Людвик КЕРНКто виноват?«Ручка»Не перехвалишь, как ни хвали: Чудо-машина мои «Жигули»! Двигатель — зверь. Только дашь ей «газа» — У светофора дави тормоза. Чудо-машина мои «Жигули» — t Не перехвалишь их, как ни хвали. Только обидно, скажу, не тая, Как-то невидна машина моя. Слишком обычны мои «Жигули»," Сколько ты их (и себя) ни хвали. Как их украсить? Один мой сосед Возит на стеклах наклеек букет. Тот прилепил на багажник «коню» Чью-то большую кривую ступню. Тот вымпелами увешал салон. Тот в занавесок укрылся заслон. А вот у этого — издалека Видно: грозит всем на свете рука. Желтая «ручка» дрожит за стеклом Вправо наклон, влево наклон, Мечется, вертится, словно маня : «Вот я каков! Догони-ка меня!»Натрехполосной дороге••„•„.,..— „ . — ..••..I1—. . . М . » , ! .11ПИ—«Ручка»! Ее я полгода искал, Тысячи верст я за ней проскакал. «Ручка»! Ведь нынче, кого ни спроси, Скажут: «Модерн!» Завопят: «Суперси!» И наконеця ту «ручку» купил! Мигом ее як стеклу прилепил. Глянул — отлично сзади видна. Пусть защищает корму мне она. Еду довольный. Вдруг сзади удар, Стекла летят. В ыхожуи — кошмар! Вот ведь к чему ты, судьба, привела: Всмятку багажник и нету крыла... — Я засмотрелся на «ручку» твок>. Тормоз врубил, но почувствовал — бью... Так ситуацию вмиг упростил Тот, кто машину мою «окрестил». Чудо-машина мои «Жигули», Не перехвалишь их, как ни хвали. Только не сплю я, терзаясь со зла : Мне бы не «ручку» крепить — зеркала! Из журнала «Мотор» Перевод с польского Ю. БЕХТЕРЕВАСтолкновения встречных транспортных средств, пожалуй, один из самых катастрофичных по своим последствиям видов дорожных происшествий. Гибнут люди, в груду исковерканного металла превращаются машины. Вероятность таких столкновений резко возрастает при обгонах на узких дорогах, когда приходится выезжать на полосу встречного движения. Малейший просчет или невнимательность водителя могут стать непоправимыми. Именно поэтому все условия для безопасного обгона строго оговорены правилами движения. Как известно, пункт 91 обязывает водителя до начала обгона убедиться в том, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на расстоянии, достаточном для полного завершения такого маневра. В определенной обстановке можно эту полосу и не покидать. Пункт 94 разрешает делать это, если после возвращения в прежний ряд придется сразу начинать новый обгон. Стало быть, водитель имеет право обогнать не одну, но и несколько машин, а затем уже в соответствии с пунктом 79 занять правую полосу, если она свободна. Эти основные принципы уточнены и развиты в других пунктах Правил. Казалось бы, все предельно ясно, ни для каких сомнений или двояких толкований нет места. Но вот нестандартная ситуация: трехполосная дорога с двусторонним движением. Здесь Правила запрещают выезжать лишь на крайнюю левую полосу, а средняя — вроде бы «ничейная территория». И тут. у вы . случается, что права на нее встречные водители понимают по-разному. Произошло это в апреле на шоссе, идущем по Южному берегу Крыма, а точнее — на 106-м километре трассы Севастополь — Алушта. Проезжая часть шириной 14,5 метра разделена здесь пунктирными линиями разметки на три полосы. Видимость — больше километра. Старший инженер службы безопасности движения ялтинской автобазы № 6 Г. Гарус пишет в редакцию, что в этих условиях водитель автомобиля МАЗ—503 А. Казначеев решил обогнать движущийся со скоростью 60 км/ч самосвал ЗИЛ-ММЗ—555 и занял для этого среднюю полосу дороги. Поскольку его собственная скорость была лухиь на 10 км/ч больше, обгон затянулся. Впереди, на встречной полосе показался колесный трактор, а еще дальше стоял автокран. Объезжая его, на середину дороги навстречу ' Казначееву выехал на ЗИЛММЗ—555 водитель П. Пучко. Объезд на скорости 60 км / ч он выполнил за считанные мгновения, но, увидев метрах в ста впереди медленно движущийся трактор, Пучко решил в один прием обогнать и его. Между тем на средней полосе, к ак вы помните, находился тяжелый МАЗ. Наступила критическая ситуация. Два грузовика быстро сближались, не уступая один другому. Наконец, чтобы предотвратить столкновение, Казначеев применил экстренное торможение, но навлажном покрытии тяжелую машину занесло влево, и сорока метров тормозного пути для остановки не хватило. А что же Пучко? В последний момент ему удалось-таки опередить трактор, однако полностью освободить среднюю полосу он не успел. МАЗ столкнулся сначала с его машиной, а затем ис трактором. В результате сам Казначеев получил травму, а пассажир МАЗа погиб. Соответствовали ли действия участников происшествия требованиям правил движения? Следует отметить, что обгон с такой небольшой разницей в скоростях небезопасен уже потому, что занимает слишком много времени и места, а обстановка на дороге меняется очень быстро. Расчет показывает, что при скорости 70 км/ч Казначееву для завершения обгона требовалось 570 метров пути и 28 секунд времени. Однако при хорошей видимости и уверенности в том, что средняя полоса дороги свободна, он вправе был занять ее и начать обгон. Не забывая, конечно, что при первой возможности обязан освободить ее и уйти на свою сторону. Ведь по смыслу Правил средняя полоса на такой дороге предназначена для обгонов или объездов водителями обоих направлений. Как установлено, Казначеев первым выехал на среднюю полосу. Тем самым до окончания обгона он как бы включил «красный свет» на ней для встречного транспорта. Водитель Пучко начал объезд автокрана позже Казначеева. Правильно ли он действовал в этой ситуации? Скорость 60 км/ч позволила Пучко объехать автокран и даже пройти еще 145 метров до места столкновения. Если бы этого расстояния хватило, чтобы закончить обгон и перестроиться в правый ряд, то его маневр не противоречил бы требованию пункта 91 Правил не создавать помех другим участникам движения. Мы уже знаем, что времени и расстояния для этого у него не было. И все же Пучко пошел на обгон трактора. Оказывается, он думал, что это ему разрешает пункт 94, о котором мы уже упоминали. Так ли это? Средняя полоса трехполосной дороги является как бы нейтральной, а для каждого направления движения служат лишь крайние полосы. Здесь нет левых и правых полос: их всего по одной в каждом направлении. Между тем пункт 94 ведет речь именно о левой полосе. Стало быть, он имеет в виду ситуацию, когда водитель находится на своей стороне проезжей части и не мешает движущимся сзади. На средней полосе трехполосной дороги тоже можно оставаться до тех пор, пока не обгонишь одиночную машину или целую «пачку» автомобилей. Но при условии, изложенном в пункте 91: чтобы путь впереди был свободен. Поскольку средняя полоса предназначена здесь для попеременных встречных обгонов. В описанном случае создалась такая дорожная обстановка, когда между автокраном и двигавшимся в правом ряду трактором было значительное расстояние (около 140 метров), в связи с чем водителю Пучко следовало вспомнить о требованиях пункта 79 Правил и, закончив объезд автокрана, уступить дорогу занявшему ранее среднюю полосу Казначееву, то есть перестроиться в правый ряд. Этого было бы достаточно, чтобы предотвратить столкновение. Таким образом, особенностью трехполосных дорог является своего рода «челночность» обгонов. По принципу: получил свободный путь на средней полосе, достаточный для опережения одного или «пачки» автомобилей, — обгоняй. Завершил маневр — уходи в свой правый ряд, предоставь возможность обгона и встречным водителям. Помни, что пункт 94 применим только в совокупности с другими требованиями Правил, иначе среднюю полосу можно превратить во второй ряд движения, только успей его раньше других занять. В заключение следует заметить, что сведений, приведенных в читательском письме, недостаточно для расчетного исследования механизма данного происшествия и установления вины того или иного водителя. Это возможно только при детальном изучении всех обстоятельств происшествия вих совокупности. В. МАЛАХА, заместитель заведующего лабораторией ВНИИ судебных экспертиз28