В начале года утверждены новые Правила продажи населению легковых автомобилей и мотоциклов с коляской. Необходимость их введения продиктована закономерным развитием нашей автомобильной промышленности, системы обслуживания и торговли, а также новыми отношениями, складывающимися между этими отраслями. В документе нашли прямое отражение решения XXV съезда КПСС о повышении благосостояния советского народа. Наш корреспондент побывал в Министерстве торговли СССР и получил ответы на некоторые вопросы, наиболее волнующие читателей «За рулем».ВЫ ПОКУПАЕТЕНачнем с того, что теперь запрещена реализация автомобилей и мотоциклов, не укомплектованных или поврежденных в процессе транспортировки, имеющих заводские дефекты, а также не прошедших предпродажной подготовки. Одновременно с правилами действует отраслевой стандарт 37-001.82.76, определяющий, что предпродажная подготовка осуществляется торговыми организациями в местах хранения поступающей к ним автомототехники или на СТО по специальным договорам. При этом организация, проводившая предпродажную подготовку, несет полную ответственность за ее качество, и об этом в сервисной книжке или справке-счете делается обязательная отметка, без которой машина не может быть продана. Объем работ по предпродажной подготовке. весьма значителен. Сюда входят: удаление внешней консервационной смазки, очистка салона, мойка и сушка автомобиля; обязательная проверка крепления колес, наличия комплектующих изделий (и установка их на место), закрывания капота, багажника и дверей, работы стеклоподъемников, давления воздуха в шинах, натяжения ремня вентилятора, крепления рулевого управления и рулевых тяг, уровней масла в двигателе, рулевом механизме, коробке передач и заднем мосту, охлаждающей и тормозной жидкостей, уровня и плотности электролита в аккумуляторе; осмотр автомобиля и устранение мелких повреждений кузова и его окраски, не требующих рихтовки; проверка работы систем, механизмов и приборов автомобиля на ходу пробегом не более одного километра. Все обнаруженные неисправности, разукомплектованность, недолив масла, охлаждающей и тормозной жидкостей, электролита устраняются, а необходимые регулировочные работы делаются за счет предприятия-изготовителя. При этом составляется акт с участием его представителя, а в случае неявки его в трехдневный срок, в соответствии с инструкцией, утвержденной Госарбитражем при Совете Министров СССР, — только организацией, проделавшей эти работы. Недостаток комплектующих изделий при сохранности пломбировки багажника возмещается за счет завода. Установленный Правилами срок хранения автомобилей на складе торговой организации не должен превышать шести месяцев со дня поступления. По истечении этого срока для определения годности автомобиля к реализации он подлежит осмотру комиссией с участием представителя торговой организации и завода-изготовителя или по его поручению станции технического обслуживания. Необходимые в таких условиях восстановительный ремонт и замена деталей производятся за счет магазина. Если невозможно восстановить автомобиль до соответствия техническим условиям, он подлежит продаже на комиссионных началах с отнесением убытков также на счет торговой организации. Более широко отражены в новых Правилах гарантии завода-изготовителя. Они действуют в течение установленных для каждой машины сроке и пробега. При этом исчисление гарантийного срока начинается, как и по другим товарам, с момента продажи. Он указывается в справке-счете ив сервисной книжке, выдаваемых покупателю магазином, и продлевается на время нахождения автомобиля в гарантийном ремонте. Претензии покупателей на выход из строя деталей, узлов, агрегатов автомобиля в течение гарантийного срока и пробега принимаются и рассматриваются на заводских гарантийных пунктах и, если они обоснованы, удовлетворяются за счет завода, В некоторых случаях, когда недоброкачественность изделия не могла быть установлена в течение гарантийного срока и пробега и объективно доказана вина завода в скрытых дефектах, претензии в порядке исключения могут удовлетворяться за счет завода в более поздний период. В целях охраны интересов покупателя в Правила включены предупреждения о тех ошибках в эксплуатации машины, которые могут лишить его права на рекламацию и гарантийное обслуживание. Интересам владельцев автомобилей служит и установление жестких сроков для рассмотрения и удовлетворения рекламаций. Недостатки агрегатов, узлов и деталей, не требующие специальных лабораторных исследований, должны устраняться в течение двух недель с момента поступления автомобиля на гарантийный пункт. При необходимости лабораторного исследования этот срок может быть увеличен до трех недель. Претензии на качество автомобиля, требующие рассмотрения заводской комиссией с выездом на место, удовлетворяются в течение десяти дней с момента' выдачи комиссией заключения. Срок выдачи заключения — не более двух недель с момента поступления претензии на завод. Автомобили и мотоциклы с коляской в случае обнаружения в них неисправностей и скрытых производственных дефектов во время гарантийного срока подлежат бесплатному ремонту, а в исключительных случаях обмениваются на новые. При этом предусмотрено, что вышедшая из строя машина может быть обменена, только когда это случилось из-за дефектов, допущенных заводомизготовителем, и, конечно, если замен*ой отдельных деталей, узлов или агрегатов ее невозможно привести в состояние, соответствующее техническим условиям. Решение о замене принимается экспертной комиссией, которая создается приказом по магазину. В ее состав входят представители завода-изготовителя (станции гарантийного обслуживания), магазина и незаинтересованной стороны. Комиссия в присутствии покупателя осматривает машину, после чего в пятидневный срок со дня ее назначения дает заключение о необходимости обмена или ремонта.1. В чем принципиальное отличие новых Правил от действовавших ранее!Наиболее важной особенностью новых Правил является их общесоюзное значение. Ortn едины для всей страны, и с их введением утратили силу многочисленные местные документы, допускавшие разночтение и неправильное толкование. Непрерывно увеличивающееся производство легковых автомобилей и тяжелых мотоциклов, развитие материально-технической базы торговли, повышение культуры обслуживания населения и современные требования, предъявляемые к организации продажи сложных технических товаров, — все это потребовало более четкой регламентации отношений между покупателями, магазинами и заводами. Сразу оговоримся; этот документ регулирует продажу новых машин ик комиссионной торговле отношения не имеет. Комиссионная торговля производится по республиканским правилам, введенным в 1971 году. Стремительное развитие автомобильной промышленности и новой отрасли обслуживания населения — автосервиса повлекло за собой перестройку во взаимоотношениях между заводами и торгующими организациями. Прежде всего это выразилось в повышении ответственности магазинов за качество продаваемого товара. Заводы в своем стремлении создать и передать потребителю современную машину заявили о необходимости строгой предпродажной подготовки этой дорогой техники и соблюдения правил хранения ее до передачи покупателю. И взяли на себя более жесткие гарантийные обязательства. Полезная инициатива была поддержана торговлей, но это привело к значительным внутренним перестройкам в ней и установлению новых контактов с предприятиями автотехобслуживания. Все эти перемены, в целом направленные на благо будущего владельца автомобиля или мотоцикла и требующие законодательного оформления, нашли свое отражение в новых Правилах. Правила согласованы с МВД СССР, Министерством юстиции СССР, Министерством автомобильной промышленности и Центросоюзом.2. Как отражены в новых Правилах отношения между промышленностью и торговлей! Какие непосредственные выгоды получает от этого покупатель!22