Это был прекрасный миг. Неповторимый миг победы и счастья. На высшую ступень пьедестала почета поочередно поднимались Валентин, Александр и Любовь Капли. И холмы запорожской Хортицы, среди которых причудливым серпантином извивалась трасса, казались победителям в это мгновение высокими и величественными. Шутка ли, три главных приза из шести разыгрывавшихся на первенстве Запорожской области завоевали члены одной семьи. Не мог сдержать горделивой улыбки отец чемпионов — Иван Ефимович Капля. После награждения первым к отцу подбежал Саша.— Вот видишь, папа, номер 78 оказался счастливым. — Не в номере счастье, а в золотых руках Валентина. Пойди поблагодари его. А вечером не задерживайся, приходи пораньше, соберемся вместе, потолкуем. Вот уже больше года прошло, как разлетелись из- родного гнезда дети. Валентин с женой Любой получили новую квартиру в соседнем микрорайоне, Саша женился и тоже уехал. Но не забывают Ивана Ефимовича. А после соревнований, по традиции, собираются у него на семейный совет. Капля-старший во всем им советчик. И как же не прислушаться к его мудрому слову, если столько повидал он на своем веку. Строил Днепрогэс, работал на «Днепроспецстали», а после победного 1945-го вплоть до выхода на пенсию трудился на «Запорожстали» машинистом завалочной машины. Радуется Иван Ефимович: в него пошли дети. На «Запорожстали» отцовское место занял старший — Анатолий, Валентин с Любой работают слесарями на трансформаторном, и младший, Саша, там же — шофером. И когда в дни семейных торжеств вся многочисленная трудовая родня Ивана Ефимовича собирается в саду под черешнями на улице Счастливой, словно войско казацкое окидывает взглядом старый Капля. И если в такой момент гость похвалит кого-либо из детей, не выдержит старый металлург и скажет в ответ свою любимую фразу: «У меня иу моих детей трудовая книжка — документ рабочего, а не тетрадь для записей адресов предприятий. Вот так». Профессии у младшего поколения Каплей разные, а вот увлечение одно — мотоциклетный спорт. Первым полонен им был Валентин, ныне многократный чемпион Запорожской области, призер республиканских соревнований. Потом сел за руль Саша — так появился в семье чемпион области среди юниоров. Со временем стал род Каплей ядром секции мотоспорта при первичной организации ДОСААФ на трансформаторном заводе. Тогда-то и пришла в нее светловолосая Люба, быстро перенявшая у Валентина технику езды и умение побеждать. Техника привлекала Валентина с детства. В ту пору был у Ивана Ефимовича старенький БМВ, на котором он ездил на работу. А когда часто барахлившей машине требовался очередной ремонт, забыв о своих играх, первым бежал помогать отцу Валентин. Быстрота, с которой он выдвинулся в число лучших гонщиков области, а потом Я республики, поражала. В армии унего не было возможности заниматься мотоспортом. И теперь словно наверстывал. Правда, и на воинской службе Валентин был э курсе всех событий, которые происходили в заводской мотосекции. Такой уж был уговор с ребятами — сообщать о всех новостях. В одном из последних писем, пестревшем восклицательными знаками и прилагательными превосходных степеней, Капле сообщали, что секция получила в свое распоряжение новый кроссовый мотоцикл. Валентину не терпелось увидеть эту машину. Приехав в Запорожье холодным и дождливым ноябрьским вечером, он уже рано утром был на заводе. Всю зиму — в мороз и слякоть тренировались трансформаторщики, готовясь к первым крупным состязаниям 1966 года — областному кроссу, посвященному Дню Советской Армии. Капля не отставал от них, хотя понимал, что участвовать ему не придется: команда была уже укомплектована, да к тому же в его распоряжении был всего-навсего дорожный ИЖ—56. Однако хлопот хватало. Ребята, зная умение Валентина, попросили его быть механиком команды, и он старался изо всех сил. Однако за день до старта произошло непредвиденное. На вечерней тренировке тренер и первый номер команды Валентин Молокаедов на скользкой трассе не сумел вовремя погасить скорость и упал. На следующий день он пришел с рукой на перевязи и сказал: «Придется тебе, тезка, вместо меня». Сколько раз в мечтах садился Капля на кроссовый мотоцикл и пролетал на нем всю дистанцию, обгоняя маститых гонщиков, а тут, когда надо было совершить это в действительнрсти, оробел. И не столько это была боязнь за себя, сколько за судьбу команды. ...Старт. Взревев моторами, машины рванулись вперед. Вот и первый круг позади. В толпе болельщиков Валентин различил своих заводских: стоят, подбадривают. «Значит, пока еще не «завалил» гонку». И так, круг за кругом, пока наконец не увидел яростно жестикулирующей Алисы Борисенко. — Второй! — кричала она. Еще один заезд — и Капля сновапришел вторым. Такой же результат был у него ив заключительном заезде. После гонки к Валентину подошел Анатолий Борисенко — известный в Запорожье мотоциклист. — Так это ты у меня все время на хвосте сидел? Какой разряд? — Третий. — Третий? Ну и молодец! А я уж думал, откуда тут мастер новый выискался. — И, рассмеявшись, пожал Валентину руку. Много было после этого в спортивной биографии Капли соревнований, но эти почему-то запомнились ему больше всего. Может из-за необычайности их сюжета, а может быть оттого, что познакомился здесь с Борисенко, с которым крепко подружился. В их судьбах было много общего: оба рабочие, оба безгранично влюбленные в мотоциклетный спорт. Да и подруг жизни нашли под стать себе. Иногда случалось так: получали награды за призовые места Анатолий и Валентин, а следом за ними на пьедестал почета поднимались Алиса Борисенко и Любовь Капля. Однажды председатель спортклуба ДОСААФ Алексей Николаевич Зинченко сказал Валентину: — Собирайся, завтра поедешь в Краснодон. Состязаниям в городе боевой комсомольской славы предшествовали встречи с героями войны и труда, посещения передовых производственных коллективов. По традиции гонщики побывали в музее молодогвардейцев, возложили цветы к монументу «Клятва». Членом судейской коллегии был один из той когорты — Радик Юркин. Мотокросс научил Валентина мыслить, помог выковать волю и решительность. А здесь, в Краснодоне, эти качества надо было проявить вдвойне — место, освященное борьбой мужественных комсомольцев-подпольщиков, обязывало. В отделе главного механика его встретили восторженно. «А наш-то Капля, слыхали? Герой...» На доске объявлений красовалась «молния», возвещавшая о том, что В. И. Капля выполнил норматив мастера спорта СССР. Конечно, была во всем этом обычная радость болельщиков, но в ней четко проглядывало и более глубокое чувство — гордость за своего, коренного заводчанина. В этом была дань уважения всем членам могучей родовой ветви Каплей — прекрасным производственникам, отличным товарищам. — Чествовать нового мастера спорта будем потом, — сказал бригадир Виктор Евдокимович Кацай, — а сейчас,, Валентин, пойди посмотри в цехе строгальный станок. Ждали, когда ты вернешься. Что-то закапризничал он. Как только берет стружку больше миллиметра, так сразу же останавливается. Валентину — слесарю-ремонтнику высшей квалификации не привыкать к таким поручениям. Взять хотя бы этот станок. Сторонники решительных мер1 заявляли, что старый, мол, уже агрегат, пора в металлолом. Но Кацай настоял на том, чтобы прежде его осмотрел Капля, а потом уже решаться на крайние меры. Пришлось немало повозиться, но при чину Валентин установил. Сработались диски сцепления в муфте. Они подобнь мотоциклетным. Казалось бы, все про сто. Но, когда Капля пошел в цех за3!