36
37
деталями, там над ним просто посмеялись. — Юноша, не трать даром времени. Видишь, у нас тоже два станка стоят больше месяца. Пытались сами сделать диски — не получается. Вот тут-то и пригодились Валентину руки механика. Ведь свой мотоцикл он почти полностью реконструировал. Сам делал, кстати, и диски. Решил и на этот раз обойтись собственными силами. Нашел сталь нужной марки, соорудил специальное приспособление, выточил, отшлифовал. Сколько механизмов вернул к жизни Валентин и сколько этим сэкономил тысяч! Его исключительную хозяйственность сразу подметил секретарь парторганизации цеха Иван Стефанович Новиков. Тогда и предложил он избрать молодого коммуниста профоргом. Какая связь может быть между спортивными увлечениями и кадровым вопросом? Оказывается, есть. Приходит новичок на завод и чуть ли не с порога просит: пошлите во второй трансформаторный. Одним словом, недаром в городе об этом цехе идет слава как о спортивном. Однако сначала надо было сломать психологический барьер, чтобы доказать полезность сочетания спорт и труд: как-то уж сложилось мнение, что спортсмены — своего рода иждивенцы в коллективе. Испытать на себе такое отношение пришлось и самому Валентину Капле. Когда он первый раз пришел в цех, начальник участка Демьян Иванович Шамрай повел с ним беседу, полную доброжелательности, пока разговор не коснулся спорта. — Так ты спортсмен... — разочарованно протянул он. — Э, мне спортсмены не нужны, мне давай рабочего, настоящего, пролетарской закваски. А с такими, которые все по соревнованиям, много не наработаешь. Ошибался ветеран, но надо отдать ему должное, сам потом признал это. Еще бы. Начинающим металлистом пришел Валентин в цех, который носит звание цеха коммунистического труда, и уже вскоре стал слесарем-сборщиком пятого разряда. В 1966 году ему присвоили звание ударника коммунистического труда, которое он подтверждает ежегодно. Когда на предприятиях страны развернулось движение наставничества, Валентин одним из первых на запорожском трансформаторном поддержал это начинание. Взяв шефство над Владимиром Тарасюком, Капля решил помочь ему стать слесарем-ремонтником и научить водить мотоцикл. Через полгода рн рапортовал на заседании партийного бюро о выполнении обязательств. Паррю был присвоен третий разряд, а что (касается спортивных достижений, то идесь он превзошел многих новичков. I, ...Финишировали последние машины, стихли моторы. Зрители покидают кортицкие холмы. Вот и Иван Ефимович собрался было уходить. Кто-то тронул его за плечо. Рядом стоял незнакомый мужчина. |] — Спасибо за то, что воспитал таких -<етей, — сказал он и пожал старому 'металлургу руку. , — Вы их знаете? • — Я — с трансформаторного, а там, • нас, кто их не знает. 1 А. ИВАНОВ, <i П. ЛЕЙКО ~\ Запорожьевтомотоспорт и его мастераБратья БольшихБратьям Больших — Игорю и Николаю нет еще и тридцати. Но они умудрились быть и современниками Софьи Перовской, и лихими кавалеристами в годы гражданской войны, чекистами, подавляющими эсэровский мятеж, успели поводить ленинский «РоллсРойс»... Да, такое может быть только в кино. Именно в кино, участвуя в массовках, исполняя эпизодические роли, они впервые сели за руль автомобиля, который позже стал в их жизни делом номер один. Но сначала были лошади. Отец, Вячеслав Иванович — инженер-механик. И, наверное, поэтому в доме всегда было много всяких «железок». Спидометры и карбюраторы, поршни и шатуны с малых лет окружали Николая и Игоря. Чтобы ребята нашли себя в каком-то интересном деле, родители приобщали их к конструированию, фотографии, радиоделу. И небезуспешно. В школе, на уроках труда их сверстники еще только стояли за тисками, а братьям уже доверяли работу на станках. Все, что им поручалось, они выполняли старательно, но всегда верхом - их мечтаний были лошади. И откуда только взялась эта редкая для нашего века моторов привязанность? Их привлекала скорость. Но представление о ней они почему-то связывали не с самолетом, и даже не с автомобилем, а с лошадью. Им всегда было мало только мечтать. В их характере — всякую мечту превращать в реальность. Однако первая попытка приблизиться к лошадям окончилась неудачей. В школу верховой езды их не приняли — набор был уже закончен. Тогда они единогласно решили заняться современным пятиборьем. Стрельба, плавание, бег и фехтование их интересовали постольку, поскольку пятым номером программы был конный кросс. Они ушли из дневной школы. Стали учиться вечером. А днем — старые конюшни на ипподроме, работа конюхами. Что это такое? У каждого — пять лошадей. В семь утра их надо напоитьнакормить. Потом бери тачку и лопату, чисти денники, посыпай пол свежими опилками. Затем лошадиный туалет с пылесосом и водой. После всего этого — тренировки. Бассейн, стрельбище, спортзал и наконец верховая езда. А вечером — за парту. Но, видно, все же сработало в конце концов желание родителей приобщить ребят к технике. В конно-спортивной школе были два грузовика, на которых к местам тренировок и состязаний перевозили лошадей. И конюхи стали все чаще забираться в кабину, браться за руль, изучая назначение рукояток и педалей, а потом, пока еще осторожно, на первой скорости двигаться вдоль конюшен. На съемках «Комиссара» они еще мчались верхом с шашками наголо в атаку, на полном скаку падали с коней, «сраженные» вражеской пулей. Но в «Шестом июля» Игорь и Николай уже сменили коней на автомобиль. Их первой машиной был очень старый «Магирус». Литые колеса, фар нет, ручной тормоз... Как-то ехали на ночные съемки. От студии шел затяжной спуск, к концу которого «Магирус» так разогнался, что достиг фантастической для себя скорости — 80 километров в час. И вдруг — автоинспектор! Конечно, сотрудника ГАИ заинтересовала необычная машина, мчащаяся по ночному городу с выключенными фарами. Знаком он приказал водителю остановиться. Какой там, машина не хотела подчиняться. Ее тормозной путь оказался чуть меньше километра. И тут Николай и Игорь вспомнили, что у них нет удостоверений на право управления автомобилем... Выручил помощник режиссера. Он хорошо понимал, что, чем большее расстояние пробежит инспектор, догоняя их допотопный автомобиль, тем суровее будет кара. Поэтому он ей всех ног кинулся ему навстречу. Конфликт былНапряженная зима нынче выдалась у Николая (на фото справа) и Игоря Больших. Сначала они выиграли в личном абсолютном зачете ралли «Русская зима-77» и помогли сборной команде СССР занять первое место в Кубке дружбы. Потом успешно выступили в зимнем командном чемпионате страны по авторалли. Николай, кроме этого, стал чемпионом страны по трековым автогонкам и занял третью ступень пьедестала почета в соревнованиях на призы «За рулем». Фото Г. Дубейковского разрешен с помощью магического слова «кино». А горе-водители всерьез поняли, что пора подумать о шоферских правах. Итак, на этом перекрестке был совершен решительный поворот от лошадей к автомобилю, хотя и по сей день Николай и Игорь сохраняют к этим милым существам самое хорошее отношение. Они пошли на ЗИЛ. Думается, это решение не было очередным «кульбитом» братьев Больших. На прославленное предприятие—гордость нашего автомобилестроения вела семейная традиция: здесь работали их отец и мать. И где еще можно было быть ближе к вновь намеченной цели! Николай стал электриком. Нет, не по автомобилю, а пока по цеховой проводке, проводам станков. А Игорь стал геодезистом у строителей — есть и такое хозяйство у зиловцев. И опять их жизнь побежала по привычной колее: работа, ' учеба, спорт. Работа — на заводе, учеба — на автомобильном факультете зиловского втуза. А спорт? До настоящего спорта было пока еще далеко. И чтобы приблизиться к нему хоть на шаг, Николай перешел работать в бюро приборов, а Игорь — шофером. Они организуют секцию и выпрашивают для нее у дирекции втуза два стареньких «Москвича» и такую же старушку «Волгу». Собственно, спорт начался с «фигурки», которую Игорь и Николай организовали у себя в цехе и на которой получили разряд. О том, что было дальше, рассказывают несколько папок, бережно хранящихся в семье Больших. На каждой из них аккуратным почерком сделана надпись: «ЗИЛ, экспериментальный цех. Автоспорт». В папках подшиты вырезки из газет — сначала из «Автозаводца», потом из городских и центральных, фотографии... Хроника становления будущих гонщиков. Николай дважды, а Игорь трижды становятся победителями открытых первенств Ленинграда. Оки не раз завоевывают призовые места в традиционных ралли «Снежинка», «Такси», «Москвич». Но разве дело только в количестве первых мест? Говорят, Колумб был счастлив не тогда, когда открыл Америку, а когда открывал ее. Первая папка помечена 1971 годом, и нетрудно догадаться, что здесь все о том, как братья Больших «открывали свою Америку». Последняя папка не имеет ни красочных надписей, ни хронологического порядка. Здесь все свалено в кучу — и вырезки, и фотографии лежат в беспорядке, дожидаясь клея и кисточки... Папки вела мама. Два года назад ее не стало. — Мама была нашей первой и самой страстной болельщицей. Правда, на гонки мы старались ее не брать. Слишком много пришлось бы ей волноваться. Для нее мы с нашими друзьями снимали состязания на кинопленку, и дома, в спокойной обстановке, когда были рядом с ней «в безопасности», демонстрировали эти ролики. Кстати, не хотите посмотреть? На домашнем экране мелькают кадры. Вот братья в кабине ЗИЛа. Автокросс. С него начинали. — У автокросса, конечно, меньше поклонников. — Это в темноте «кинозала» слышится «дикторский текст». И неизвестно, кому принадлежит голос —Игорю или Николаю. Они во всем абсолютно похожи. — Автокросс — это, конечно, не шоссейно-кольцевые гонки и даже не ралли. Но... Лично нам кросс дал очень многое. На экране один сюжет меняет другой. Голос диктора за кадром: «А вот братан впервые выезжает на ипподромные гонки. На старте он последний. На финише первый». Голос из зала: «Как, опять ипподром? Снова за старое?» «Конечно, мы до сих пор хорошо относимся к лошадям». Потом они решили попробовать себя в ралли. А что? Они уже были перворазрядниками. Поехали. Спидпилот, карбюратор «Вебер»... Все это будет позже. А пока порядком поизношенный, видавший виды «Москвич» и, главное, никуда не годная резина. А ралли самое простенькое: однодневное, на 300 километров. Сервиса, конечно, никакого. И все же братья Больших сумели привнести в это нехитрое предприятие нечто свое. Николай был водителем, Игорь — штурманом. Водитель, как ему и положено, вел машину, правда, без легенды, без штурманского диктанта. А штурман на заднем сиденье в это время латал электровулканизатором единственную «запаску». Попробуйтека на скорости, на не очень-то ласковых дорогах разбортовать колесо, заклеить камеру, собрать и накачать. Что там говорить, много было пролито пота. А в итоге двадцатое место! Но ведь они открывали свою Америку. До сих пор самой высокой оценкой для братьев Больших являются слова четырехкратного чемпиона страны по автокроссу Геннадия Краюхина. Както на соревнованиях он подвел к их машине молодых спортсменов и сказал: — Вот так надо готовить машину к гонке. — Это у нас ст лошадей, — улыбаются братья. — Хорошее отношение к лошадям у нас переросло в хорошее отношение к автомобилю. К нашей боевой машине мы относимся как к живому существу. К каждому соревнованию очень тщательно ее готовим. Нет, дело не в форсировке. Главное для нас надежность. В отличие от многих гонщиков, которые стремятся участвовать в любых соревнованиях, мы выходим на старт только тогда, когда полностью уверены в своей машине. И тут не бывает мелочей. Например, на современном раллистском автомобиле масса электрооборудования. Всю проводку мы делаем своими руками, на высшем уровне, без всяких там «скруток». У нас еще не было ни одного отказа приборов на трассе. Возможно, вот из-за такой сверхтщательной подготовки за всю нашу спортивную биографию у нас было всего два схода с дистанции. И только тут обращаешь внимание на их руки. Нет, они, конечно, инженеры. Но руки! Это руки рабочего-металлиста, не боящиеся горячего железа, владеющие любыми инструментами и станками. А впрочем, это руки обыкновенного нашего гонщика, которому не подводит механик готовенькую машину В поводу, а тому лишь остается сесть за руль в перчатках из белой замши. Братья удивительно дополняют друг друга. Возможно, самой природой заложено это в их характерах, но у Николая и Игоря в самом начале произошло«разделение труда». Николай — практик, в экипаже он водитель. Игорь — теоретик, стал штурманом. В 1973 году братьев пригласили на «Русскую зиму». Стартовали они на «Москвиче». За грд выполнили норму мастера спорта, победив подряд в ралли «Москвич», «Снежинка», «Прибалтика». И с той поры окончательно утвердились в своем истинном спортивном призвании. С той поры они выступают за команду АЗЛК. — А почему бы вам не перейти работать на этот завод? Появилось бы еще больше возможностей заниматься любимым спортом. — Знаете ли, мы однолюбы. На ЗИЛе всю жизнь проработали наши родители, да и мы накрепко связали себя с заводом. Мы, можно сказать, выросли здесь, окончили втуз, получили отличную профессию, стали спортсменами. Здесь, как поется в песне, наш причал и наши все друзья — «все без чего на свете жить нельзя». Гонки, гонки... Вчера, сегодня, завтра. Братья признались, что уже не представляют своей жизни без этих каждодневных забот, радостей и огорчений борьбы, бегущей под колеса дороги. — А зачем все это? Ведь есть любимая работа... — Ну, положим, участвуя в гонках, мы не отвлекаемся от своей непосредственной работы, а как бы продолжаем ее. Мы инженеры-испытатели. Сами понимаете, состязания — лучший вид испытания машины. Но дело не только в этом. Закон «массовость рождает мастерство» имеет обратное прочтение: «от большого спорта — к массовому». Выдающийся французский педагог, основатель олимпийского движения Пьер де Кубертен писал: «Для того, чтобы сто человек занимались физической культурой, нужно, чтобы пятьдесят занимались спортом; для того, чтобы двадцать человек специализировались в определенной -области спорта, нужно, чтобы пять человек показывали удивительные результаты». И конечно, сознание того, что достигнутые успехи увлекают за тобой сотни людей, для настоящих спортсменов лучшая компенсация за те изнурительные тренировки, за то высшее напряжение физических и духовных сил, без которых невозмоясен сегодня спорт, в том числе и автомобильный... — А все-таки, ребята, кто из вас старший? — Коля. На пятнадцать минут. Так что в жизни он успел больше меня. Например, он уже женат... Времени братьям не хватает. Теперь они члены сборной команды страны, участники Кубка дружбы социалистических стран, в их активе победы в аб• солютном зачете на международных ралли «Русская зима» 1976 и 1977 годов. Им присвоили звание мастера спорта международного класса. В их коллекции появилась и первая золотая медаль чемпиона СССР: ее выиграл Николай нынешней зимой в трековых автогонках. А на очереди новые соревнования... Вот пока и все о братьях Больших. Потому что, думается, их спортивная биография только начинается, и главные победы у них еще впереди. С. СМИРНОВА37