Преподавателям автошкол и клубовРЯДОМс новичкомЗаметки мастера практического вождения. 6*пременно нужно усвоить правила движения в>колонне. И пусть они не очень сложны, от этого езда в колонне не делается проще. Научить своего ученика этим правилам и основам безопасности движения считаю своей прямой обязанностью. Но это лишь одна сторона дела, вернее — уже вторая, если езду в колонне считать и комплексной проверкой. Убежден, что на этот вопрос следует смотреть более широко. Умение двигаться в колонне я расцениваю как составной элемент умения двигаться в потоке транспорта вообще. Судите сами. Плотность движения на дорогах, а тем более на городских улицах, растет не только с каждым годом, но буквально с каждым днем. И уже сейчас нередко можно видеть за городом вереницы разнородных автомобилей, плетущихся впритык один за другим и не имеющих возможностей для обгона. Чем это не колонна? А в городе и того хуже. Вереницы машин движутся уже в несколько рядов по параллельным полосам. И в этих условиях водитель должен особенно тщательно соблюдать дистанцию и интервал, поддерживать заданную общим ритмом движения скорость, внимательно следить за действиями соседей. Впрочем, прежде чем перейти к разговору о том, что должен и чего не должен делать водитель, хочу рассказать, как мы организуем марш. Может быть, кому-то и эти рекомендации будут полезны. Итак, марш введен в сетку расписания. Его дата известна всем загодя. А потому и готовиться к нему мы начинаем недели за три-четыре. Назначаются руководитель колонны и техническое замыкание. Разрабатываются маршрут движения и график. Намечаются пункты смены экипажей и рубежи подтягивания. Определяются возможные запасные варианты маршрута на случай, если дороги по каким-то причинам будут закрыты. На видном месте вывешивается карта-схема маршрута. Каждый курсант может в любую свободную минуту подойти к этой карте, еще и еще раз изучить тот участок, на котором ему предстоит вести машину. А о том, чтобы каждый знал порядок движения в колонне и свою очередность, заботимся мы, мастера, заблаговременно составляя списки и доводя их до сведения курсантов. При этом всегда делаем так: к каждому инструктору прикрепляется на время марша группа ребят, с которыми не он вел практическое вождение, а кто-то из коллег. Это дает возможность объективно оценить и водительские качества учеников и работу мастера. Потому что оценки, проставленные курсантам, в общем-то можно считать и оценками мастеру. Кроме схемы маршрута мы вывешиваем плакаты, показывающие сигналы, посредством которых управляется колонна на марше. В это же время преподаватели объясняют на уроках особенности езды в колонне, основы безопасности движения. Таким образом, когда подходит назначенный день марша, все его участники уже достаточно теоретически вооружены. К этому дню готовимся как к празднику. Да он и впрямь похож на праздник, потому что к одному часу собираются все обучающиеся, мастера, преподаватели. Выстраивают все автомобили, что бывает не так уж часто. ' Машины заранее проходят технический осмотр, каждая «надраена» до блеска. На ветровом стекле и на заднем борту каждого грузовика закреплен его порядковый номер. Мастера вместе с курсантами еще и еще раз проверяют тормоза, рулевое управление, свет, заглядывают под капот... Все это уже не раз проделано, — но никому не хочется на марше выглядеть белой вороной. Уж лучше перестраховаться, чем потом краснеть из-за какой-нибудь мелкой неурядицы. Наконец приготовления закончены. Автомобили выровнены в безукоризненную шеренгу. Старший мастер по-военному строит участников марша и докладывает начальнику о готовности к выезду. Начальник школы обращается к курсантам. Он говорит о маршруте и показывает все точки этого маршрута еще раз. Говорит о порядке движения и сигналах, о правилах безопасности и обстановке на дороге, об ответственности каждого из нас за жизнь и здоровье людей. Ведь точно так же будет, когда эти ребята станут солдатами. Они прослужат много месяцев, наберутся опыта и знаний, освоят свою службу до тонкостей. Но перед каждыми учениями, перед каждым тактическим занятием командир будет ставить им боевую задачу. И выступление начальника школы напоминает именно такую постановку задачи. Может быть еще и потому, что в конце своей речи он всегда говорит: — Тот, кто не готов к выполнению марша, кто плохо себя чувствует, может и должен сейчас сказать об этом. Если такие есть, прошу выйти из строя. На моей памяти еще не было, чтобы кто-то сделал шаг вперед. Для ребят марш — желанное дело, долгожданный последний рубеж и своего рода экзамен, где каждый хочет себя показать. Снова звучит команда: — Первой смене занять места в автомобилях, остальным — в автобусе. Приготовиться к движению!С введением новой учебной программы подготовки водителей третьего класса мы, мастера практического вождения и препрдаватели, вздохнули с облегчением, будто свалили с плеч тяжелую ношу. Раньше ведь как было. Руководство школы, мастера вождения, пони-* мая, что на завершающем этапе обучения нужно как-то серьезно проверить практические навыки своих питомцев, выкраивали моторесурс, топливо, чтобы совершить марш в колонне. Его протяженность и условия движения разрабатывали, исходя из собственного опыта. Время от времени то одна, то другая школа, собрав по литру сэкономленный бензин и выбрав свободный от занятий день, отправляла курсантов на учебных автомобилях в дальнюю дорогу. За примерами далеко ходить не надо — так делали в луховицкой школе (Московская область), так делали мы. Так поступали в ряде других автошкол, где люди болели за дело, хотели дать своим ученикам как можно больше полезного, выпустить их настоящими шоферами. На это шли потому, Что понимали: без та-" кого марша, без этой своего рода комплексной проверки почти невозможно определить истинную подготовленность новичка: его умение видеть дорогу, предугадывать развитие событий, находить верную линию поведения в конкретно складывающейся обстановке. И вот теперь многокилометровый марш в колонне стал обязательным элементом обучения. Почему, собственно, лично я придаю этому столь большое значение? Причин тому много. Первую вижу в том, что шоферу вообще, а военному — в особенности, не* Окончание (см. № 1-5). «За рулем», 1978,За нашу Советскую Родину!Щк За ррем l||jr * *6 Июнь 1978Ежемесячный научно-популярный и спортивный журнал Всесоюзного ордена Ленина и ордена Красного Знамени добровольного общества содействия армии, авиации и флоту Издается с 1928 года