Восток. На первом месте среди японских мотоциклетных фирм идет «Хонда». Она выпустила в прошлом году 1840 тысяч машин (65% из них пошло на экспорт).На автозаводе «Ельч» под Вроцлавом недавно начат выпуск комфортабельных городских автобусов по лицензии французской фирмы «Берлие» Конвейер сборки легких грузовиков «Жук» на Люблинском автозаводе. Его продукция экспортируется в десятки стран мира, в том числе ив СССР. В течение 1974 года в Советский Союз поступит 3000 «жуков». Фото ЦАФ — ТАСС<ПРОСТЕЙШИЙ ГРУЗОВИКРазвивающиеся страны Азии и Африки ощущают острую потребность в простых и надежных транспортных средствах, способных перевозить людей и грузы по самым плохим дорогам в климатических условиях тропического пояса. Учитывая сложившуюся ситуацию и стремясь расширить свои рынки сбыта, известная фирма «Фольксваген» (ФРГ) разработала дешевый упрощенный автомобилекомплект, предназначенный специально для экспорта. В комплект, собираемый на заводе в стране-импортере, входят двигатель, коробка передач, передний мост и рулевое управление — все те узлы и агрегаты, которые трудно изготовить на месте, не имея достаточно мощной материально-технической базы Двигатель рабочим объемом 1600 см 3 является упрощенным вариантом мотора воздушного охлаждения, который применяется на выпускаемых легковых автомобилях «Фольксваген». Он питается дешевым бензином (октановое число 83) и развивает мощность 45 л. с. Сборку автомобилей из получаемых комплектов можно без особых затруднений организовать практически в любой авторемонтной мастерской. имеющей обычное оборудование. Для этого нужно лишь наладить производство недостающих деталей из местных материалов. Рама шасси сваривается из простого стального проката швеллерного сечения. Панели кабины делаются из листовой стали на гибочных прессах, которые нетрудно найти в любом механическом производстве. На раме крепится деревянная грузовая платформа с простыми лавками для пассажиров вдоль бортов. Таким образом, изготовление оставшихся деталей на месте не требует сколь-либо значительных капиталовложений. При необходимости наряду с автомобилекомплектами можно оформить заказ на сборочные приспособления. В готовом виде из автомобилекомплекта получают простейший грузовик, который по внешнему виду отдаленно напоминает пикап. Привод от двигателя, расположенного под кабиной, осуществляется на передние колеса. Неразрезной задний мост подвешивается к раме шасси на рессорах. Автомобиль имеет габаритную длину 3.9 ми ширину 1.8 ми весит в снаряженном состоянии 1000 кг — столько же. сколько груза он может перевезти.КОРОТКО• • •Швейцарский завод ФАБО, изготовляющ ий колесные мини-вездеходы, недавно разработал восьмиколесную амфибию грузоподъемностью 900 нг . Эта модель «748» снабжена 1300-кубовым двигателем и имеет привод на все колеса.•••В августе автомобильный завод «Стягул Рошу» в Брашове (СРР) выпустил 350-тысячный грузовик . По плану в 1975 году в республике намечено- изготовить 38 тысяч легковых машин и 58 тысяч грузовиков.•• •В 1973 году вСША зарегистрирована продажа 1190 тысяч мотоциклов. Это в четыре с лишним раза больше, чем в 1967 году.•••Автомобильные шестицилиндровые двигатели с V-образным расположением цилиндров можно встретить на легковых машинах марок «Форд» (английского и немецкого филиалов), «Феррари», ФИАТ, «Лянча», «Мазерати» и «Ситроен». 37