30
31
В МИРЕ МОТОРОВ^^^шдаи——i«МЕТАЛЭКС1-03»КОРОТКОВ конце февраля 1978 года с конвейера завода ФСМ в Бельско-Бяла (ПНР) сошла полумиллионная малолитражка. За 1977 год завод изготовил 145 тысяч машин ФИАТ-126П и 36 тысяч «сирен». План на 1978 год — 218 тысяч машин. В соответствии с договором, который заключен между румынскими организациями и французской фирмой «Ситроен», в СРР скоро начнется производство малолитражек «Ситроен» с трехцилиндровым 3 двигателем рабочим объемом 650 см . Запланировано достичь на новом заводе годового выпуска 130 тысяч машин. Дорожные мотоциклы 43в 1978 году оснащаются алюминиевыми обедами. Они поставляются в ЧССР по кооперации из ГДР. Среди легковых автомобилей в США, "Японии и странах Европы подавляющая часть моделей 1978 года рассчитана « а бензин с октановым числом 93 — 95 единиц, а большое количество остальных — на 96 — 9 8 . Небольшая мастерская «Металэкс» в г. Пльзень (ЧССР) с 1971 года строит гоночные автомобили национальной формулы «Шкода», а также формулы «Эстер». Всего изготовлено 67 машин. Наиболее известна модель «1-03». Она оснащена двигателем 3 ВАЗ—21011 рабочим объемом 1300 см и мощностью около 90 л. с. Сцепление и четырехступенчатая коробка передач взяты от «Шкоды-110». Вместе с двигателем они образуют силовой агрегат, смонтированный в задней части машины . Перед задними• ••• ••• ••ВТОРАЯ МОЛОДОСТЬ «ДЖУЛЬЕТТЫ»Первая 1300-кубовая модель «Джульетты» — это имя вошло теперь в классику итальянской автомобильной истории — была построена в Милане 23 года назад. Позже 3 объем двигателя возрос до 1600 см — «Джульетта» повзрослела и стала называться «Джулией». Потом оба названия исчезли из каталогов фирмы, но двигатель из легкого сплава, с мокрыми гильзами и двумя двухкамерными карбюраторами продолжал существовать и теперь будет устанавливаться на «Джульетте» второго поколения. «Джулии» и «Джульетты» заложили• ••За последние годы ощутимо вырос спрос на джипы, что заставило английс кий концерн «Бритиш Лейланд» принять меры к увеличению выпуска в 1978 году машин «Лэнд Ровер» и «Рэйндж Ровер» вдвое (соответственно до 125 и •29 тысяч). Автомобильная промышленность Ирама представлена филиалами иностранных фирм и их сборочными заводами. Однако к 1980 году здесь рассчитывают полностью отказаться от сборки и •перейти на изготовление автомобилей своими силами, главным образом на основе купленных лицензий. В этом месяце одна из крупнейших автомобильных фирм мира — «Форд» (США) отмечает 75-летие (основана 16 июн я 1903 года). Она в настоящее время находится на втором месте в мире по производству легковых и грузовых автомобилей. Во Франции 57% легковых автомобилей, находящихся в эксплуатации, оснащены радиоприемниками. На большей "части моделей приемник не входит в обязательное оборудование. Его монтируют за дополнительную плату или покупают отдельно от машины. Гидропневматическая подвеска колес все еще продолжает оставаться дорогой и сложной в производстве. Пока она находит применение только на Легковых автомобилях «Ситроен» (Франция) семейств «ЦИкс», «ЖС» и «Ж». Тридцать лет назад, в июне 1948 года завод «Порше» выпустил свой первый серийный автомобиль. Сегодня «Порше» (ФРГ) не только предприятие по производству спортивных машин, но и большой исследовательский центр. Две новые модели тяжелых мотоциклов с карданной передачей выпустили заводы «Хонда» (Япония) и «Лаверда» (Италия). Они имеют соответственно два и шесть цилиндров, рабочий объем 500 и 1000 см 3 , мощность 50 и 130 л. с.основу для скоростных седанов малых габаритов и массы, с малым расходом топлива. Теперь перед фирмой стоит ответственная задача повторить то же, но исходя из требований 80-х годов. «Джульетта» будет стоять между моделями «Альфасуд» и «Альфетта», которая получила сложную заднюю подвеску и идеальное (около 50 : 50) распределение нагрузок по осям. Компоновка «Джульетты» заслуживает внимания прежде всего. От расположенного в передней части машины двигателя карданный вал передает момент однодисковому сцеплению, которое размещено... под передней кромкой подушки заднего сиденья. Сцепление, пятиступенчатая коробка передач и главная передача (ведущие колеса задние) составляют один агрегат. Задние дисковые тормоза вынесены из колес и установлены у дифференциала. Машинное (да, с помощью ЭВМ!) проектирование кузова помогло достичь равнонагруженности его элементов, улучшить безопасность и получить экономию в весе. Вибрации и шум не доходят до*••МАЛОГАБАРИТНЫЕ «КРАЙСЛЕРЫ»• ••• ••• ••• ••Самой значительной новинкой 1978 года в американской автомобильной промышленности несомненно является дебют двух малогабаритных машин концерна «Крайслер». Дело не только в том, что модели-близнецы «Плимут-горизонт» и «Додж-омни» имеют первый за последние 45 лет в истории фирмы четырехцилиндровый двигатель. Это вторая в США за 12 лет конструкция с передними ведущими колесами. «Крайслер» на этот раз обогнал своих конкурентов из «большой тройки» («Дженерал Моторс» и «Форд»), которые еще только готовят подобные модели. Напомним, что «Форд-фиеста» с приводом на передние колеса спроектирован не американским, а европейским отделением фирмы. «Горизонт» и «Омни» — довольно компактные, по американским понятиям, автомобили. У обоих — база длиной 2520 мм, а габарит (длина, ширина, высота) — 4186, 1681 и 1356 мм, то есть размеры, довольно близкие к «жигулевским». Пока завод выпускает только один тип кузова — пятидверный, с раскладывае-мым задним сиденьем (объем багажного3 отделения может быть увеличен с 0,29 м до 0,970). Несмотря на довольно угловатую форму, кузов имеет весьма малое сопротивление воздуху — результат тщательной доводки в аэродинамической трубе. Значительная площадь остекления кузова (2,50 м2) обеспечивает обзорность, которая требуется от современного городского автомобиля. Расположенный спереди поперек машины четырехцилиндровый двигатель (1715 см3) с чугунным блоком и распределительным валом в алюминиевой головке цилиндров (то есть по схеме ОНС) изготовляется по кооперации с фирмой «Фольксваген» (ФРГ). Диаметр цилиндра (79,5 мм) и ход поршня (86,4 мм) те же, что иу пятицилиндрового «Ауди-100». При степени сжатия 8,2 и одном двухкамерном карбюраторе американского производства «Холли» двигатель развивает мощность 75 л. с. при 5600 об/мин н 12,2 кгс • м при 3200 об/мин. Для большей экономичности, а также для более чистого выхлопа двигатель оборудован термостатом в корпусе воздушного фильтра, системами рециркуляции отработавших газов и «впрыска» дополнительного воздуха в выхлопной коллектор, а также каталитическим нейтрализатором с двумя реакторами. ШестилопастныЙ вентилятор включается в работу по команде термостата, который таким образом поддерживает наивыгоднейший температурный режим в системе охлаждения. Левее' от двигателя (если смотреть по ходу машины) смонтированы однодиско-30 колесами находятся два бортовых радиатора, расположенных под углом 30° к ее продольной оси. Воздух к ним поступает через заборникн типа НАСА, сделанные в боковинах кузова. Лобовой обтекатель, выгодная аэродинамическая форма кузова заметно снижают сопротивление воздуха. Установленное в задней части антикрыло улучшает сцепление ведущих колес с дорогой. Шасси выполнено по традиционной схеме: трубчатая пространственная рама, независимая пружинная подвеска, реечн ый рулевой механизм. У всех колес литые из электрона диски шириной 179 мм (спереди) и 203 мм (сзади), дисковые тормоза: шины соответственно размером 185/60—13 и 215/60—13. База автомобиля — 2305 мм, колея — 1325 мм (спереди) и 1365 мм (сзади). Длина — 3720 мм, ширина — 1580 мм. Масса в снаряженном состоянии (с 20 л бензина, маслом, водой, но без гонщика) — 454 кг, из которых 60% приходятся на задние колеса. Скорость — около 200 км / ч .сидящих в салоне благодаря лучшей изоляции. Старые модели «Альфа-ромео» не отличались бесшумностью, но эта черта казалась естественной на автомобиле спортивного характера. Теперь же даже энтузиаст спортивных машин более придирчив в отношении комфорта. Очертания кузова очень современны: подчеркнуто клиновидный профиль с резко обрезанным «хвостом» удачен и по аэродинамическим показателям, а багажник получился угловатым и вместительным. Автомобиль имеет базу 2510 мм и габарит 4210х Х1650Х1400 мм. Масса в снаряженном состоянии — 1070 кг. По вместимости, а также по скоростным качествам(если выбран двигатель объемом 1570 см 3 , а не 1357-кубовый) «Джульетта» не уступает массовым 2-литровым автомобилям. При постоянной скорости 80 км/ч, по Новая «Джульетта» завода «Альфа-ромео» может быть оснащена одним из двух двигателей — 1570 смз и 109 л. с. или 1357 см3 и 95 л. с. Оба имеют клапанный механизм по схеме 20НС («За рулем», 1978, № 1).данным фирмы, расход топлива составляет 6,3—6,6 л/100 км в зависимости от устанавливаемого двигателя. В Италии потребитель предпочитает малый двигатель, так как налоги (даже дорожные, собираемые на автострадах) меньше; зато для экспорта больше пригоден 1,6-литровый вариант. Скорость автомобилей — соответственно 165 и 175 км/ч; со стартом с места они проходят километровку за 35,2 и 33 секунды.вое сцепление и четырехступенчатая коробка передач с ускоряющей «четвертой»; ее передаточное число 0,97. Заказать можно и трехступенчатую автоматическую коробку с гидротрансформатором. Главная передача расположена сзади коробки, и от нее крутящий момент передают на колеса полуоси неодинаковой длины. Колеса с 13-дюймовыми обедами обуты в радиальные шины. На передних колесах — дисковые тормоза, на задних — барабанные. Независимая подвеска всех колес сделана спереди типа «Мак-Ферсон», а сзади — на продольных рычагах и со встроенным стержнем стабилизатора. Как видите, новые компактные «крайслеры» сконструированы по всем канонам европейской школы.Масса заправленного автомобиля — 962 кг, из этого почти 62% приходится на передние колеса. Ассортимент вариантов отделки для «Горизонта» и «Омни» так же обширен, к аки для больших американских автомобилей: 19 цветовых комбинаций кузова (включая 5 двухцветных, которые опять вошли в моду), 6 оттенков виниловой пленки, которой обтянута крыша, 6 вариантов отделки интерьера. Защите кузова от коррозии инженеры «Крайслера» уделяли большое внимание. Р яд деталей кузова оцинкован с одной стороны или даже с двух сторон, а внутри передних крыльев уста-новлены грязеотражатели из полипропилена. Количество шумопоглощающих материалов (около 18,2 кг) является очень высоким для этой машины. В оборудование «Горизонта» и «Омни» входят омыватель, «дворник» заднего стекла, а также многоконтактная розетка для подключения на станции обслуживания новейшей диагностической системы «Крайслер ВЕПА».«Додж-омни».Силовой агрегат и привод к передним ведущим колесам.31