на АЗС и СТО легче, чем где бы то ни было, обеспечить соблюдение правил пожарной безопасности (ведь многие препараты автокосметики требуют соблюдения этих правил). В-третьих, именно персонал АЗС и СТО проще снабжать централизованной информацией о свойствах и применяемости разных средств автокосметики. Другая точка зрения, — ее выражают В. Васильев из Пскова, В. Писаненко из Воронежской области, С. Яковлев из Тюменской области, В. Щербаков из г. Алдана и немало других, — сводится к тому, что автокосметика должна поступать в магазины хозяйственных товаров. Той же точки зрения придерживаются Л. Кравченко из Красноводска и ряд других автолюбителей, уточняющих при этом, что снабжение их надо вести централизованно, обязательным порядком, в зависимости от количества автомобилей в республике, области или городе. И в этой идее заключен определенный резон, так как хозяйственные магазины есть практически в любом районном центре и многих населенных пунктах, в том числе там, где ни СТО, ни АЗС поблизости нет. В то же время трудно требовать от продавцов и товароведов хозяйственных магазинов знания специфики ухода за автомобилем я мотоциклом. У них и без того достаточно обширная номенклатура товаров. Вот почему П. Щетенко из Свердловска, В. Островский из Пензы и Н. Гревизирский из г. Балхаша заявляют: «только в автомобильных магазинах». И главный их довод — квалификация персонала и отсутствие случайных покупателей. Есть еще одно, как бы объединяющее все высказанные точки зрения мнение, Его выражают А. Попов из г. Волгограда и В. Блохин из г. Юрга Кемеровской области. Торговать автокосметикой надо везде — в автомобильных и хозяин ственных магазинах, на АЗС и на СТО. «Где бы ни продавали препараты автокосметики, залеживаться на прилавках они не будут». А С. Зубрицкий из г. Смела Черкасской области к этому добавляет: «Нужно, чтобы они попадали в магазины всех городов, а не только областных центров». Тут необходимо, правда, добавить, что далеко не все сельские магазины имеют «право и возможность» торговать автокосметикой. Ведь, как уже говорилось, многие из препаратов требуют особых мер пожарной безопасности, и их нельзя продавать в одном помещении с пищевыми продуктами. Мы подробно остановились на разных точках зрения, чтобы перед работниками торговли предстала полная картина: в конечном счете выбор за ними. Но как обстоит дело сегодня? Немало писем, где бы не звучало в той или иной форме «В магазинах нашего города нет почти ничего из перечисленных препаратов»; «Многого из этого списка никогда не видел и поэтому ничего сказать не могу»; «Даже не представлял, что у нас выпускается столько наименований препаратов». Комментировать такие слова, пожалуй, излишне, необходимо исправлять сложившееся(положение. И делать это надо всем организациям, ответственным за разработку, производство и продажу средств автокосметики. Настораживает в этом плане письмо С. Зубрицкого, который отмечает, что «лет десять назад многие препараты достать было легче, чем сейчас». И это при быстром развитии производства химических товаров. Значит, оно отстает от еще более быстро растущего выпуска автомобилей. Здесь — «информация к размышлению» для планирующих организаций. / Несколько более узкий, но важный вопрос. А. Кандауров из г. Миллерово и Н. Калиновский из совхоза «Кубань» обращают внимание на «неавтомобильную» стеклянную тару многих препаратов и плохое оформление этикеток. И особенно на отсутствие на них указаний по применению (снова нет информации!). Минчанин Г. Радион выражает мнение, что ассортимент автокосметики следует сократить до минимума. С ним солидарен А. Ельников из г. Кимры. А что, может быть действительно оставить из 67 наименований 25—80, но лучших, и выпускать их побольше? Тем более что некоторые препараты в перечне практически одинакового назначения. В заключение редакция благодарит всех, кто активно откликнулся на нашу анкету. Результаты ее изучения будут использованы в интересах дела, Но уже сегодня ясно, что необходимо очень серьезно задуматься над проблемами автокосметики — ее производства, распространения, пропаганды. Ясно также, что вопросы это непростые, требующие немалого труда. И именно поэтому нельзя дольше откладывать их решение. Слово — за планирующими органами, Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, Министерством торговли СССР.Мелитопольский-моторный вносит измененияЛюбой автомобиль непрерывно совершенствуют, практически от создания первых промышленных образцов до снятия модели с производства. Накапливаясь, эти новшества существенно меняют характеристики агрегатов, влияют на эксплуатационные показатели всей машины в целом. Сегодня мы попросили начальника бюро КЭО мелитопольского моторного завода Н. Н. СТРЮКА рассказать о некоторых изменениях, внесенных в конструкцию силовых агрегатов МеМЗ—968 и МеМЗ—969А за последние годы. ~ 1. На двигателях МеМЗ—968 с № 324704 (с февраля 1975 года) была изменена конструкция сухариков, клапанов, тарелок клапанных пружин (рис. 1). Иными стали и канавки под сухарики в стержнях клапанов. Все изменения показаны на рис. 1. Цель реконструкции — повышение надежности соединений этого узла. Теперь практически исключено самопроизвольное «рассухаривание» клапанов, которое хоть и не часто, но все же наблюдалось. Владельцам «запорожцев» при замене надо знать, что кеS6S-I00702S-1 №•1007024-11 Ш -100702$'-8\\191д-П070М-В№•1007027!6в-1Х70<!-М [ 91В-ЮО70Ю-Дm-wo7ots-6iJ. kJI Ma to IIIK |J.£$-1007010-S>| на/Пик |0-0" 4D1-2-4-}"ОЩПорядок работы 1-3-4-2t%Порядок работыРис. 1, Клапанный привод: до изменения (слева) и после (справа). Рис. 2. Обозначение номеров цилиндров и порядка их работы: до изменения (слева) и после (справа). Рис. 3. Конструкция поршней и поршневых колец: до изменении (слева) и после (справа).965-1004015-/12 ф 67,5 -0.2.,??35В-1004015-6 Фбй.4-0.2+15!l1'Гjjjiг ^1Ф968-WOOWt (комплект)4тi — • — ^_ _ ,96B-I000I0I-6 {комплект)I <: i 11 JX3Ш15