СЛУЖБА 3буксировать по грунтовым дорогам прицеп общей массой 30 тонн. Помимо МАЗ—537А существуют еще четыре модификации — все они седельные тягачи. Это МАЗ—537, предназначенный для буксировки двухосного полуприцепа МАЗ—5247Б общей массой до 65 тонн, В отличие от МАЗ—537, другой седельный тягач — МАЗ—537Г оснащен лебедйой и способен буксировать полуприцеп общей массой 68 тонн. МАЗ—537Д и МАЗ—537Е — две разновидности седельного тягача, оснащенные генераторной установкой переменного тока и рассчитанные на буксировку так называемого активного (то есть имеющего, к аки тягач, ведущие колеса) полуприцепа общей массой 65 тонн. Об активных полуприцепах журнал писал в 1974 (№ 11, стр. 10) и 1978 гг. ( s 3, стр. 4). N> Более подробно познакомиться с характеристиками всех перечисленных автомобилей можно по книге Д. В. Чабана «Краткий справочник по отечественным автомобилям и прицепам», выпущенной в 1971 году в Москве Воениздатом.•АВТОГОНКИДнем разочарований назвали журналисты третий этап первенства мира по кольцевым гонкам на машинах формулы I, который состоялся на трассе «Кялами». Три новых автомобиля дебютировали в этих соревнованиях и все неудачно. Завод «Рено» неспроста начал свои выступления в 1978 году именно с трассы «Кялами». Она лежит на высоте 1800 метров над уровнем моря, и какразв таких условиях полуторалитровый мотор гоночного «Рено», снабженный турбонаддувом, наиболее заметно должен был проявить свои преимущества. В разреженном воздухе он обеспечивал перед соперниками превосходство по мощности почти в 125 л. с. На тренировках этот «Рено», управляемый Ж. Жабуилем, пок азывал вместе с новейшим 540-сильным (мощность на высоте, соответствую. щей уровню моря) «Брэбхэм-ВТ46» максимальную скорость на прямых участках трассы 278 км/ч. Но в гонке все надежды развеялись из-за перебоев в зажигании — «Рено» выбыл из борьбы. Управляемый Н. Лаудой «Брэбхэм-БТ46» изза обрыва маслопровода -не закончил гонку.. Специалисты ожидали многого и от дебюта *Феррари-312ТЗ», о котором говорили, что он располагает мощностью 560 л. с. при 13 800 об/мин. Ожидали победы, которая должна была стать своеобразным подарком к 80-летию владельца фирмы Энцо Феррари. Но... оба фирменных гонщика, К. Рейтеманн и Ж. Вильнев сошли с трассы. Результаты соревнований: 1. Р. Петерссон (Швеция), «Лотос-78»: 2. П. Депэлле (Франция), «Тиррел-008»: 3. Д. Уотсон (Англия), «Брэбхэм-БТ45»; 4. А. Джонс (Австралия), «Эрроус»; 5. Ж. Лафитт (Франция), «Лижье-Матра»; 6. Д. Пирони (Франция), «Тиррел-008». Сумма очков после трех этапов: М. Андретти (США) и Петерссон — по 11; Лауда и Депэлле — по 10; Рейтеманн — 9; Э. Фиттипальди (Бразилия) — 6.НОВЫЙ СРОК ГАРАНТИИ«Я слышал, что ВАЗ установил новый срокгарантии для своих автомобилей, — п ишет В. Носков из Новосибирска. — Расскажите, пожалуйста, об этом». Да, действительно, Волжский автозавод увеличил гарантийный срок для своих автомобилей, кроме моделей «2106» и «2121». Теперь период заводской гарантии определен в 18 месяцев со дня приобретения машины. Началом введения нового гарантийного срока следует считать дату утверждения новых технических условий, где он оговорен. Для моделей «2101». «2102» и «21011» это 3 января 1977 года, а для «2103» — 10 января того же года. Обратите внимание на номер для запасных частей (он обозначен в сервисной книжке вашей машины). Модель «2101»— 2070756: «2102» — 223691; «21011» — 2056353 и «2103» — 672312. Начиная с этих номеров автомобили указанных моделей имеют 18-месячный гарантийный срок независимо от того, что в приложенных к ним сервисных книжках может стоять срок гарантии 12 месяцев.ВЫКРОЙКИ ДЛЯ ЧЕХЛОВМ ногие читатели, обращаясь в ред акцию , просят сообщить , в каких номерах журнала печатались чертеживыкроек тентов и чехлов на сиденья для разных автомобилей. Чертежи выкроек для чехлов на сиденья ГАЗ—21 были напечатаны в 1969 году в № 12; «москвичей» моделей «402», «407». «403» — в 1970 году в № 7, а моделей «408» и «412» — в 1971 году в № 4; «Запорожец» моделей «965», «966» (и их модификаций), «968» — в 1971 году в № 6; ВАЗ—2101 — в этом же году в № 8. Чертежи выкроек для ГАЗ—21, «москвичей» с кузовами моделей «402» и «408». «запорожцев» семейства «965» напечатаны в 1971 году в № 11. Также в № 11, но за 1974 год опубликованы чертежи выкроек чехлов и тента для ВАЗ—2103. Обращаем внимание на то, что, пользуясь чертежами, рассчитанными на базовые модели, можно сшить чехлы и для универсалов. А для пошива чехлов на передние сиденья ЗАЗ—968А, 968АЭ можно воспользоваться чертежами, предложенными для ВАЗ—2101. Передние сиденья ВАЗ—21011 похожи по конфигурации на сиденья ВАЗ—2103. Чертежи к последней модели пригодятся и при изготовлении чехлов для ВАЗ—2106 и «Нивы». Конечно, во многих из этих случаев выкройки придется подгонять по месту. Но для людей, знакомых с иголкой и ниткой, это не составит особого труда. В последнее время предприятия бытового обслуживания по всей стране расширили сеть ателье, специализирующихся в пошиве автомобильных чехлов и тентов (во многих случаях без ограничения марки и модели машины). Промышленность также освоила выпуск чехлов, которые реализуются через торгующие организации.ЧЕТЫРЕХОСНЫЕ ТЯГАЧИ«Много раз встречал на дорогах большие четырехосные грузовики МАЗ — 5 35иМАЗ — 5 37 . Но в чем разница между ними , к акиесуществуютихмодификации , не знаю . Помогите разобраться», — п ишет С. С таницын из Рязани . Внешне эти машины очень схожи. Различить их можно прежде всего по боковинам моторного отсека. У МАЗ—535 они снабжены многочисленными отдушинами в виде вертикальных прорезей с отбортовкой, а у МАЗ—537 в каждой боковине — по четыре люка. Тягач МАЗ—535А имеет платформу. Его грузоподъемность 7 тонн. Машина оснащена 12-цилиндровым 375-сильным дизелем, гидромеханической трансмиссией и независимой торсионной подвеской всех колес. В снаряженном состоянии без нагрузки МАЗ—535А весит 19 тонн и может буксировать прицеп общей массой 15 тонн. У седельного тягача МАЗ—535В не грузовая платформа, а седельное устройство (отсюда и название), на которое опирается ответное устройство полуприцепа, и безрессорная безбалансирная подвеска четырех задних колес. МАЗ—537А отличается от своего старшего двойника МАЗ—535А не только более мощным (525 л. с.) двигателем, но и увеличенными базой между крайними осями (6050 мм против 5750 мм) и колеей (2200 мм против 2150 мм). Его задняя подвеска подобна задней подвеске МАЗ535В. Машины, однако, имеют много общего в компоновке и конструкции. У них гидравлический усилитель руля, телескопические амортизаторы в подвеске первой и четвертой пар колес, шины 18,00—24, привод на все восемь колес. МАЗ—537А весит в снаряженном состоянии 22,5 тонны, может перевозить на платформе 15 тонн груза ив состоянии* **В моторном спорте весной произошла сенсация. Пятнадцатикратный чемпион мира по кольцевым мотогонкам итальянец Джакомо Агостини (36 лет, 311 побед в соревнованиях) закончил мотоциклетную карьеру и решил переключиться на автомобильное кольцо. Он последовал примеру своего коллеги многократного чемпиона мира Майкла Хэйлвуда. Однако вскоре после решения Агостини стало известно, что Хэйлвуд в свои 37 лет вернулся в мотоспорт. Агостини будет выступать на автомобиле формулы II «Шеврон-Б42» с двигателем БМВ (1995 см 3 , 300 л. с. при 9500 об/мин). Он весит 500 кг, развивает максимальную скорость около 280 км/ч и разгоняется с места до 100 км/ч за 3,9 с. Итальянский чемпион, когда его спросили, не поздно ли в 36 лет садиться за руль такого «болида», возразил, что не поздно и что за 17 лет выступлений в мотогонках имел только шесть аварий. На вопрос, кого из современных мотоциклетных «кольцевиков» он считает гонщиком «номер два» (после себя), Агостини назвал англичанина Брайана Шийна.ГДЕ НАЙТИ СХЕМЫ?М ногие читатели обращаются в ред акциюс просьбой дать справку , в каком номере журнала были опублик ованы цветные вкладки со схемами электрооборудования отечественных автомобилей имотоциклов . Приводим год и номер журнала «За рулем», где были помещены схемы электрооборудования следующих легковых автомобилей, мотоциклов и мотоколясок: ВАЗ—2101 — 1972, № 1; ЗАЗ—966 и ЗАЗ—968 — 1974, № 1; «Москвич412» — 1973. № 1; «ИЖ—Юпитер-3» и «ИЖ—Планета-3» — 1S74, № 9: ВАЗ—2103 — 1975, М 1; СЗД — 1975, № 3; > «Днепр—МТ-10» и «Урал—М-67» — 1975, № 11: «Москвич—2140» — 1977, № 9; ММВЗ —3.115, «Восход—2М», «Электрон» В—150М — 1978, № 3.МОТОКРОССВо французском городе Ле Туке прошел самый массовый мотоциклетный кросс на длинную дистанцию. По своему38